Налоги, взносы, пошлины

Комментарий к письму о расходах НИОКР

Существует много автономных учреждений, которые занимаются на-учными исследованиями и (или) опытно-конструкторскими разработками (далее – НИОКР). Финансовое обеспечение их научной деятельности чаще всего осуществляется за счет грантов, выделяемых как из бюджетов бюджетной системы РФ, так и из других источников. В результате внесения изменений в ст. 78.1 БК РФ субсидии с 1 января 2014 года могут предоставляться в форме грантов.

Существует много автономных учреждений, которые занимаются научными исследованиями и (или) опытно-конструкторскими разработками (далее – НИОКР). Финансовое обеспечение их научной деятельности чаще всего осуществляется за счет грантов, выделяемых как из бюджетов бюджетной системы РФ, так и из других источников. В результате внесения изменений в ст. 78.1 БК РФ субсидии с 1 января 2014 года могут предоставляться в форме грантов. В Письме Минфин РФ от 30.08.2013 № 02-13-09/35843 разъяснен порядок предоставления таких субсидий.

В целях реализации указанной нормы финансовое ведомство подготовило изменения в Приказ Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», дополняющие его новыми видами расходов бюджета в части предоставления автономным учреждениям начиная с 2014 года грантов в форме субсидий – вид расходов бюджетов 623 «Гранты в форме субсидий автономным учреждениям» (далее – вид расходов 623).

При этом, по мнению Минфина, участие автономных учреждений в конкурсах на предоставление грантов в форме субсидий возможно при условии согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении данных учреждений (далее – орган-учредитель), на их участие в конкурсе, оформленного на бланке органа-учредителя (далее – разрешение учредителя).

Учитывая, что в соответствии с положениями п. 4 ст. 78.1 БК РФ гранты в форме субсидий могут предоставляться автономным учреждениям – победителям конкурсов (далее – учреждение-победитель) не только органом-учредителем, но и иными государственными (муниципальными) органами по результатам проводимых ими конкурсов, то, если условиями проведения конкурса на предоставление гранта не установлено требование об осуществлении контроля за его использованием органом-учредителем, грант предоставляется учреждению-победителю организатором конкурса по виду расходов 623, независимо от подведомственности этого учреждения.

Если условиями проведения конкурса на предоставление гранта установлено требование об осуществлении указанного контроля органом-учредителем, то целевая субсидия учреждениям-победителям предоставляется органом-учредителем по коду вида расходов бюджетов 622 «Субсидии автономным учреждениям на иные цели» (далее – вид расходов 622). Если организатор конкурса не является органом-учредителем учреждений-победителей, он обеспечивает передачу в установленном порядке соответствующих бюджетных ассигнований органу-учредителю по виду расходов 622.

Поступления грантов в форме субсидий учреждениям-победителям отражается по статье 180 «Прочие доходы» ­КОСГУ в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ № 65н, на лицевых счетах, открытых данным учреждениям в установленном порядке для учета операций:

– с субсидиями на выполнение государственного (муниципального) задания – в случае предоставления гранта по виду расходов 623;

– с целевыми субсидиями – в случае предоставления гранта по виду расходов 622.

Субсидии, получаемые в форме грантов, отражаются у учреждений – грантополучателей по коду вида деятельности 5 «Субсидии на иные цели».

Все доходы, получаемые учреждением, за исключением тех, которые поименованы в ст. 251 НК РФ, подлежат обложению налогом на прибыль. Из пункта 14 данной статьи следует, что имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, не облагается налогом на прибыль. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего данные средства, они рассматриваются как подлежащие налого­обложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов. В целях гл. 25 НК РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

– предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, на­уки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;

– предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением ему отчета о целевом использовании гранта.

В других случаях доходы, получаемые учреждением в форме грантов, подлежат обложению налогом на прибыль. При этом расходы учреждения, совершаемые в рамках деятельности НИОКР, могут быть уменьшены на сумму произведенных расходов при условии, что они отвечают требованиям ст. 252 НК РФ.

В случае если гранты предоставляются автономным учреждениям не за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, операции с данными средствами учитываются в учреждениях-грантополучателях по коду вида деятельности 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)». По этому коду вида деятельности отражаются и работы по НИОКР, выполняемые на основании договоров, заключенных со сторонними организациями в рамках приносящей доход деятельности. Таким образом, доходы и расходы по НИОКР учитываются в рамках исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль.

Порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки определен ст. 262 НК РФ и разъяснен в Письме ФНС РФ от 23.08.2013 № АС-4-3/15243 «О направлении разъяснений Минфина России от 06.08.2013 № 03-03-10/31524 о порядке учета в целях налогообложения прибыли расходов на НИОКР, начатые до 01.01.2012».

Согласно п. 7 ст. 262 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2012 года, налогоплательщик, осуществляющий расходы на ­НИОКР по перечню НИОКР, приведенному в Постановлении Правительства РФ от 24.12.2008 № 988, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Ранее эти расходы равномерно включались им в состав прочих при исчислении налога на прибыль в течение одного года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были завершены исследования (отдельные их этапы).

Коэффициент 1,5 может применяться только в отношении перечня расходов на НИОКР, предусмотренных пп. 1 – 5 п. 2 ст. 262 НК РФ:

1) сумм амортизации по основным средствам и нематериальным активам (за исключением зданий и сооружений), используемым для выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, начисленных за период, определяемый как количество полных календарных месяцев, в течение которых указанные основные средства и нематериальные активы использовались исключительно для выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок;

2) расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, предусмотренных п. 1, 3, 16 и 21 ч. 2 ст. 255 НК РФ, за период выполнения их этими работниками;

3) материальных расходов, предусмотренных пп. 1 – 3 и 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, непосредственно связанных с выполнением научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок;

4) других расходов, непосредственно связанных с выполнением научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, в размере не более 75% суммы расходов на оплату труда, указанных в пп. 2;

5) стоимости работ по договорам на выполнение научно-исследовательских работ, договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ – для налогоплательщика, выступающего в качестве заказчика научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок.

Поскольку научные работы носят длительный характер и не все из них были окончены в 2011 – 2012 годах, у бухгалтеров возникал вопрос, как принять данные расходы в бухгалтерском учете. По мнению ФНС, изложенному в Письме № АС-4-3/15243, расходы на НИОКР, начатые до 1 января 2012 года и завершенные в 2012 году, могут быть учтены в том отчетном (налоговом) периоде 2012 года, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), если иное не предусмотрено ст. 262 НК РФ, при условии ведения налогового учета расходов на НИОКР в соответствии с их классификацией и в порядке, которые действуют с 1 января 2012 года.

В то же время если этап НИОКР был начат до 1 января 2012 года и его тематика соответствовала перечню, установленному Постановлением Правительства РФ № 988, расходы на НИОКР включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

В случае если этап НИОКР был начат до 1 января 2012 года и его тематика не соответствовала перечню, установленному Постановлением Правительства РФ № 988 (редакция которого действовала до 1 января 2012 года), и завершен после 1 января 2012 года и его тематика соответствовала перечню, установленному указанным постановлением (в редакции, действующей с 1 января 2012 года), то расходы по этому этапу, предусмотренные пп. 1 – 5 п. 2 ст. 262 НК РФ, включаются в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершен данный этап, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Положения п. 11 ст. 262 НК РФ для расходов, произведенных на этом этапе выполнения НИОКР, не применяются.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию