Налоги, взносы, пошлины

Комментарий к письму о расходах НИОКР

Существует много автономных учреждений, которые занимаются на-учными исследованиями и (или) опытно-конструкторскими разработками (далее – НИОКР). Финансовое обеспечение их научной деятельности чаще всего осуществляется за счет грантов, выделяемых как из бюджетов бюджетной системы РФ, так и из других источников. В результате внесения изменений в ст. 78.1 БК РФ субсидии с 1 января 2014 года могут предоставляться в форме грантов.

Существует много автономных учреждений, которые занимаются научными исследованиями и (или) опытно-конструкторскими разработками (далее – НИОКР). Финансовое обеспечение их научной деятельности чаще всего осуществляется за счет грантов, выделяемых как из бюджетов бюджетной системы РФ, так и из других источников. В результате внесения изменений в ст. 78.1 БК РФ субсидии с 1 января 2014 года могут предоставляться в форме грантов. В Письме Минфин РФ от 30.08.2013 № 02-13-09/35843 разъяснен порядок предоставления таких субсидий.

В целях реализации указанной нормы финансовое ведомство подготовило изменения в Приказ Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», дополняющие его новыми видами расходов бюджета в части предоставления автономным учреждениям начиная с 2014 года грантов в форме субсидий – вид расходов бюджетов 623 «Гранты в форме субсидий автономным учреждениям» (далее – вид расходов 623).

При этом, по мнению Минфина, участие автономных учреждений в конкурсах на предоставление грантов в форме субсидий возможно при условии согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении данных учреждений (далее – орган-учредитель), на их участие в конкурсе, оформленного на бланке органа-учредителя (далее – разрешение учредителя).

Учитывая, что в соответствии с положениями п. 4 ст. 78.1 БК РФ гранты в форме субсидий могут предоставляться автономным учреждениям – победителям конкурсов (далее – учреждение-победитель) не только органом-учредителем, но и иными государственными (муниципальными) органами по результатам проводимых ими конкурсов, то, если условиями проведения конкурса на предоставление гранта не установлено требование об осуществлении контроля за его использованием органом-учредителем, грант предоставляется учреждению-победителю организатором конкурса по виду расходов 623, независимо от подведомственности этого учреждения.

Если условиями проведения конкурса на предоставление гранта установлено требование об осуществлении указанного контроля органом-учредителем, то целевая субсидия учреждениям-победителям предоставляется органом-учредителем по коду вида расходов бюджетов 622 «Субсидии автономным учреждениям на иные цели» (далее – вид расходов 622). Если организатор конкурса не является органом-учредителем учреждений-победителей, он обеспечивает передачу в установленном порядке соответствующих бюджетных ассигнований органу-учредителю по виду расходов 622.

Поступления грантов в форме субсидий учреждениям-победителям отражается по статье 180 «Прочие доходы» ­КОСГУ в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ № 65н, на лицевых счетах, открытых данным учреждениям в установленном порядке для учета операций:

– с субсидиями на выполнение государственного (муниципального) задания – в случае предоставления гранта по виду расходов 623;

– с целевыми субсидиями – в случае предоставления гранта по виду расходов 622.

Субсидии, получаемые в форме грантов, отражаются у учреждений – грантополучателей по коду вида деятельности 5 «Субсидии на иные цели».

Все доходы, получаемые учреждением, за исключением тех, которые поименованы в ст. 251 НК РФ, подлежат обложению налогом на прибыль. Из пункта 14 данной статьи следует, что имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, не облагается налогом на прибыль. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего данные средства, они рассматриваются как подлежащие налого­обложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов. В целях гл. 25 НК РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

– предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, на­уки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;

– предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением ему отчета о целевом использовании гранта.

В других случаях доходы, получаемые учреждением в форме грантов, подлежат обложению налогом на прибыль. При этом расходы учреждения, совершаемые в рамках деятельности НИОКР, могут быть уменьшены на сумму произведенных расходов при условии, что они отвечают требованиям ст. 252 НК РФ.

В случае если гранты предоставляются автономным учреждениям не за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, операции с данными средствами учитываются в учреждениях-грантополучателях по коду вида деятельности 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)». По этому коду вида деятельности отражаются и работы по НИОКР, выполняемые на основании договоров, заключенных со сторонними организациями в рамках приносящей доход деятельности. Таким образом, доходы и расходы по НИОКР учитываются в рамках исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль.

Порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки определен ст. 262 НК РФ и разъяснен в Письме ФНС РФ от 23.08.2013 № АС-4-3/15243 «О направлении разъяснений Минфина России от 06.08.2013 № 03-03-10/31524 о порядке учета в целях налогообложения прибыли расходов на НИОКР, начатые до 01.01.2012».

Согласно п. 7 ст. 262 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2012 года, налогоплательщик, осуществляющий расходы на ­НИОКР по перечню НИОКР, приведенному в Постановлении Правительства РФ от 24.12.2008 № 988, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Ранее эти расходы равномерно включались им в состав прочих при исчислении налога на прибыль в течение одного года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были завершены исследования (отдельные их этапы).

Коэффициент 1,5 может применяться только в отношении перечня расходов на НИОКР, предусмотренных пп. 1 – 5 п. 2 ст. 262 НК РФ:

1) сумм амортизации по основным средствам и нематериальным активам (за исключением зданий и сооружений), используемым для выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, начисленных за период, определяемый как количество полных календарных месяцев, в течение которых указанные основные средства и нематериальные активы использовались исключительно для выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок;

2) расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, предусмотренных п. 1, 3, 16 и 21 ч. 2 ст. 255 НК РФ, за период выполнения их этими работниками;

3) материальных расходов, предусмотренных пп. 1 – 3 и 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, непосредственно связанных с выполнением научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок;

4) других расходов, непосредственно связанных с выполнением научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, в размере не более 75% суммы расходов на оплату труда, указанных в пп. 2;

5) стоимости работ по договорам на выполнение научно-исследовательских работ, договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ – для налогоплательщика, выступающего в качестве заказчика научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок.

Поскольку научные работы носят длительный характер и не все из них были окончены в 2011 – 2012 годах, у бухгалтеров возникал вопрос, как принять данные расходы в бухгалтерском учете. По мнению ФНС, изложенному в Письме № АС-4-3/15243, расходы на НИОКР, начатые до 1 января 2012 года и завершенные в 2012 году, могут быть учтены в том отчетном (налоговом) периоде 2012 года, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), если иное не предусмотрено ст. 262 НК РФ, при условии ведения налогового учета расходов на НИОКР в соответствии с их классификацией и в порядке, которые действуют с 1 января 2012 года.

В то же время если этап НИОКР был начат до 1 января 2012 года и его тематика соответствовала перечню, установленному Постановлением Правительства РФ № 988, расходы на НИОКР включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

В случае если этап НИОКР был начат до 1 января 2012 года и его тематика не соответствовала перечню, установленному Постановлением Правительства РФ № 988 (редакция которого действовала до 1 января 2012 года), и завершен после 1 января 2012 года и его тематика соответствовала перечню, установленному указанным постановлением (в редакции, действующей с 1 января 2012 года), то расходы по этому этапу, предусмотренные пп. 1 – 5 п. 2 ст. 262 НК РФ, включаются в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершен данный этап, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Положения п. 11 ст. 262 НК РФ для расходов, произведенных на этом этапе выполнения НИОКР, не применяются.

Начать дискуссию