Налоги, взносы, пошлины

Расчеты с льготными категориями пассажиров

Редакция журнала периодически обращается к теме осуществления наличных расчетов. На этот раз предлагаем разобраться с новым видом документов – талонами на проезд в общественном транспорте льготным категориям граждан. Эти талоны отдают кондукторам или водителям автобусов в качестве платы за проезд. Как учитывать такие документы?

Редакция журнала периодически обращается к теме осуществления наличных расчетов. На этот раз предлагаем разобраться с новым видом документов – талонами на проезд в общественном транспорте льготным категориям граждан. Эти талоны отдают кондукторам или водителям автобусов в качестве платы за проезд. Как учитывать такие документы?

Талоны для льготников

В настоящее время местными органами власти введена практика расчетов с льготниками за проезд путем продажи специальных талонов, которые дают право на определенное количество поездок. Для перевозчиков это удобно, так как они могут более точно определить сумму недополученных доходов, которые возмещаются из местного бюджета, предоставившего социальную поддержку отдельным категориям граждан. Однако у бухгалтера возникает вопрос: как учитывать талоны льготников? Есть два варианта: либо как бланки строгой отчетности за балансом, либо как денежные документы на балансе.

Прежде чем ответить на данный вопрос, напомним, что на бланках строгой отчетности (БСО) оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт).

Как видим, в приведенном выше перечне БСО есть талоны, но они применяются при расчетах с населением в случае оказания услуг без применения ККТ. Талоны, которые выдаются льготным категориям пассажиров, имеют немного другую природу, так как передаются кондуктору взамен платы за проезд, а не как обычные бланки БСО (проездные билеты), которые кондуктор дает пассажиру в обмен на деньги за проезд. Получается, что хотя талоны и билеты на проезд относятся к одной и той же хозяйственной операции (расчеты с пассажирами за проезд), суть их различна.

Проблематично такие талоны приравнять к денежным документам, к которым относятся почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и др. Они учитываются на балансе в сумме фактических затрат на приобретение (Инструкция по применению Плана счетов). Часто организация оплачивает проездные документы за своих работников (например, санаторно-курортные путевки), а не местный бюджет платит за пассажиров. Перевозчик не несет затрат как таковых на приобретение льготных талонов, наоборот, они приносят ему деньги из бюджета в виде компенсации недополученных доходов. Получается, названные талоны также не подходят под категорию денежных документов в том понимании, которое используется для бухгалтерского учета.

Получается, что талоны, выдаваемые органами власти льготным категориям населения на проезд в общественном транспорте, являются особой категорией документов. На данный момент для них не установлено каких-либо требований, как, например, это сделано в отношении БСО. Поэтому местные органы власти выпускают талоны с минимальными идентификационными данными, которые нужны лишь для расчетов местного бюджета и перевозчика льготных категорий граждан на общественном транспорте. Но это не означает, что контроль и учет движения таких документов не нужен.

На балансе или за балансом?

Отвечая на этот вопрос, нужно знать, что представляет из себя актив. Согласно Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:

  • использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
  • обменен на другой актив;
  • использован для погашения обязательства;
  • распределен между собственниками организации.

Определение актива отражает его экономические характеристики, но не критерии, согласно которым он может быть отражен в соответствующих отчетах. Поэтому хотя талоны льготников в дальнейшем обмениваются на деньги, нет достаточных оснований считать талоны активом в бухгалтерском балансе. Дело в том, что их проблематично оценить для целей бухгалтерского учета, в котором все имеет стоимостную оценку. Рассчитывать стоимость талонов по получаемому по ним возмещению не совсем корректно, поскольку это можно сделать в отношении денежных средств, векселей и иных ценных бумаг. Ценность же талонов заключается в их использовании в рамках определенного периода конкретного договора, заключенного перевозчиком пассажиров с местным органом власти. Во всех иных случаях талоны не более чем бумага (документ), подтверждающая право проезда льготных пассажиров на общественном транспорте.

Для перевозчика талоны подтверждают факт оказания услуг, так как расчеты за них производятся позже и в безналичном порядке. Поэтому талоны на право проезда льготных категорий пассажиров на транспорте являются не активами, а подтверждающими документами. Однако, в отличие от обычной первички, они требуют повышенного контроля. Его как раз таки можно организовать за балансом, как это предусмотрено для БСО.

