Бухгалтерский учет

Комментарий к Федеральному закону от 02.11.2013 № 292-ФЗ

Законодатели приняли решение в определенной степени облегчить ведение учета для организаций малого бизнеса. С этой целью принят Федеральный закон от 02.11.2013 № 292 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 292 ФЗ).

Законодатели приняли решение в определенной степени облегчить ведение учета для организаций малого бизнеса. С этой целью принят Федеральный закон от 02.11.2013 № 292-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 292-ФЗ).

В частности, уточнено, кто из индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, освобождается от обязанности по ведению бухгалтерского учета. В настоящее время согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете на данные экономические субъекты не распространяется названная обязанность в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Это относится, например, к ИП, применяющим УСНО. Такой вывод следует из того, что ст. 346.24 НК РФ установлено: налогоплательщики, находящиеся на УСНО, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО (см. письма Минфина России от 17.07.2013 №03-11-11/27954, от 28.06.2013 №03-11-11/24653, от 28.02.2013 №03-11-11/87).

Что касается индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, учет доходов и расходов они осуществляют в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя. А для целей исчисления налоговой базы по ЕСХН в соответствии с п. 8 ст. 346.5 НК РФ индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. То есть и такие ИП вправе не вести бухгалтерский учет (Письмо Минфина России от 27.08.2012 №03-11-11/257).

Примерно ту же логику Минфин применил в отношении ИП, уплачивающих ЕНВД (письма от 23.10.2012 №03-11-11/324, от 05.09.2012 №03-11-11/267, от 17.08.2012 №03-11-11/249, от 17.07.2012 №03-11-10/29). Схожесть заключается в том, что, по мнению финансистов, и в этом случае доход учитывается в соответствии с Налоговым кодексом. И согласно п. 1 ст. 346.29 НК РФ в целях применения спецрежима в виде ЕНВД объектом налогообложения признается вмененный доход от предпринимательской деятельности, осуществляемой налогоплательщиком. Нюанс заключается в том, что налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (п. 2 ст. 346.29 НК РФ).

То ли чиновники, то ли законодатели все-таки сочли это разъяснение не вполне убедительным, в результате чего ст. 346.24 НК РФ оказалась дополнена указанием именно на то, что бухгалтерский учет могут не вести и те ИП, которые в соответствии с налоговым законодательством осуществляют учет физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Во всяком случае, теперь не вызывает сомнения, что все ИП независимо от применяемого ими режима налогообложения не обязаны вести бухгалтерский учет и сдавать бухгалтерскую отчетность.

Несколько смягчены требования и для организаций. В настоящее время согласно п. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства.

Теперь такую же возможность получат субъекты малого предпринимательства, а также НКО. Правда, у последних поступления денежных средств и иного имущества за предшествующий отчетный год не должны превышать 3 млн руб. Не распространяется данное упрощение и на ряд НКО, направления деятельности которых перечислены в новой норме.

Что касается субъектов малого предпринимательства, то для них данная возможность уже закреплена в качестве направления государственной политики в Федеральном законе от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (это установлено Федеральным законом от 02.07.2013 №144-ФЗ).

Напомним, что согласно п. 1 ст. 4 данного документа к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, также не должна превышать 25%. Последнее ограничение не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, а также на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в указанный перечень в порядке, установленном Правительством РФ, при условии соответствия одному из следующих критериев:

а) юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее 50% акций которых находится в собственности РФ, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

б) юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для субъектов малого предпринимательства. В настоящее время эта величина равна 400 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 №101).

Очевидно, в рамках произошедшего изменения можно ожидать в ближайшем будущем установления Минфином определенных правил ведения малыми предприятиями и НКО упрощенного бухгалтерского учета. Пока же некоторое обобщение соответствующих возможностей, существующих в настоящее время для малых предприятий, данное ведомство сделало на своем сайте. Их довольно много, но они приведены в разных нормативных документах.

  1. Федеральный закон №292-ФЗ опубликован на портале www.pravo.gov.ru 03.11.2013 и с этой даты вступил в силу.
  2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  3. Форма книги утверждена Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей».
  4. Форма книги утверждена Приказом Минфина России от 11.12.2006 № 169н «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), и порядка ее заполнения».
  5. Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 21.08.2012 № ЕД-4-3/13838@.
  6. С ними можно ознакомиться по адресу http://www.minfin.ru/ru/accounting/accounting/buh-otch_mp/.
  7. Подробно об этом можно прочитать в статье «Малый бизнес: за год отчитываемся по-новому» в журнале «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» (№ 1, 2013).

Начать дискуссию