Контролируемые сделки

ВАС РФ может сократить объем уведомления по контролируемым сделкам

20 ноября 2013 года первые уведомления о совершенных в 2012 году контролируемых сделках были направлены в налоговый орган. Кто-то не стал этого делать, решив притаиться до тех пор, пока не будет более понятно, как действует новый механизм... кто-то испугался объема запрашиваемых сведений.

А может тебе еще и ключ от квартиры, где деньги лежат?

«Двенадцать стульев», Ильф и Петров

20 ноября 2013 года первые уведомления о совершенных в 2012 году контролируемых сделках были направлены в налоговый орган. Кто-то не стал этого делать, решив притаиться до тех пор, пока не будет более понятно, как действует новый механизм... кто-то испугался объема запрашиваемых сведений.

Напомним, что изначально, в уведомлении о контролируемых сделках, ежегодно посылаемом в инспекцию, был предусмотрен ограниченный список информации, закрепленный в п. 2 ст. 106.15 НК РФ:

  1. календарный год;
  2. предметы сделок;
  3. сведения об участниках сделок (наименование организации или ФИО, ИНН);
  4. сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам.

Однако впоследствии этот перечень был значительно расширен Приказом ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@. Вместо скромного списка налогоплательщикам вменили в обязанность представлять огромный объем информации, от кода предмета сделки по ТН ВЭД, ОКП, ОКВЭД до методов ценообразования и источников информации о сравниваемых сделках.

Таким образом, ФНС обязала налогоплательщиков представлять обоснование цены сделки уже на этапе уведомления и фактически подменила уведомление полноценной проверкой.

Ряд международных компаний попытались оспорить законность этого приказа в ВАС РФ. Они ссылались на то, что представление налогоплательщиком уведомления фактически имеет целью информирование налогового органа о контролируемых сделках и не может подменять все последующие этапы налогового контроля, а включение в уведомление дополнительных сведений, по существу влечет избыточный и чрезмерный налоговый контроль, приводят к многократному увеличению бремени налогоплательщиков по заполнению уведомлений.

Однако позиция суда первой инстанции была созвучна позиции ФНС: чем больше информации налогоплательщик представит сначала, тем меньше он должен будет представить в дальнейшем, приказ закону не противоречит.

Но заявители не успокоились и решили оспорить уже решение ВАС РФ в порядке надзора, ссылаясь на то, что предназначение института уведомления очевидным образом может заключаться лишь в том, чтобы предоставлять налоговому органу самую общую информацию о контролируемых сделках налогоплательщика: о факте их совершения, контрагентах, предмете и масштабе. На основании этой информации налоговый орган принимает решение о проведении или непроведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами – как на то прямо указывает п. 1 ст. 105.17 НК РФ.

И, вместо ожидаемого отказа, 30 декабря, накануне Нового Года, тройка судей передала дело в Президиум ВАС РФ, согласившись с заявителями.

Напомним, что в Налоговом кодексе заложен следующий механизм контроля цен: когда вы посылаете в инспекцию уведомление или она самостоятельно находит у вас контролируемую сделку, информация о ней пересылается в ФНС России, и только она уже может проверить цену этой сделки, запросив у вас документацию по ней.

В предоставляемой документации относительно контролируемой сделки (группы однородных сделок), в отличие от уведомления (в том виде, в котором оно закреплено в НК РФ), уже предусматривается обоснование рыночности цены.

Минимальный перечень информации, которую достаточно представить в ответ на требование ИНФС, установлен п. 1 ст. 105.11 НК РФ. При этом описание методики ценообразования требуется только «при ее наличии», а описание функций сторон сделки - только если налогоплательщик «их анализировал»? (цитату может, чтобы было созвучно к «при ее наличии»).

Таким образом, цену сделки налогоплательщик может вообще не обосновывать. Однако, в таком случае он лишает себя гарантии непривлечения к штрафу (в размере 40% от неуплаченной суммы налога но не менее 30 т.р.), установленному п. 1 ст. 129.3 НК РФ.

Рациональнее будет каким-либо методом, даже не установленном в НК, обосновать примененную цену для того, чтобы, как минимум, избежать штрафа. Однако, в таком случае, инспекция будет вправе использовать любой метод сопоставления цен для своей проверки, без необходимости доказывать, что метод, выбранный налогоплательщиком, не позволяет определить рыночность примененной цены (п. 5 ст. 105.17).

Самый безопасный вариант - представить документацию, соответствующую требованиям, установленным в письме ФНС России от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433@, обосновав цену сделки, используя один из методов, предусмотренных ст. 105.7 НК РФ.

Рыночную цену можно определить по сопоставимым сделкам (факторы сопоставимости установлены п. 4 ст. 105.5), совершенным самим налогоплательщиком (без учета сделок с взаимозависимыми лицами) или иными лицами.

Информация о сделках иных компаний может быть взята из источников, указанных в ст. 105.6 НК.

По общему правилу, ваша цена должна попадать в «интервал рыночных цен» (интервал - это, по общему правилу, минимум 4 сделки). При этом, поскольку идентичных условий, разумеется, не бывает, можно ссылаться на отклоняющиеся цены, поясняя их отклонение тем или иным фактором.

Нет информации о цене сопоставимых сделок - анализируйте рентабельность сопоставимых компаний (действующих в сопоставимых экономических условиях и выполняющих сопоставимые функции) на предмет того, соответствует ли рентабельность вашей сделки рыночному интервалу рентабельности компаний (интервал - это по общему правилу 4 разные компании). Вам понадобятся данные, приведенные в бухгалтерской отчетности сопоставимых компаний, которые, возможно посмотреть, например, у ОАО, обязанных ее раскрывать.

При этом, недоимка, установленная в ходе проверки правильности применения цен, может быть взыскана только в судебном порядке (п. 2 ст. 45 НК РФ).

Доказывать в суде несоответствие цены рыночному уровню обязан налоговый орган (п. 3 ст. 105.3 НК), при этом, он не вправе использовать для анализа информацию, составляющую налоговую тайну (п. 3 ст. 105.6 НК). Тот факт, что налоговики могут использовать только общедоступные источники, некоторым образом уравновешивает силы органов и бизнеса.

Обосновать цену контролируемой сделки на практике, безусловно, непросто, если у вас нет собственных сопоставимых сделок. И очевидно, что обосновать цену отдельной сделки по требованию ФНС намного легче, чем проводить эту работу постоянно перед каждой контролируемой сделкой.

Фактически, от Постановления Президиума ВАС зависит, появится ли у налогоплательщиков реальная необходимость всегда обосновывать цену каждой контролируемой сделки.

Надеемся, это Постановление станет одним из прощальных подарков самого прогрессивного российского суда.

Сноски:

1) См. Решение ВАС РФ от 09.09.2013 № ВАС-10012/2013 2 
2) См. Определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № ВАС-18588/13 от 30.12.2013 
3) Факторы сопоставимости:

  1. характеристики товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки;
  2. характеристики функций, выполняемых сторонами сделки в соответствии с обычаями делового оборота, включая характеристики активов, используемых сторонами сделки, принимаемых ими рисков, а также распределение ответственности между сторонами сделки и прочие условия сделки (функциональный анализ);
  3. условий договоров (контрактов), заключенных между сторонами сделки, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг);
  4. характеристик экономических условий деятельности сторон сделки, включая характеристики соответствующих рынков товаров (работ, услуг), оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг);
  5. характеристик рыночных (коммерческих) стратегий сторон сделки, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг).