Бухгалтерский учет

Указания по ведению забалансового учета даны в Инструкции по применению Плана счетов. Для обобщения информации о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет бланков строгой отчетности – квитанционных книжек, бланков удостоверений, дипломов, различных абонементов, талонов, билетов, бланков товарно-сопроводительных документов – предназначен счет 006 «Бланки строгой отчетности». На нем БСО отражаются в условной оценке. Аналитический учет по указанному счету ведется по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения. Для целей ведения забалансового учета целесообразно выделить традиционные БСО (билеты на проезд) и специфичные документы (талоны на льготный проезд).

Забалансовый учет подтверждает данные операции, отраженные на балансе. В частности, использованные обычные БСО (билеты на проезд) должны соответствовать сумме денежных средств, принятых от пассажиров за проезд. То же самое справедливо для талонов льготников, только с небольшим уточнением: они подтверждают не объем полученной наличной выручки от пассажиров, а сам факт оказания транспортных услуг, которые потом оплачиваются из бюджета. Таким образом, иногда балансовый и забалансовый учет взаимосвязаны, что бухгалтеру следует взять на заметку.

Пример

В текущем месяце кондуктор продал пассажирам билеты на сумму 500 000 руб. и получил от льготных категорий граждан талоны на льготный проезд в количестве 4 000 шт. В условной оценке льготные талоны соответствуют стоимости проезда – 50 руб. В такой же условной оценке показываются за балансом обычные билеты на проезд.

В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оприходованы билеты на проезд как БСО*

006

 

500 000

Произведены расчеты с пассажирами за услуги

50

90

500 000

Списаны проданные пассажирам билеты за проезд

 

006

500 000

Получены от пассажиров талоны на льготный проезд

006

 

200 000

Отражены оказанные пассажирам услуги

76

90

200 000

Переданы талоны органам власти для возмещения**

 

006

200 000

Получено возмещение выручки

51

86

200 000

Отражено погашение задолженности за услуги

86

76

200 000

Билеты за проезд отражаются за балансом в условной оценке, соответствующей сумме денежных средств, полученных за них от пассажиров.

Талоны – это первичка или нет?

Такой вопрос закономерен, поскольку раньше мы называли их документом, подтверждающим оказанные льготным пассажирам транспортные услуги и недополученную от них наличную выручку. Это не совсем корректно, так как первичный учетный документ, подтверждающий операцию в целях бухгалтерского учета, должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. При их отсутствии нет оснований считать талоны первичными документами, тем более что они не остаются у перевозчика, а сдаются для возмещения недополученных доходов. К тому же нерационально подтверждать операцию (оказание транспортных услуг) несколькими однотипными документами, когда это можно сделать одним бланком.

Получается, что бухгалтеру нужен самостоятельный первичный документ, содержащий сведения (реестр) об использованных льготными пассажирами талонах. Подобный документ может называться как угодно (ведомость или журнал льготных талонов), главное, чтобы в нем были предусмотрены все обязательные реквизиты первички. Точно так же можно поступить и в отношении обычных БСО (билетов на проезд), составив для них перечень (реестр), в котором обобщается информация обо всей полученной за смену выручке. А чтобы было удобно, реестры можно объединить, раздельно указав информацию об обычных билетах, переданных пассажирам, и о принятых от льготников талонах. При этом у перевозчика пассажиров в автопарке, как правило, насчитывается не одно транспортное средство, в каждом из них работает свой кондуктор (или водитель, который сам продает билеты пассажирам). Поэтому на документы кондукторов (водителей) за смену можно составить обобщающий документ, в котором указать выручку всей организации за смену. На основании такого документа, имеющего обязательные реквизиты первички, бухгалтер вправе отражать хозяйственную операцию в бухгалтерском учете.

Кстати, все сказанное можно взять на вооружение и при налогообложении прибыли, так как гл. 25 НК РФ предусмотрены особые требования к подтверждающим документам. Кроме того, в п. 1 ст. 248 НК РФ сказано, что доходы определяются на основании первичных и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, а также документов налогового учета. Поэтому для целей подтверждения облагаемых доходов от оказания услуг перевозчик вправе воспользоваться бухгалтерской первичкой.

  • Утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359.
  • Утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
  • Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию