Налоговые проверки

Налоговые проверки и принудительное взыскание задолженности – что нового? Нормы Федерального закона № 248-ФЗ

Федеральным законом от 23.07.13 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ) в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены поправки, направленные на совершенствование механизмов налогового администрирования, вступившие в силу 24 августа 2013 г.

Федеральным законом от 23.07.13 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ) в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены поправки, направленные на совершенствование механизмов налогового администрирования, вступившие в силу 24 августа 2013 г. К числу наиболее значимых изменений относятся следующие.

Уточнен порядок направления документов налогоплательщику

В НК РФ установлен единый стандартный порядок передачи налогоплательщику любого документа от налогового органа.

В соответствии с изменениями, внесенными в п. 4 ст. 31 НК РФ, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, если порядок их передачи прямо не предусмотрен НК РФ, могут быть представлены налогоплательщику одним из следующих способов:

  • переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку;
  • направлены по почте заказным письмом (датой получения считается шестой день со дня отправки заказного письма);
  • переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

В отличие от ранее действовавших правил ни у одного из этих способов не будет приоритета. Налоговый орган вправе выбрать любой из них, за исключением случаев, когда налогоплательщик обязан представлять расчеты (декларации) по телекоммуникационным каналам. Лицам, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы передаются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Уточнен порядок направления налогоплательщику требования о представлении документов

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (п. 1 ст. 93 НК РФ).

До внесения изменений в НК РФ требование о представлении документов могло быть передано налогоплательщику лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование невозможно было передать, оно направлялось по почте заказным письмом.

Согласно новому порядку требование о представлении документов необходимо вручать лично под расписку, только если должностное лицо налогового органа, проводящего проверку, находится на территории налогоплательщика. Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном п. 4 ст. 31 НК РФ.

Уточнен порядок ознакомления с материалами налоговой проверки

Согласно ранее действовавшей редакции п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе было до вынесения решения ознакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Изменениями, внесенными в ст. 101 НК РФ Законом № 248-ФЗ, установлен срок для ознакомления с материалами налогового контроля — в случае подачи лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка, соответствующего заявления налоговый орган обязан ознакомить его с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки.

Увеличен срок для представления возражений на акт проверки и акт о выявлении налоговых правонарушений

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту или по его отдельным положениям. Аналогичные права предоставлены лицам, совершившим налоговое правонарушение.

Законом № 248-ФЗ увеличены сроки, в течение которых налогоплательщики могут представить свои возражения по акту налоговой проверки и акту о выявленных налоговых правонарушениях. Теперь возражения могут быть представлены в течение одного месяца со дня получения акта. Раньше срок для представления возражений составлял 15 дней для акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ) и 10 дней — для акта о выявленных налоговых правонарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).

Внесены изменения в порядок оформления решений по актам налоговых проверок

Пункт 8 ст. 101 НК РФ дополнен новым положением, обязывающим в решении, выносимом по результатам проведенной налоговой проверки, отражать сумму налога, излишне возмещенную на основании решения налогового органа. Указанная сумма показывается в качестве недоимки по налогу со дня фактического получения налогоплательщиком средств (в случае возврата суммы налога) или со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению (в случае зачета суммы налога).

Согласно разъяснениям ФНС России (письмо от 20.09.13 г. № АС-4-2/16981) указанные суммы подлежат отражению в решениях, принимаемых налоговыми органами с 24 августа 2013 г. вне зависимости от периода, когда была начата налоговая проверка.

Кроме того, данная норма не ограничена видами налога, по которым в указанном случае в соответствующем решении может быть приведена информация о признании излишне возмещенных сумм недоимкой.

Внесены изменения в требования об уплате налога

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ в требовании об уплате налога должна содержаться следующая информация:

  • сведения о сумме задолженности по налогу;
  • размер пеней, начисленных на момент направления требования;
  • срок уплаты налога, установленный законодательством о налогах и сборах;
  • срок исполнения требования;
  • меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применяющиеся в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Согласно изменениям, внесенным Законом № 248-ФЗ, срок уплаты налога теперь будет приводиться только в требовании об уплате налога, которое направляется физическому лицу (в том числе являющемуся индивидуальным предпринимателем).

Кроме того, теперь требование об уплате налога может направляться не только налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, но и налоговым органом, вынесшим решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 5 ст. 69 НК РФ).

Увеличены сроки направления требования об уплате налога и сбора

Законом № 248-ФЗ также изменены сроки направления требования об уплате налога и сбора. Если ранее требование об уплате налога должно было быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки, а в случае направления требования по результатам налоговой проверки — в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, то теперь налоговым органам предоставлены определенные послабления.

Срок для направления требования об уплате налога по результатам налоговой проверки увеличен с 10 до 20 дней.

В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки (за исключением требований по результатам проверок), если недоимка 500 руб. и более-то не позднее 3 месяцев со дня ее выявления.

Установлены основания для приостановления и возобновления действия поручения на списание денежных средств со счета налогоплательщика

В порядок взыскания задолженности по уплате налогов и сборов, а также пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщиков в банках и за счет электронных денежных средств, установленный ст. 46 НК РФ, внесены дополнения в части условий, при которых действие поручения налогового органа может быть приостановлено:

  • по решению налогового органа о приостановлении действия соответствующего поручения при принятии налоговым органом решения в соответствии с п. 6 ст. 64 НК РФ;
  • при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента)-организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банках;
  • по решению вышестоящего налогового органа в случаях, предусмотренных НК РФ.

В указанных случаях приостанавливается также поручение на перевод электронных денежных средств.

Действие поручения возобновляется на основании решения налогового органа об отмене приостановления.

Законом № 248-ФЗ также установлен закрытый перечень оснований для отзыва неисполненных поручений. Неисполненные (полностью или частично) поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов или поручения на перевод электронных денежных средств налогоплательщиков (налоговых агентов) могут быть отозваны налоговым органом в следующих случаях:

  • изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа в соответствии с главой 9 НК РФ;
  • исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, в том числе в связи с произведенным зачетом в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и штрафам в соответствии со ст. 78 НК РФ;
  • списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, процентов, признанных безнадежными к взысканию в соответствии со ст. 59 НК РФ;
  • уменьшения сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации, представленной в соответствии со ст. 81 НК РФ;
  • поступления в налоговый орган от банка информации об остатках денежных средств на других счетах (остатках электронных денежных средств) налогоплательщика в целях взыскания по принятому в соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решению о взыскании.

Следует обратить внимание, что указанный порядок применяется в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов, являющихся организациями или индивидуальными предпринимателями.

Расширены права налоговых органов в части ареста имущества

Согласно внесенным поправкам теперь налоговый орган вправе наложить арест на имущество организации в целях обеспечения исполнения обязанности по уплате налога за счет имущества не ранее вынесения решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках (электронных денежных средств) согласно ст. 46 НК РФ.

Решение об аресте может быть принято:

  • при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств;
  • при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.

Кроме того, в НК РФ внесены изменения, предоставляющие право налогоплательщику-организации просить о замене ареста имущества на залог имущества (п. 12.1 ст. 77 НК РФ). Соответственно при заключении договора о залоге имущества решение об аресте отменяется.

При применении данной нормы необходимо учитывать, что воспользоваться таким правом могут только налогоплательщики-организации (в силу прямого указания в НК РФ). Также необходимо иметь в виду, что замена ареста на залог — это право налогового органа, а не обязанность, следовательно, налоговый орган может отказать в удовлетворении соответствующей просьбы налогоплательщика.

Начать дискуссию