18 декабря на Клерк.Ру прошла интернет-конференция «Электронный документооборот на службе бухгалтера». На вопросы наших читателей по организации и ведению электронного документооборота в бухгалтерии, а также межкорпоративного электронного документооборота ответила Карина Кассис, аналитик компании Synerdocs.
Пользователь Хвостик: При бумажном документообороте мы можем получить, например, счет-фактуру за 30 ноября - 4 декабря. И соответственно провести ее у себя в учете также 30 ноября. Как быть с электронным документооборотом? если мой контрагент отправит мне счет-фактуру 4 декабря, то смогу ли я принять ее датой самого документа? Также у меня есть контрагенты, с которыми мы утверждаем дату, номер, суммы, а сам документ они готовят в течение 5-7 недель (очень обширная номенклатура, артикулы, марки, размеры модели, необходима тщательнейшая проверка) и мы его получаем, например через месяц-полтора. Не получится ли, что я должна буду брать в учет счет-фактуру или акт не датой документа, а датой получения?
Карина Кассис: Дата выставления электронного счёта-фактуры - это дата, указанная в подтверждении оператора ЭДО, т.е. дата передачи данного счёта-фактуры через оператора. Именно она принимается к учету и никакая другая.
В вашей ситуации я бы посоветовала применить практику топливно-энергетических компаний. У них тоже раньше срока выставить счета-фактуры не получится из-за того, что к определенной дате не будет точных сведений о потребленных услугах. В этом случае можно выставлять счета-фактуры в 5-дневный срок с ориентировочными данными, а потом, когда будут точные сведения, выставлять корректировочные.
Незарегистрированный пользователь: Поставщик услуг выставляет нам электронные документы (счет, акт, счет-фактуру), мы их распечатываем, ставим свою подпись и подшиваем. А как нам в дальнейшем доказать налоговой, что этот документ электронный, т.е. нужно ли выгружать какие-нибудь файлы? И если файлы потеряются документы будут считаться подлинными?
Карина Кассис: Ситуация очень непонятная. Если вы не пользуетесь услугами оператора ЭДО, то и выставить вам документы в электронном виде никто не может. Нужно уточнение: как вам отправляют документы?
Пользователь Анжелика Ник: Документы и в электронном и бумажном виде равноценны. Если есть в наличии оба экземпляра необходимо ли их оба регистрировать? какой документ проводить в учете? Сможет ли налоговая придраться, если у одного контрагента документ зарегистрирован как электронный с датой выдачи более поздней, а у другого контрагента зарегистрирован бумажный вариант с датой получения более ранней?
Карина Кассис: В случае создания двух вариантов одного документа: электронного и бумажного специалисты сервиса обмена Synerdocs рекомендуют, в первую очередь, выбрать оригинал, с которым вам удобно работать. Если продавец и покупатель зарегистрируют разные варианты одного документа, как в вашей ситуации, при встречной налоговой проверке это выясниться, и будет непросто разобраться в ситуации.
Если уже произошло выставление электронного документа, согласно Письму Минфина России от 17.06.2013 N ЕД-4-3/10769 дублировать его на бумаге не надо. Если все-таки дублирование произошло, в таком случае мы рекомендуем уничтожить бумажный вариант, т.к. дата и время отправления электронного документа зафиксированы оператором ЭДО, удалить такой документ не получится.
Пользователь Анжелика Ник: Многие бухгалтеры сталкивались с тем,что контрагент просит прислать копию паспорта директора якобы для проверки подлинности подписи в первичных документах. Каким образом проверить подлинность и подпись документа уполномоченным лицом контрагента?
Карина Кассис: В случае необходимости подтверждения полномочий сотрудника контрагента достаточно запросить копию устава, если документы подписывает директор, либо копию доверенности, на основании который иной сотрудник уполномочен подписывать документы. Работая с электронными документами подтверждение того, что владельцем сертификата выступает именно подписант можно найти в самом сертификате электронной подписи.
Пользователь Анжелика Ник: Каким образом происходит электронный документооборот между контрагентами,если они подключены к разным операторам связи? Что будет, если один из контрагентов поменяет оператора связи? как это скажется на будущем документообороте и тех документах которые уже приняты в электронном виде? Если один из контрагентов не подключен к оператору связи то об электронном документообороте речи быть не может?
