Госдума России приняла в первом чтении проект закона, уточняющего виды электронной подписи, используемые в различных правоотношениях. Старые электронные цифровые подписи, применяющиеся при сдаче отчетности в электронном виде, действуют только до 31 декабря. Поэтому расскажем, как заменить подпись.
Отчетность через оператора
Новая редакция статьи 80 Налогового кодекса РФ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ) впервые закрепила в законодательном акте (а не на уровне подзаконных нормативных актов) роль специализированных операторов связи в документообороте между налогоплательщиками и налоговыми органами. С 1 января 2014 года налоговая декларация в электронной форме может быть представлена только через оператора электронного документооборота. При этом он должен являться российской организацией и соответствовать требованиям ФНС России.
Правила подписания отчетности
В Налоговом кодексе РФ определено, что документы, представляемые в налоговый орган, в том числе и счета-фактуры, должны подписываться усиленной квалифицированной подписью.
При этом документ, подписанный электронной подписью, ключ проверки которой содержится в сертификате, выданном в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ В«Об электронной цифровой подписиВ», признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью до 31 декабря 2013 года.
В настоящее время активно идет процесс замены сертификатов ЭЦП на квалифицированные сертификаты электронной подписи. До конца 2013 года необходимо заменить все сертификаты ЭЦП, применяемые организацией при взаимодействии в электронной форме.
Для этого организации необходимо обратиться к своему специализированному оператору связи, который подробно проконсультирует, какие действия следует предпринять для получения квалифицированного сертификата ЭЦП.
Учитывая определение усиленной квалифицированной электронной подписи, а также исходя из определения квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, сертификат ключа проверки электронной подписи должен быть выдан аккредитованным удостоверяющим центром или доверенным лицом аккредитованного удостоверяющего центра либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи.
Порядок замены сертификата
При обращении в аккредитованный удостоверяющий центр заявитель представляет следующие документы:
1) учредительные документы, а также документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
2) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства (для иностранных юридических лиц);
3) доверенность или иной документ, подтверждающий право заявителя действовать от имени других лиц.
Если в аккредитованный удостоверяющий центр заявитель представляет документы, подтверждающие его право действовать от имени третьих лиц, в квалифицированный сертификат может быть включена информация о таких правомочиях заявителя и сроке их действия.
При выдаче квалифицированного сертификата аккредитованный удостоверяющий центр обязан получить от лица, выступающего от имени заявителя - юридического лица, подтверждение правомочия обращаться за получением квалифицированного сертификата.
При выдаче квалифицированного сертификата аккредитованный удостоверяющий центр под подпись должен ознакомить заявителя с информацией, содержащейся в квалифицированном сертификате.
При замене ключа следует обратить внимание на то, содержит ли сертификат ключа проверки электронной подписи следующую информацию:
1) уникальный номер квалифицированного сертификата, даты начала и окончания его действия;
2) наименование и местонахождение, основной государственный регистрационный номер;
3) ключ проверки электронной подписи;
4) наименования средств электронной подписи и средств аккредитованного удостоверяющего центра, которые использованы для создания ключа электронной подписи, ключа проверки электронной подписи, квалифицированного сертификата, а также реквизиты документа, подтверждающего соответствие указанных средств установленным законодательством требованиям;
5) наименование и местонахождение аккредитованного удостоверяющего центра, который выдал квалифицированный сертификат, номер сертификата удостоверяющего центра;
6) ИНН владельца квалифицированного сертификата;
7) ограничения использования квалифицированного сертификата (если они устанавливаются);
8) иную информацию о владельце квалифицированного сертификата (по требованию заявителя).
Аккредитованный удостоверяющий центр одновременно с выдачей квалифицированного сертификата должен выдать его владельцу руководство по обеспечению безопасности использования квалифицированной электронной подписи и средств квалифицированной электронной подписи.
Опубликовано в журнале «Учет в сфере образования» № 12, декабрь 2013 г.
Начать дискуссию