Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.12.13 № А05-13495/2012
Скачать Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.12.13 № А05-13495/2012
Суть спора. Общество применяло общий режим налогообложения, а с 1 января 2009 года перешло на «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Однако по итогам налоговой проверки инспекция пришла к выводу, что переход на спецрежим стал возможен только благодаря созданию обществом схемы, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды (минимизации налогообложения) путем перевода работников нескольких своих структурных подразделений в специально созданную организацию - ООО «ТрансСистемы».
Как указал налоговый орган, это дало возможность обществу, сократив среднюю численность работников путем вывода персонала в другую организацию, перейти на применение упрощенной системы налогообложения.
Налогоплательщик решил оспорить действия фискалов в суде.
Решение суда. Однако арбитры отказали в удовлетворении его требований.
Подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ предусмотрено, что «упрощенку» не вправе применять организации, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек.
В данном случае среднесписочная численность работников общества в 2008 году составляла 97 человек, в 2009 году - 75 человек, в 2010 году - 66 человек; среднесписочная численность работников ООО «ТрансСистемы» в 2008 году составляла 53 человека, в 2009 году - 49 человек, а в 2010 году - 51 человек.
Инспекция в ходе проверки определила среднюю численность работников общества за 2009 год в количестве 124 человек, а за 2010 год - 117 человек. При расчете средней численности работников она суммировала среднюю численность работников общества и ООО «ТрансСистемы».
Основанием для такого исчисления явился вывод налогового органа о том, что для формального соблюдения условия, установленного подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, общество после регистрации в качестве юридического лица ООО «ТрансСистемы» инициировало перевод сотрудников в указанную организацию с таким расчетом, чтобы общее количество работников в каждом обществе не превысило предельной величины (100 человек).
И действительно, обе организации учреждены одними и теми же лицами.
Сразу после кадровых перестановок общество (заказчик) заключило с ООО «ТрансСистемы» (исполнитель) договор по транспортировке воды, сточных вод, обслуживанию и ремонту сетей, оборудования и зданий канализационных насосных станций.
По условиям этого договора исполнитель принял на себя обязательства по заданию общества оказывать услуги, состоящие в осуществлении деятельности по транспортировке воды, сточных вод, обслуживанию и ремонту сетей, оборудования и зданий канализационных насосных станций. Обязанность по обеспечению исполнителя спецодеждой, товарно-материальными ценностями возложена на заказчика.
Инспекция, проанализировав налоговую отчетность и иные документы, полученные от ООО «ТрансСистемы», установила, что данная организация никакой иной финансово-хозяйственной деятельности в проверяемом периоде, кроме как с заявителем, не осуществляла, не расходовала денежные средства на приобретение товарно-материальных ценностей и на развитие производства.
Все это позволило суду сделать вывод о том, что увольнение части персонала из общества переводом в ООО «ТрансСистемы» с последующим привлечением этого же персонала для выполнения работ, которые являлись их трудовой обязанностью в обществе, было направлено на создание условий для перехода общества на «упрощенку».
Примечание «ДК». Если для перехода на «упрощенку» налогоплательщик искусственно подгоняет свою деятельность под соблюдение установленных требований, применение спецрежима будет сочтено неправомерным. О чем и свидетельствует рассмотренное дело.
Опубликовано в журнале «Документы и комментарии» № 2, январь 2014 г.
Начать дискуссию