Карина Кассис: Давайте по порядку. Подключение к разным операторам ЭДО по-другому называют роумингом. Полноценного роуминга сегодня нет, т.к. существует ряд вопрос, связанных в первую очередь с разделением зон ответственности между операторами. Но технология роуминга разработана, и развитие в этом направлении наблюдается. Если часть ваших контрагентов подключена к одному оператору, часть к другому, а вы работаете с ними со всеми, вам придется подключиться к двум операторам сразу. В этом нет ничего страшного. Вы ничего не теряете, к тому же цены у разных операторов держатся примерно на одном уровне. Также вы можете выйти с предложением к своему оператору о запуске роуминга с тем оператором, с которым работает ваш контрагент. При возникновении реальной потребности операторы готовы заниматься организацией роуминга, Synerdocs в том числе. В этом случае запуск роуминга произойдет намного быстрее, нежели ожидать появления роуминга сразу между всеми доверенными операторами сети ФНС.
Если компания меняет оператора, ей придется решить вопрос переподключения/дополнительного подключения всех контрагентов, с которыми она работала через сервис данного оператора. Будущее документов, которыми вы обменивались с этим контрагентом, никак не зависит от рассматриваемого факта. Если вы пользовались услугами электронного архива оператора, и вам по причине отключения вашего контрагента тоже приходится отказаться от его услуг, вы можете отказаться только от сервиса обмена, а услуги хранения продлить, обговорив условия договора с оператором.
Подключение контрагентов происходит постепенно, поэтому совершенно необязательно подключать сразу всех. Опробовав технологию электронного обмена с частью из своих контрагентов, можно расширять взаимодействие.
Незарегистрированный пользователь: Как быть, если в названии компании допущена ошибка при выставлении счета-фактуры? Нужно ли выставить исправленный счет-фактуру?
Карина Кассис: Согласно абз. 2 п. 2 ст. 169 гл. 21 части второй Налогового кодекса РФ ошибки в счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
В вашем случае, если ошибка существенная, и не позволяет достоверно определить компанию, следует выставить исправительный документ.
Пользователь Анжелика Ник: Каким образом необходимо организовать хранение электронных документов, чтобы в случае необходимости ими можно было воспользоваться(посмотреть, распечатать) То есть эти документы возможно посмотреть через специализированную программу или через обычные офисные программы? А хранение выглядит как обычное копирование файлов на съемный носитель?
Карина Кассис: Существует два варианта организации хранения электронных документов. Первый – локальное хранение. В этом случае вы храните файлы с документами на локальных дисках/серверах – любых удобных для вас в использовании носителях информации. Все вопросы организации, замены носителей и т.д. вы берете на себя. Также потребуется создание резервных копий, которые можно хранить и на съемных носителях. Второй вариант – хранение в облаке - обращение за помощью к организации, специализирующейся на создании электронных архивов. В этом случае ваши документы хранятся на серверах компании, услугами которой вы решили воспользоваться. Все нюансы хранения закрепляются в договоре. Работы по организации берет на себя компания.
В дальнейшем для просмотра архивных документов потребуется программное обеспечение, способное работать с форматами, в которых хранятся документы. Кроме этого понадобятся специализированные приложения, с помощью которых можно будет просмотреть информацию об электронной подписи.
Услуги электронного архивирования также предлагают операторы ЭДО, обеспечивающие обмен электронными документами.
Незарегистрированный пользователь: В нашей компании обсуждается вопрос о начале работы с электронными документами. Мы торговая организация, крупный опт. Однако меня, как бухгалтера, волнуют практические вопросы - допустим, с постоянными покупателями мы это все согласуем, но как быть разовыми клиентами, которых интересуют реальные документы? Получается, что с кем-то у нас будет налажен документооборот, а с кем-то нет? Насколько система электронного документооборота предполагает комбинирование?
Карина Кассис: Непонятно, что вы подразумеваете под реальными документами. Электронные документы, подписанные электронной подписью равнозначны документам на бумаге. У них просто иное представление. Ваши клиенты также могут работать в сервисе обмена электронными документами. Если им необходимы бумажные документы, они всегда смогут выгрузить их из сервиса и распечатать с отметкой о том, что документы были подписаны электронной подписью.
