ЭДО

Электронная подпись. Что поменялось c 1 января 2014 года?

Электронная подпись в России становится повседневным инструментом взаимодействия государства, бизнеса и граждан. С ее помощью отправляют отчетность, ведут документооборот, подписывают контракты, получают госуслуги. Но вместе с расширением сфер применения меняется и законодательная база, и сама технология, и требования к ее безопасности. С 1 июля 2013 года сферу применения технологии регулирует новый Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Электронная подпись. Что поменялось c 1 января 2014 года?
Никита Баранов, эксперт в области применения сертификатов электронных подписей. Фото предоставлено СКБ Контур

Электронная подпись в России становится повседневным инструментом взаимодействия государства, бизнеса и граждан.  С ее помощью отправляют отчетность, ведут документооборот, подписывают контракты, получают госуслуги. Но вместе с расширением сфер применения меняется и законодательная база, и сама технология, и требования к ее безопасности. С 1 июля 2013 года сферу применения технологии регулирует новый Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи». А с 1 января 2014 года вступил в силу № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…». Другими словами, область применения электронной подписи в системе государственных торгов  переживает переходный период. Закончился ли он с наступлением 2014 года?

Ситуацию корреспонденту ИА "Клерк.Ру" Льву Мишкину прокомментировал Никита Баранов, эксперт в области применения сертификатов электронных подписей.  

С 2009 года Никита Баранов возглавляет группу проектов «Услуги Удостоверяющего центра» СКБ Контур, участвует в законодательных инициативах, связанных с выпуском и применением электронных подписей,  регламентом работы удостоверяющих центров, занимается развитием дополнительных услуг и сервисов для клиентов, в том числе индивидуальных предложений для крупных предприятий. В сфере его компетенции  также взаимоотношения с государственными регуляторами.

Особенности переходного периода

– Никита,  во-первых, что это за точка отсчета – 1 января 2014 года?

– 1 января – это очень интересный рубеж. Попробуем в нем разобраться. C 2002 года с России действовал ФЗ-1 «Об электронной цифровой подписи» – старый закон. В 2011 был принят 63-ФЗ «Об электронной подписи» - новый закон, который ввел три вида электронной подписи вместо одного. Для обеспечения плавного перехода со старого закона на новый, выпущенные в соответствии со старым законом ЭЦП были временно приравнены к квалифицированным сертификатам электронной подписи (КЭП) в терминах нового закона. 31 декабря это самое временное приравнивание закончилось.

– В таком случае, что произошло со старыми ЭЦП?

– Тут еще одна тонкость. Дело в том, что по новому  закон ЭЦП подпадает под определение неквалифицированной электронной подписи (НЭП). Таким образом,  после 31 декабря все ЭЦП стали НЭП. Повезло пользователям электронной подписи, которые выступают на ЭТП по госзаказу в роли поставщиков, так как в 44-ФЗ прописано применение НЭП, соответственно замены сертификатов им не требуется.  

– А кому в таком случае «не повезло»?

- В «группу риска» попали поставщики, получившие в 2013 году так называемые «гибридные» сертификаты. Это квалифицированные сертификаты электронной подписи (КЭП), совмещенные с требованиями электронных торговых площадок (ЭТП). «Риск» заключался в том, что требования ЭТП и требования к КЭП не могут быть полностью выполнены одновременно.

Согласно информационному письму крупнейшей ЭТП госзаказа Сбербанк-АСТ, такие сертификаты, выданные авторизованными удостоверяющими центрами до 01.01.2014, подлежат использованию до истечения срока их действия в силу того, что в момент выпуска сертификата действовал 94-ФЗ. То есть их КЭП равна НЭП.

Но поскольку 01.01.2014 вступил в силу новый 44-ФЗ, электронные подписи поставщиков должны выпускаться в строгом соответствии с требованиями ЭТП.

– А какую подпись использовать заказчикам, 44-ФЗ определил?

– Это стало ясно только после выхода Федерального закон № ФЗ-396 от 28.12.2013. До этого в рамках всего 44-ФЗ можно было использовать только НЭП, а Казначейство выпускало только КЭП. Подписанный 28 декабря закон определил, что заказчики должны использовать КЭП или НЭП выпущенные УЦ Федерального Казначейства.

– А что означают все эти законодательные «закавыки» для тех, кто использует электронную подпись в других областях?

– Больше всего эти изменения затронули пользователей систем электронной отчетности и систем электронного документооборота (ЭДО) между организациями. Таким пользователям необходимо заменить их старые ЭЦП на КЭП. Все удостоверяющие центры, которые выпускают сертификаты для систем отчетности и ЭДО, в течение полугода работали с такими пользователями, чтобы замена сертификатов прошла без задержек и очередей.

- А зачем вообще нужно было ограничивать срок действия ЭЦП определенной датой? Ведь сертификат подписи и так имеет ограниченный срок действия, и перевыпуск каждого можно было сделать индивидуально.

 – Это один из открытых вопросов к авторам нового 63-ФЗ и действующих поправок. Действительно, подавляющее большинство сертификатов выпускаются на 1 год, а переходный период был ограничен полугодом. То есть удостоверяющим центрам было отведено полгода для замены сертификатов всем абонентам, однако этот срок оказался не таким уж и большим  на деле, особенно учитывая следующие факты:  

  • число пользователей электронной подписи, нуждающихся в перевыпуске сертификата,  можно оценить в несколько миллионов
  • правила выпуска сертификатов по новому закону строже старых, это привело к тому, что пользователям необходимо принести в УЦ больший комплект документов
  • автоматическая замена сертификатов ЭП невозможна, то есть все пользователи для замены должны лично встретиться с представителями УЦ

Все удостоверяющие центры выстраивают свои внутренние процессы оптимальным образом в соответствии с годовой статистикой обслуживания клиентов. И поскольку выпуск сертификатов – процесс ответственный и регламентированный, резко нарастить мощность обслуживания без потери качества любому УЦ довольно сложно.

Проблем можно было бы избежать, если бы переходный период не был ограничен каким либо сроком. В виду того, что большинство сертификатов действуют 12 месяцев, переходный период закончился бы естественной и планомерной заменой в связи с окончанием срока.

Сейчас в Минкомсвязи создан экспертный совет, в который входят основные игроки рынка ЭП. Надеемся, что при активном участии сообщества все законы и подзаконные акты будут создаваться с учетом тонкостей технологии и реального опыта работы на рынке без усложнения жизни держателей электронной подписи.

О безопасности

- Вы сказали, что с выходом нового закона  требования к выдаче сертификатов еще усилились?

- Да, в новом законе усложнена процедура выдачи сертификата КЭП. Ужесточение в большей степени касается удостоверяющих центров, но и владельцев сертификатов они не обошли стороной.

Дополнительно к ФИО и названию компании закон требует представления СНИЛС физического лица, на чье имя выпускается сертификат, и ОГРН юридического лица.  Удостоверяющий центр обязан не только проверить достоверность данных, но и  хранить реквизиты этих документов

Несоблюдение новых требований приведет к аннулированию аккредитации УЦ и, как следствие, к прекращению действия всех ранее выданных сертификатов.

– То есть если я – предприниматель, то мои сделки на торгах могут быть аннулированы только потому, что удостоверяющий центр что-то нарушил в процедуре выдачи сертификата электронной подписи?

Надо сказать, инициаторами «упрощенной» схемы выдачи часто становятся сами клиенты, которые хотят получить электронную подпись, не имея нужных документов.

В этой ситуации удостоверяющий центр может либо способствовать совершению преступления, либо препятствовать ему, добросовестно удостоверяя личность каждого получателя, будь то президент крупного холдинга или индивидуальный предприниматель.

- И как не оказаться в этой ситуации?  

- Соблюдать универсальные правила выбора удостоверяющего центра.

Во-первых, важно убедиться, имеет ли он все необходимые лицензии и сертификаты, является ли доверенным удостоверяющим центром ФНС, ПФР, ФСС и Росстата. Аккредитован ли на площадках госторгов и крупных коммерческих электронных торговых площадках. Важным показателем надежности служит длительность работы и наличие разветвленной партнерской сети с широкой географией. 

Как я уже сказал, важный пункт — требовательное отношение к документам со стороны удостоверяющего центра: он должен настаивать на том, чтобы клиент представлял полный пакет бумаг, согласно действующему законодательству.

В-третьих, ознакомьтесь со списком дополнительных услуг, которые предоставляет удостоверяющий центр. Надежный УЦ поддерживает постоянный контакт со своими клиентами, предлагая им образовательные программы, семинары, вебинары, обучение работе с электронными торговыми площадками. Задача УЦ – не просто продать электронную подпись клиенту, но и помочь ему правильно использовать ее.

-  В обсуждении технологии электронной подписи часто возникает вопрос  об архивном хранении электронных документов. Закон это как-то регламентирует?