Судом могут быть учтены иные обстоятельства, имеющие значение для определения соответствия цены, примененной в сделке, рыночной цене - п. 11 ст. 105.7 4

4) Информация о сделках иных компаний может быть взята из:

  1. сведений о ценах и котировках российских и иностранных бирж;
  2. таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, опубликовываемой или представляемой по запросу;
  3. сведений о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащихся в официальных источниках информации либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
  4. данных информационно-ценовых агентств.

Если информацию из источников выше получить не удалось, можно использовать:

  1. сведения о ценах (пределах колебаний цен) и котировках, содержащиеся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
  2. сведения, полученные из бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности организаций, в том числе указанные сведения, опубликованные в общедоступных российских или иностранных изданиях и (или) содержащиеся в общедоступных информационных системах, а также на официальных сайтах российских и (или) иностранных организаций.
  3. сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранных государств об оценочной деятельности;
  4. иную информацию, используемую в соответствии с главой 14.3 НК (там ничего особенного не указано).

5) в частности о:

  1. валовой прибыли и выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и НДС;
  2. валовой прибыли и себестоимости проданных товаров (работ, услуг);
  3. прибыли от продаж и выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и НДС;
  4. прибыли от продаж и сумме себестоимости проданных товаров (работ, услуг), коммерческих и управленческих расходов, связанных с продажей товаров (работ, услуг);
  5. валовой прибыли к коммерческим и управленческим расходам, связанным с продажей товаров (работ, услуг);
  6. прибыли от продаж к текущей рыночной стоимости активов (внеоборотных и оборотных), прямо или косвенно используемых в анализируемой сделке.

Налоговики требуют документы, а их нет?

Что делать, если ФНС запросила бумаги, которых у вас нет?

Отвечает эксперт и налоговый консультант Дмитрий Ряховский.

СМОТРЕТЬ ➣

Начать дискуссию


Похожие материалы

Утренний бухгалтер № 5851. Новый формат книги продаж можно применять досрочно

Из-за новых ставок НДС 5% и 7% Налоговая служба обновила формат книги продаж. Формально приказ вступит в силу с 1 июля, но можно не ждать.

Для использующих этанол хотят ввести лицензии и госпошлину

Власти могут обязать бизнес платить госпошлину за фармлицензию, если предприятие работает с медицинским препаратом «Этанол».

НДС

Формулы расчета НДС

Как посчитать НДС «в том числе»?

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Книга покупок

Заполнение книг покупок и продаж в 1С Бухгалтерия (НДС на УСН)

Как формируются книги покупок и продаж при НДС на УСН, и как это реализовано в 1С Бухгалтерия 8.3

ТОП странных налогов, которые действовали раньше или действуют сейчас»

Налог на шляпы (1784-1811гг.)

ТОП странных налогов, которые действовали раньше или действуют сейчас»

НДС с авансов на УСН

Нужно ли делать авансовые счета-фактуры на каждое поступление денег (НДС на УСН)?

Заполнение приложения 4 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Добрый день. ООО на ОСНО получило убыток по результатам работы за 2023 год. Сумма убытка отразилась в том числе в приложении 4 к листу 02 Декларации по налогу на...

Читать полностью

Эксперт:

Екатерина Дьяченко

Екатерина Дьяченко
Эксперт

Здравствуйте!

По Порядку заполнения декларации по налогу на прибыль Приложение 4 к листу 02 включается в состав деклараций за год и за 1 квартал...

Читать полностью

Мобильная электронная подпись включена в приоритетные проекты цифровизации

Зампредседателя Правительства – руководитель Аппарата кабмина Дмитрий Григоренко утвердил перечень приоритетных проектов цифровизации и ключевые показатели эффективности (КПЭ) для их реализации.

Кредитование

Экспортерам сельхозпродукции помогут с льготными кредитами

Правительство направит более 7,7 млрд рублей на субсидирование программы льготного кредитования сельхозэкспортеров.

В трех регионах России продлят срок действия особых экономических зон

Инвесторы ОЭЗ смогут пользоваться льготами на Сахалине, Курилах и в Магаданской области до 31 декабря 2046 года, но в Магаданской области их отменят из-за того, что создадут территорию опережающего развития.

Как ФНС будет проверять бизнес в 2025 году: виды налоговых мероприятий и основные тенденции

Налоговая реформа многое изменила в предпринимательской деятельности. Разбираем, какие направления попадут в зону внимания налоговиков и какие инструменты для этого будут применяться.

Как ФНС будет проверять бизнес в 2025 году: виды налоговых мероприятий и основные тенденции
Мошенничество

Сотрудникам госорганов, банков и операторов связи запретят общение с гражданами и клиентами через мессенджеры

18 марта Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, направленный на защиту людей от кибермошенничества.

УСН

Перейти с УСН на ЕСХН можно двумя путями

Компании и ИП, планирующие сменить УСН на ЕСХН, должны учитывать установленные законом сроки подачи уведомлений. Нарушение этого приведет к автоматической утрате права на применение УСН.

🔥Клерк.Премиум — подписка для бухгалтеров, за которую не нужно переплачивать. Годовой тариф теперь стоит всего 6 тысяч рублей

Команда «Клерк» изменила правила игры — пересмотрели ценовую политику на наш главный продукт — Клерк.Премиум. Сделали профессиональные знания доступными каждому бухгалтеру. Теперь Клерк.Премиум — подписка, за которую не нужно переплачивать. Годовой тариф — 6 000 руб. Это не скидка, а новая цена!

🔥Клерк.Премиум — подписка для бухгалтеров, за которую не нужно переплачивать. Годовой тариф  теперь стоит всего 6 тысяч рублей
7

В какой момент утрачивается право на пониженные тарифы страховых взносов при утрате статуса субъекта МСП?

С 1 января 2025 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства, действуют пониженные тарифы страховых взносов для части выплат в пользу физлиц, превышающей ❗️1,5 МРОТ, установленного на начало года (пп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ).

Что сделать для отмены налога на имущество по объекту, которого не стало: налоговики подсказали

Недавно физическим лицам упростили процедуру отмены налога на имущество за уничтоженную недвижимость.

Инвестиции

ДКП и рубль остаются жесткими, инвесторы идут в недвижку, которая растет, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест

ЦБ оставил ключевую ставку 21%, сигнал дал умеренно жесткий, так что и вся неделя получилась жесткой. Рубль тоже жёсткий, никак не обмякнет. В акциях, облигациях и крипте всё спокойно, а вот недвижка продолжает пробивать обратное дно.

ДКП и рубль остаются жесткими, инвесторы идут в недвижку, которая растет, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест

Российский IT-дайджест #2 за17–21 марта 2025

О самых важных новостях российской ИТ-отрасли за неделю — в свежем дайджесте.

Налоговые требования

Образцы ответов на запросы налоговиков о даче пояснений по НДС, налогу на прибыль, УСН. Разбор некоторых проблемных ситуаций (часть 1: НДС)

В данной статье автор попытался сформулировать готовые  ответы на самые популярные требования по НДС, налогу на прибыль и упрощенке.

LinkedIn — не просто соцсеть для бизнеса. Это золотая жила для тех, кто умеет копать глубже (а ИИ умеет)

Линкедин — это не просто платформа, где все публикуют резюме, ищут сотрудников или хвастаются офисными кактусами. Это гигантская база данных, где каждый профиль — открытая дверь для холодных, но горячих сделок.

LinkedIn — не просто соцсеть для бизнеса. Это золотая жила для тех, кто умеет копать глубже (а ИИ умеет)

Интересные материалы

Кредитование

Сервисы рассрочки перестанут быть инструментом скрытого кредитования

Госдума движется к принятию закона, который запретит использовать рассрочку для скрытого кредитования. Документ устанавливает жесткие требования к операторам и передает надзор Банку России. Сервисы рассрочки обяжут раскрывать данные в БКИ.