Также в том, что часть ваших документов будет в электронном виде, а часть на бумаге нет ничего страшного. Электронный документооборот гармонично сочетается с бумажным, главное, в такой ситуации грамотно выстроить внутренние процессы в компании. К тому же на первоначальном этапе перехода на электронные документы в любом случае будет существовать 2 вида документооборота только потому, что нельзя сиюминутно осуществить переход.
Перейдя на электронный документооборот, можно работать в электронном виде и на бумаге по разным документам. Допускать дублирование документов не следует (см. Письмо Минфина России от 17.06.2013 N ЕД-4-3/10769 ). Работу с бумажными документами можно продолжить, не внося изменений в процессы. Работу с электронными документами выстроить с нуля. К примеру, ECM система Directum позволяет автоматизированно управлять как бумажными, так и электронными документами компании.
Незарегистрированный пользователь: Нужно ли распечатывать электронные счета-фактуры и хранить их в бумажном виде?
Карина Кассис: Нет, распечатывать электронные документы не надо. Таких требования законодательство не устанавливает ни к одному из видов электронных документов, в том числе и к счетам-фактурам.
Для хранения следует организовать электронный архив. Сделать это можно самостоятельно, используя локальные серверы, либо воспользоваться услугами специализирующихся на этом компаний. Также услуги электронного архивирования может предложить оператор ЭДО, через сервис которого вы осуществляете обмен электронными документами.
Незарегистрированный пользователь: В организации сделан приказ на право подписи в счетах-фактурах и отгрузочных документах сразу на нескольких человек. В случае выставления электронных документов возможно ли сделать несколько ЭП и подписывать документы поочередно этими разными ЭП?
Карина Кассис: Да, сертификат электронной подписи можно получить на каждого сотрудника компании, которому необходимо в силу выполнения своих обязанностей подписывать документы. При этом право подписи должно быть оформлено и закреплено во внутренних официальных документах компании. Также можно составить график, согласно которому сотрудники будут подписывать документы. А в случае отсутствия сотрудника, который должен подписывать документы в определенный день, на рабочем месте, можно выпустить приказ по организации на право подписания по замещению.
Незарегистрированный пользователь: Скажите, как в электронном виде выставить исправленную форму ТОРГ-12, если в ранее выставленной допущена ошибка?
Карина Кассис: Порядок исправления ошибок в первичных документах установлен в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР 29.07.1983 N 105 и действующем на сегодняшний момент в части, не противоречащей Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» .
Специалисты Минфина считают, что в первичные учетные документы (за исключением кассовых и банковских документов) исправления согласно Закону о бухгалтерском учете вноситься могут. Но это нужно делать лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений (Письмо от 25.01.2012 № 07-02-06/9).
Многие эксперты считают такие действия неоправданными. Для уточнения данных о подлежащих принятию к учету товарах (в том числе количественных показателей) необходимо составить акт по форме N ТОРГ-2 (или N ТОРГ-3), а затем в первоначальной накладной сделать отметку об актировании. Соглашение об исправлении первичного документа, либо акт о расхождении можно без труда перевести в электронный вид. Функция составления акта о расхождении уже реализована в Synerdocs, и сейчас находится на стадии тестирования, она будет доступна для пользователей в 2014 году.
Существует еще один вариант исправления ошибок в первичной документации. Аннулирование ошибочного документа, и составление взамен нового. Функция аннулирования также доступна и для электронных документов. В сервисе обмена Synerdocs данная функция находится на стадии разработки.
Незарегистрированный пользователь: Поменяли сертификат ЭЦП после утери. При этом в день утери были подписаны счета-фактуры. Повлияет ли получение нового сертификата на выставленные в день утери счета-фактуры?
Карина Кассис: Нет. Получение нового сертификата никак не скажется на счетах-фактурах, выставленных в день утери предыдущего сертификата. Если на момент подписания рассматриваемых счетов-фактур утерянный сертификат не был отозван, в вашем случае, по заявлению владельца сертификата, то такая электронная подпись считается легитимной. Момент отзыва сертификата электронной подписи фиксируется с точностью до секунд.
Незарегистрированный пользователь: Как выбрать систему электронного документооборота? В чем, например, преимущество вашей?