- Сертификат ключа проверки электронной подписи действует не больше одного года, а подписанный документ, следуя требованиям законодательства, чаще всего надо хранить не менее пяти лет. В законе, прописано, что если момент подписи известен, то действительность проверяется на момент подписи, а если нет – то на момент проверки. То есть если не зафиксировать момент подписи, то доказать ее действительность спустя год будет сложно.

В специализированных системах интернет-отчетности и ЭДО проблема длительного хранения решена разработчиком системы. Но если вам надо получить подпись без использования каких либо систем, то достаточно использовать усовершенствованную подпись, которая внутри себя содержит штамп времени и данные о статусе сертификата (действителен или отозван). В данный момент это единственное подходящее решение. 

- С хранением понятно, а как насчет безопасности? Что будет, если ЭП окажется в руках злоумышленников? 

- Бизнесу может быть нанесен значительный ущерб.  Электронное мошенничество отличается от обычного только тем, что документы подписывают не собственноручной, а электронной подписью. Так что нужно внимательно следить за тем, где сейчас ваш «токен» с закрытым ключом электронной подписи – образно говоря, рука, с помощью которой вы создаете подписи.

Чтобы ваша подпись принадлежала только вам, нужно бережно хранить «токен», никому не передавать, сменить заводской пароль и, что немаловажно, запомнить, поскольку взломать «токен» нельзя, как и восстановить забытый пароль.

Кстати, «токены» нового поколения несут на себе задачи криптографии, то есть в будущем шифрование документов всех пользователей технологии будет происходить в самом ключевом носителе, а не на компьютере. Это тоже повышает безопасность электронного документооборота.

Итоги

- Подводя итоги разговора, можно ли сказать, что переходный период закончился?

-  Большая его часть – да. В частности, появилась определенность в сфере применения видов ЭП на электронных торговых площадках.

Не нужно забывать: единственный путь совершенствования новых законов - накопление опыта в процессе его применения. Будем применять  44-ФЗ и 63-ФЗ на практике, обсуждать достоинства и недостатки, предлагать усовершенствования.

- Напоследок, можно ли сделать какой-то прогноз развития технологии?  

- Все происходит эволюционно, и в ближайшее время нужно быть готовыми к еще более широкому применению электронной подписи.

Думаю, что к 2015 году мы дойдем до состояния, когда электронную подпись будут активно использовать не менее 90 процентов всех юридических лиц и порядка 30 процентов физических лиц. Предпосылки этому есть. В первую очередь, в сфере представления отчетности – например, с 2014 года отправить декларацию по НДС можно только в электронном виде.  

Активно развиваются системы межведомственного электронного взаимодействия и предоставления госуслуг в электронном виде. Изданы нормативные правовые акты, обеспечивающие в будущем использование универсальной электронной карты в качестве страхового полиса, в том числе полиса ОСАГО.

На рассмотрении Госдумы находится Законопроект № 286672-6, который вносит изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации и конкретизирует виды электронной подписи, используемые в различных право-отношениях. 

Государство стремится к максимальной унификации информационных систем и требований к их безопасности. Это значит, что в ближайшем будущем электронная подпись, используемая сегодня в основном для отправки отчетности через интернет, может использоваться и  в транзакциях с банком, и для предоставления максимального количества госуслуг в электронном виде.  То есть станет более универсальной. 

- А можно  дать рекомендации владельцам электронных подписей?

- Хочется сделать акцент на следующем. Несмотря на то что электронная подпись все шире распространяется и становится все более простой в применении, она все равно остается достаточно технологичной. Она всегда связана с удостоверяющим центром и законодательством. Поэтому предприятиям при принятии решении (самостоятельном или предписанном) переходить или нет на ЭП, важно найти профессиональных поставщиков технологии и с ними вместе проходить все стадии: обучение, сопровождение и поддержку в течение срока действия сертификата.

Использовать эту технологию нужно аккуратно. Соблюдая простые меры предосторожности, вы обезопасите свой бизнес от лишних рисков, расширив при этом его возможности. Если вы не уверены в том, нужна ли вам электронная подпись и насколько безопасно ее использование, – обратитесь в удостоверяющий центр за консультацией.

