ЭДО

ФНС развивает ЭДО слишком быстро

В последнее время мы активно наблюдаем развитие электронного документооборота первичкой, и не только со стороны операторов, интеграторов и бизнеса, но и со стороны государства.
ФНС развивает ЭДО слишком быстро
Анастасия Щепина, аналитик Synerdocs

В последнее время мы активно наблюдаем развитие электронного документооборота первичкой, и не только со стороны операторов, интеграторов и бизнеса, но и со стороны государства.

С одной стороны, это хорошо. Радует сам факт активного развития электронного документооборота со стороны государства. Но не слишком ли быстро государство стало продвигать все новые и новые технологии, в больше части относительно только счетов-фактур? Я сейчас говорю в основном о нововведениях ФНС. Давайте попробуем разобраться.

Уже больше года назад были введены электронные счета-фактуры, и только сейчас их использование набирает обороты. Компании постепенно начинают внедрять их использование. Параллельно с 2014 года уже вводится обязательная электронная отчетность, с 2015 года – электронные журналы полученных и выставленных счетов-фактур для некоторых категорий налогоплательщиков. На словах звучит красиво, но ведь компаниям нужно серьезно менять внутренние процессы для перехода на электронный документооборот первичкой.

А ФНС в дополнение ко всему разрабатывает все новые формы документов.

Были введены единые корректировочные счета-фактуры. Для бумажного документооборота уже все готово, можно использовать. Но как его использовать в электронном виде? Ведь форматы еще не изменены. Поле, предусматривающее перечисление номеров нескольких счетов-фактур, может включать только одно значение.

Утверждена возможность использования универсального передаточного документа (далее - УПД) и разработана соответствующая форма (см. Письмо ФНС от 21.10.2013 г. № ММВ-20-3/96@). Сейчас УПД можно использовать на бумаге и частично в электронном виде (в случае, когда УПД отражает только сведения о первичном учетном документе, но не о счете-фактуре), но на практике возникает очень много вопросов: где и как хранить новый документ, как делать корректировку и исправлять документ? И когда же будут форматы?

Кроме того, стоит подумать о том, что существующие форматы электронных счетов-фактур только сейчас начинают использоваться, и к ним компании ещё только привыкают, кто-то уже начинает выстраивать свои процессы под работу с этими форматами. А с УПД надо будет снова всё менять? При этом формат счета-фактуры никто не отменяет, а это значит, что будут одновременно существовать два разных формата, которые надо будет использовать в разных процессах.

Кстати, о предоставлении документов в инспекцию в электронном виде. Уже относительно давно ФНС говорит о готовности принимать электронные счета-фактуры. Но есть реальные случаи, когда требование о предоставлении документов приходит все еще на бумаге, хотя компания уже использует ЭСФ, и в соответствии с регламентом обмена, налоговая об этом знает. Бухгалтеру приходится забыть о прекрасной возможности быстро, несколькими движениями руки, отправить пачку документов в налоговую. Вместо этого он распечатывает эту пачку документов, заверяет и как обычно несет ручками или отправляет через обычную почту. И УПД так же придется сдавать с бумаге, пока не будут разработаны форматы.

Кстати, не так давно на сайте Клерк.ру проводился опрос о том, собираются ли компании использовать УПД. 47,7% отвечающих не готовы использовать в работе УПД и 36,7% ответили положительно. А ведь речь идет пока о бумажных документах, при том, что УПД должно сократить их количество.

На самом деле, кроме счетов-фактур компании используют и множество других документов.

В апреле 2012 года на встрече экспертного совета «Электронные документы – эффективная экономика» были представлены данные о том какие первичные документы с каким приоритетом стоит переводить в электронный вид:

А также о готовности разрабатывать и внедрять электронные форматы документов:

За то время, которые прошло, только для актов выполненных работ и накладных ТОРГ-12 созданы форматы.

Может быть, стоит переводить в электронный формализованный вид уже другие виды документов, чтобы максимально исключить из работы бумажные документы, ведь с формализованными документами на самом деле намного проще работать: проще искать, доставать информацию и хранить. При этом с электронными счетами-фактурами ведь ничего не случится, они уже готовы для электронного документооборота. Пока большая часть видов документов не будет переведена в электронном виде, так и будет существовать два потока: электронные документы и бумажные документы. Это неудобно, это тормозит развитие. Возможно, создание форматов для других видов документов ускорить переход на электронный документооборот, и на этой основе будет проще продвигать новые формализованные документы? Как вы думаете?

Начать дискуссию