Карина Кассис: Постараюсь ответить максимально беспристрастно) Говорить о том, какой из сервисов обмена и почему лучше, здесь не совсем корректно, так как у каждого оператора есть свои особенности: плюсы и минусы. Данные плюсы и минусы необходимо рассматривать в разрезе ваших задач и потребностей. Выбирая оператора, следует определиться, какими видами документов вы будете обмениваться, с кем из контрагентов планируете обмениваться электронными документами, а также выбрать подходящий вариант работы.
О преимуществах. Сервис обмена Synerdocs предлагает два варианта работы: первый - веб-клиент сервиса, второй – интеграционное решение с вашей информационной системой. Есть готовые интеграционные решения с учетной системой 1С и ECM системой DIRECTUM, а также, благодаря открытому API, есть возможность настроить интеграцию практически с любой учетной либо информационной системами.
Если у вас есть потребность связать внутренний и внешний документообороты, и вы не хотите обращаться отдельно к вендорам систем внутреннего документооборота и операторам связи, то у нас есть готовое решение. Интеграция ECM системы DIRECTUM и сервиса обмена Synerdocs прекрасно справляется с этими задачами.
В целом, говоря про Synerdocs, следует упомянуть о разработчике сервиса – компании DIRECTUM, которая имеет многолетний опыт и общепризнанную экспертизу в области автоматизации процессов документооборота, в том числе и между компаниями.
Из всего вышеперечисленного вытекают вопросы стоимости. Как правило, операторы ЭДО оказывают ряд дополнительных функций, помимо организации обмена, например, создание электронного архива первичной документации. Выбирая оператора, не забывайте об этом и уточняйте, какой пакет услуг может предложить тот или иной оператор, сможет ли он решить все ваши задачи.
Незарегистрированный пользователь: Руководитель часто в отъездах, получили еще один сертификат ЭЦП на главбуха. Как быть, если нужно срочно подписать документы, а главбуха и директора нет на месте, например, один в отпуске, другой в командировке? Можно получить еще один сертификат ЭЦП?
Карина Кассис: Да. Сертификат электронной подписи можно получить на любое количество сотрудников компании. При этом право подписи должно быть оформлено и закреплено в официальных документах: для права подписи внутренних документов достаточно выпустить приказ по организации, для исходящих – доверенность.
Незарегистрированный пользователь: Какую электронную подпись надо использовать с 1 января 2014 года при оформлении первичных документов в электронном виде: усиленную квалифицированную электронную подпись, неквалифицированную электронную подпись или простую электронную?
Карина Кассис: Все просто.
Для подписания электронных счетов-фактур согласно п. 6 ст. 169 гл. 21 части второй Налогового кодекса РФ следует использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Какую подпись использовать при подписании электронной первички законодательство РФ не определяет.
В письмах от 31.07.12 N 03-03-06/2/85 и от 25.12.12 № 03-03-06/2/139 специалисты Минфина России сообщили, что первичные документы должны подписываться исключительно квалифицированной электронной подписью. Вместе с тем ФНС РФ в своем письме от 24.11.11 N ЕД-4-3/19693 сообщает, что при наличии соглашения между контрагентами, первичка, подписанная неквалифицированной электронной подписью, обладает юридической силой.
В сервисе обмена Synerdocs для подписания электронных первичных документов используется квалифицированная подпись.
Незарегистрированный пользователь: Как осуществляется документооборот с контрагентом, у которого стоит другая программа по обмену документами?
Карина Кассис: Сегодня мы уже отвечали на аналогичный вопрос. Повторю.
Подключение к разным операторам ЭДО по-другому называют роумингом. Полноценного роуминга сегодня нет, т.к. существует ряд вопрос, связанных в первую очередь с разделением зон ответственности между операторами. Но технология роуминга разработана, и развитие в этом направлении наблюдается. Если часть ваших контрагентов подключена к одному оператору, часть к другому, а вы работаете с ними со всеми, вам придется подключиться к двум операторам сразу. В этом нет ничего страшного. Вы ничего не теряете, к тому же цены у разных операторов держатся примерно на одном уровне.
Также вы можете выйти с предложением к своему оператору о запуске роуминга с тем оператором, с которым работает ваш контрагент. При возникновении реальной потребности операторы готовы заниматься организацией роуминга, Synerdocs в том числе. В этом случае запуск роуминга произойдет намного быстрее, нежели ожидать появления роуминга сразу между всеми доверенными операторами сети ФНС.