Комментарии

16
  • Евгений
    Прочел. Ощущение, что почитал алфавит - эффект такой же. Какой-то набор букв бессмысленный. Для меня, например, вообще ничего не изменилось: как я раньше вставлял флэшку с ЭЦП в комп для сдачи отчетности или подписания платежки в банк (а это уже, блин, другая флэшка, хотя ЭЦП - та же, т.е. моя!), так и сейчас вставляю. Кому вся эта хрень нужна? Правильно, тем, кто на этом зарабатывает.
  • Станислав

    Аноним, Вы писали:
    "Главное изменение через УЭК теперь по умолчанию можно квартиры продовать, а также и захватывать и терять недвижимсть раньше со счето в карточек воровали тперь недвижиость ,идет подготовка дистабилизации ситуации на подобие арабской весны, а черный ход от электронной подписи у сша есть, как говорил нет системы которую невозможно взламать осбенно если аппаратные средствыа имеют закладки
    " не ну "арабская весна" и етокены это вы уж черезчур взаимоувязку сделали :DD

  • Никита Баранов

    Аноним, Вы писали:
    "С ЭП для связки "Заказчик"гФЗ+Казначество" все понятно.

    А почему ничего не писали про ЭП для связки "ПоставщикгФЗ" почему ничего не написали? Для бизнеса это более интересно"

    Действительно, этот вопрос наиболее интересный, но и ответ на него не столь простой.

    Поэтому ответу на него посвящены несколько параграфов:

    "– В таком случае, что произошло со старыми ЭЦП? "

    "– А кому в таком случае «не повезло»? "

    Если коротко, то можно сказать, что с приходом 44 на смену 94 в отношении поставщиков ничего не изменилось.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.

Что учесть при сдаче налоговой отчетности за первое полугодие

Компании на УСН должны включить в налоговую декларацию по НДС обязательный Раздел 1. Даже несмотря на то, что он будет пустым.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ведение бизнеса

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно

Отзывы клиентов о компании — невероятно ценный источник информации как для владельца бизнеса, так и для тех, кто заинтересован в предлагаемой услуге и товаре. Рассказываем, как работать с отзывами, чтобы получить максимум пользы от обратной связи.

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно
Банки

Ozon будет давать кредиты предпринимателям

Банк Ozon в 2025 году начнет развивать кредитование физлиц и бизнеса за пределами маркетплейса.

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»

Теперь узнавать больше о том, как ведется налоговый мониторинг, вы сможете от разработчика! Уже сейчас можно написать отзыв о продуктах компании и о работе с ней и задать свой вопрос.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»
HR

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу

Повысить доход можно за счет карьерного коучинга или открытия своего агентства по подбору персонала. Но если вы пока не готовы уйти в свободное плавание, оптимальным решением может стать правильный выбор направления в рекрутменте и повышение квалификации.

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу
НДФЛ

Минфин непреклонен: больничные облагаются НДФЛ

Все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, облагаются НДФЛ. И больничные – не исключение.

Просрочка по налоговым долгам достигла 1,3 трлн рублей

У ФНС больше всего дебиторской задолженности по налогу на прибыль и НДС.

❗️ Записывайтесь на курсы повышения квалификации и профпереподготовки со скидками. Старт потока — 1 августа!

Успейте приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению! Новый поток стартует 1 августа.

7

На 10-15% могут повысить пошлины за регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними

Поправки также предусматривают отмену скидки за электронную подачу заявки на регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними.

🔔 Открываем набор на новый поток обучения! Старт — 1 августа

Успейте купить курсы повышения квалификации по учету на маркетплейсах, ВЭД и ФСБУ, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и присоединяйтесь! Обучение начнется 1 августа.

🔔 Открываем набор на новый поток обучения! Старт — 1 августа

Как работать с машиночитаемой доверенностью

Машиночитаемая доверенность (МЧД) позволяет сдавать электронную отчетность, оформлять документы через электронный документооборот, представлять интересы компании.

Определять инвестиционную недвижимость надо по ФСБУ 6/2020 и МСФО 40

Электростанции, которые сдают в аренду – это не инвестиционная недвижимость.

У карт UnionPay от Россельхозбанка будут проблемы с расчетами за границей

Клиентам, которые находятся за рубежом, рекомендуют снять наличные с карты UnionPay.

Интересные материалы

НДС

📦 Иностранных продавцов маркетплейсов обязали платить НДС в России. Что будет с ценами и риски оценивает первый вице-президент Союза Интернет-Торговли

С 1 июля 2024 года в ЕАЭС продавцы из стран Евразийского экономического союза обязаны уплачивать НДС в той стране, где их товар был фактически передан конечному покупателю.