Финансисты рассмотрели порядок налогообложения компенсаций сотруднику за использование им личного авто на работе (письмо Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39239). Чиновники разъясняют, что такая компенсация включает в себя как расходы, связанные с износом автомобиля и его ремонтом, так и траты на ГСМ. Поэтому стоимость ГСМ, возмещаемая работнику компанией, не включается в состав расходов.
Как известно, сумма компенсаций за использование сотрудником личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок нормируется законодательством. По мнению финансового ведомства (письмо Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39239), стоимость ГСМ уже включена в сумму такой компенсации и, соответственно, не может повторно учитываться в составе расходов. Но разве суммы компенсации за использование автомобиля и возмещение стоимости ГСМ не самостоятельные выплаты, полагающиеся сотруднику при эксплуатации личного транспорта в рабочих целях? Почему же тогда нельзя их вместе учитывать при налогообложении прибыли? Давайте разбираться.
Выплаты, гарантированные Трудовым кодексом
К понятию компенсации относятся денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами (ст. 164 ТК РФ). Причем компенсации не являются заработной платой работника.
В случае использования работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику полагается компенсация за эксплуатацию, износ (амортизацию) этого имущества, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. В свою очередь, размер таких выплат определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (ст. 188 ТК РФ).
Отсюда можно сделать вывод, что при эксплуатации личного имущества в служебных целях работнику:
- выплачивается компенсация за такое использование имущества;
- возмещаются расходы, понесенные в связи с таким использованием.
Так как Трудовой кодекс отдельно не регулирует отношения работодателя и работника при использовании последним своего личного транспорта, то можно установить, что нормы статьи 188 Трудового кодекса применяются и к этим отношениям.
Налогообложение выплат
Налоговый кодекс устанавливает, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов) (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов учитываются в пределах норм, установленных Правительством РФ (пост. Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 (далее — Постановление № 92)), и составляют в месяц:
- для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно — 1200 рублей;
- для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см — 1500 рублей;
- для мотоциклов — 600 рублей.
Понятно, что указанные суммы незначительны. Так, если считать, что они включают в себя расходы на ГСМ, то компенсация в размере 1200 рублей при средней стоимости бензина 33 рубля соответствует 36 литрам бензина, то есть примерно 300 километров проезда за месяц (при расходе топлива в размере 12 л на 100 км). Не стоит забывать, что в эту компенсацию еще должны входить амортизация, ремонт автомобиля и его техническое обслуживание.
В тексте Постановления № 92 не указывается, какие виды расходов включаются в компенсацию. Нет раскрытия состава компенсации и в нормах Налогового кодекса.
Минфин России и раньше указывал, что, по его мнению, расходы на ГСМ включены в состав компенсации и не должны признаваться расходами по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 16.05.2005 № 03-03-01-02/140). При этом финансовое ведомство ссылается на действовавший в то время документ — письмо Минфина России от 21 июля 1992 года № 57 (далее — Письмо № 57), касающееся условий выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок. Причем пункт 3 Письма 57, действительно, указывал, что в размерах компенсации работнику учтено возмещение затрат и на ГСМ.
Но Письмо № 57 утратило силу, а принятый новый документ (пост. Правительства РФ от 02.07.2013 № 563), регулирующий порядок выплаты компенсации за использование федеральными государственными гражданскими служащими личного транспорта в служебных целях и возмещения расходов, связанных с его использованием, прямо указывает, что возмещение расходов на приобретение ГСМ производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами (счетами, квитанциями, кассовыми чеками и др.).
По мнению автора, сумма расходов на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов не включает в себя расходы на ГСМ. Более того, расходы на ГСМ должны учитываться в составе расходов по следующим причинам:
- в действующих нормативных актах нет указания на то, что расходы на ГСМ включены в компенсацию, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК РФ);
- аналогичные по своей сути компенсационные выплаты за использование федеральными государственными гражданскими служащими личного транспорта (легковые автомобили и мотоциклы) в служебных целях не включают в себя затраты на ГСМ;
- статья 188 Трудового кодекса разделяет компенсацию и возмещаемые расходы.
Комментарии
9Цитата:
" По мнению финансового ведомства (письмо Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39239), стоимость ГСМ уже включена в сумму такой компенсации и, соответственно, не может повторно учитываться в составе расходов.
Никакой логики. Кроме того, это просто смешно. 1200 руб на бензин не хватит в итоге сотрудник не только не получит компенсацию, но и свои деньги будет доплачивать для того, чтоб компания могла пользоваться его автомобилем.
Стараюсь не связываться с этой компенсацией. Лучше арендовать автомобиль и безбоязненно списывать на расходы стоимость ГСМ.
Целестина, аренда авто совсем не безболезненна.
Налорги настаивают, что для принятия затрат по автотранспорту (арендованному или на балансе) необходимо создание полноценного транспортного отдела: начальника, предвыездной технический контроль, предвыезной и послесменный медицинский контроль, межсменное хранение транспорта на выделенной охраняемой территории, обучение и инструктаж персонала, сертификация руководства...