Незарегистрированный пользователь: Бывают ли технические ошибки в работе подобных вашему сервисов? Несет ли компания за них ответственность?
Карина Кассис: В любой информационной системе могут появиться ошибки. Так и в сервисах обмена существует вероятность возникновения ошибки. Обеспечение надежности, отказоустойчивости, стабильности и корректности работы сервиса – одни из самых важных составляющих работы сервиса обмена в целом. Операторы ЭДО ответственно относятся к этим вопросам. Уровень качества и быстрота реагирования на возникающие ошибки обязательно фиксируется в соглашении об уровне услуг. Данное соглашение может быть составлено, как на отдельном документе, так и прописано в стандартном договоре с оператором. Ответственность оператора полностью определяется условиями договора.
Также у операторов ЭДО есть квалифицированная группа технической поддержки, которая в любое время поможет ответить на все ваши вопросы, связанные с настройкой рабочего места и работой сервиса.
Незарегистрированный пользователь: Есть ли какие-нибудь данные по количеству утерянных, или украденных электронных документов? Какие существуют средства защиты и надежны ли они?
Карина Кассис: Фактов утери электронных документов либо иной информации в электронном виде нет. В сервисе обмена Synerdocs применяются такие средства защиты, как межсетевой экран, защищенный протокол передачи данных, механизм разграничения прав доступа, шифрование данных на 512-битном ключе, также антивирусная защита. Доступ к сервису осуществляется по сертификату электронной подписи. Сервис располагается в одном из лучших в стране центре обработки данных, в котором установлен особый охранный режим физического доступа к данным.
Незарегистрированный пользователь: Мы собираемся внедрять ЭДО в организации. Скажите, на какие этапы стоит разделить процесс внедрения? То есть какие документы перевести на ЭДО в начале, а какие позже. Если можно, что этапа 3 - 4 обозначьте.
Карина Кассис: Немного неопределенный вопрос, но постараемся ответить. Автоматизация любого процесса, а в частности документооборота, строится в три этапа:
1. Люди и их компетентность. Необходимо понимание процесса документооборота и необходимости его организации. В данном случае имеется в виду именно бумажный документооборот.
2. Определение процессов и их документирование. После того как основные участники документооборота понимают весь процесс и видят его "сверху", он документируется, закрепляются обязательства и ответственность всех его участников.
3. Автоматизация процесса. После того, как вы можете абсолютно четко отследить документооборот в своей организации и понимаете, что необходима его автоматизация для повышения продуктивности уже можно думать о внедрении.
Само внедрение можно условно разбить на:
- Постановка цели, определение критериев ее достижения
- Исследование и уточнение процесса документооборота в организации, определение "как есть" и "как должно быть"
- Установка и настройка программного обеспечения, доработка до уровня "как должно быть".
- Оценка достижения цели по критериям. Если цель не достигнута возвращаемся на пункт 1
Незарегистрированный пользователь: Как лучше хранить и сколько лет архив электронных документов компании? Если какие-то законодательные особенности хранения именно электронных документов? Есть ли ответственность за их утрату? Например, если хранить базу на CD или DVD диске, который со временем перестанет читаться и не прочитается как-раз при проверке.
Карина Кассис: Хранение электронных документов - один из самых интересных вопросов. Мы пока еще ни разу не сталкивались в своей практике с проблемами хранения электронных документов с длительным или постоянным сроком хранения. По понятной причине: слишком коротка история ЭДО в стране.
Если опираться на существующее законодательство, то ответственность за хранение электронных документов несет в первую очередь налогоплательщик. То есть, если вы выбрали способ хранения документов на флэшках или оптических дисках, то вы сами обязаны обеспечивать их сохранность, а также наличие средств для чтения и воспроизведения документов. Тут еще следует помнить, что магнитные диски имеют свойство размагничиваться, а флэшки - терять информацию со временем.
Опять же, практики хранения почти нет, потому и четких позиций в законодательстве - как обеспечивать длительное хранение электронных документов - нет.
С другой стороны, большинство бухгалтерских документов хранятся всего 5 лет. За это время технический прогресс уйдет не очень далеко, потому существующие сегодня варианты хранения подойдут идеально.
Другой вопрос в том, что срок действия сертификата проверки ключа подписи, как правило, составляет один год - это в пять раз меньше, чем срок хранения первички. Поэтому в момент проверки электронной подписи потребуются доказательства того, что при подписании документа сертификат был действителен. Решением данной проблемы служит использование специального формата подписи – усовершенствованная электронная подпись.
Повторюсь: усовершенствованная электронная подпись позволяет обеспечить:
- Доказательное подтверждение момента создания электронной подписи.
- Доказательное подтверждение действительности сертификата ключа электронной подписи на момент создания электронной подписи.
- Архивное хранение юридически значимых электронных документов.
В момент подписания документа электронной подписью будет проставляться штамп времени и результат проверки действительности сертификата, что позволит даже после истечения срока действия сертификата обосновано доказать, что ваш документ имеет юридическую силу.
Незарегистрированный пользователь: Как вы считаете, когда появится полноценный роуминг между операторами ЭДО? И возрастет ли при этом стоимость их услуг? Что препятствует развитию роуминга?
Карина Кассис: Когда появится роуминг - зависит прежде всего от самих пользователей ЭДО. Пока мы не наблюдаем живую потребность в этом, при том, что все технологии для роуминга готовы и описаны.
Пока роуминг не является распространенным явлением, один из наиболее жизнеспособных вариантов – это подключение к нескольким операторам ЭДО. Можно дополнительно подключиться к оператору вашего контрагента или предложить контрагенту подключиться к вашему оператору. Цены на услуги у всех сервисов находятся примерно на одном уровне, поэтому дополнительных расходов вы не понесете.
Другой вопрос, что такой способ сопровождается рядом организационных неудобств – надо всегда помнить, через какой сервис вы обмениваетесь с конкретным контрагентом. Эту задачу можно закрыть с помощью интеграционных решений, пусть ваша информационная система автоматически определяет, через какого оператора отправлять документ. Например, систему DIRECTUM можно одновременно интегрировать сразу с несколькими сервисами МЭДО.
Ещё есть вариант обратиться с данной задачей к вашему Оператору ЭДО, указать ему, с каким другим оператором ЭДО вам необходим роуминг и для решения каких задач (с кем конкретно из контрагентов вы будете обмениваться документами), в этом случае решение вопросов по роумингу операторы ЭДО возьмут на себя. Обмен документами в роуминге не будет стоить дороже, ведь фактически вы продолжаете работать со своим оператором.
Незарегистрированный пользователь: Как избежать ответственности (штрафа) за ошибки в бухгалтерской отчетности?
Карина Кассис: Тут я могу посоветовать только одно: работайте в соответствии с требованиями российского законодательства!)
Незарегистрированный пользователь: Существуют ли случаи, когда нужно дублировать электронный документ на бумаге?
Карина Кассис: Дублировать электронные документы на бумаги не следует, так же как и бумагу не надо дублировать в электронной форме. Такого мнения придерживаются специалисты Минфина РФ.
Посмотрите эту конференцию, подобные вопросы уже задавались.
Незарегистрированный пользователь: Как правильно признать электронный документ недействительным? Достаточно в соглашении об аннулировании подписи одной стороны?
Карина Кассис: Для того, чтобы признать электронный документ недействительным, необходимо всем сторонам подписать соглашение об аннулировании. Это не сложно: в сервисах обмена уже существуют функции аннулирования документа, они реализованы прозрачно и удобно.
Незарегистрированный пользователь: Где больше всего развит электронный документооборот? в россии или за границей? есть ли какие-нибудь препоны для развития эл.док-та в нашей стране и каковы его перспективы?
Карина Кассис: В мире принято называть основных лидеров в области внедрения ИТ в экономику. В Европе это Эстония, скандинавские страны. В Азии - Южная Корея, Сингапур. По многим параметрам они значительно обгоняют Россию, в их числе и электронный документооборот.
Главная причина, по которой мы не наблюдаем взрывного роста ЭДО в России: это слишком слабое внимание государства к этому вопросу на ранних стадиях развития технологий. Мы очень долго ждали необходимые законы и нормативные акты, которые разрешили множество противоречий, связанных с электронными подписями и статусами электронных документов.
Сейчас мы семимильными шагами нагоняем весь мир, даже некоторые страны значительно обогнали.
Начать дискуссию