Экономика России

Слюняев и пустота

Ожидается, что в ближайшее время Госдума, наконец, примет закон "О стратегическом планировании в РФ", который разрабатывается уже более 10 лет. Одной из важнейших частей закона станет программа расселения граждан вдоль границ России. Точнее, вдоль одной границы - с Китаем, которая сегодня похожа на мембрану: с одной стороны пустота, а с другой - нарастающее давление массы китайцев. Вот власти пытаются придумать, что делать с этой разницей давления.
Слюняев и пустота
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Ожидается, что в ближайшее время Госдума, наконец, примет закон "О стратегическом планировании в РФ", который разрабатывается уже более 10 лет. Одной из важнейших частей закона станет программа расселения граждан вдоль границ России. Точнее, вдоль одной границы - с Китаем, которая сегодня похожа на мембрану: с одной стороны пустота, а с другой - нарастающее давление массы китайцев. Вот власти пытаются придумать, что делать с этой разницей давления.

Постой, паровоз

Четыре века назад русские люди начали двигаться на восток, и продвинулись, что называется, по самое некуда - до границы с океаном. А вот двадцать лет назад отток пошел в обратную сторону. Сегодня на Дальнем Востоке России живут немногим больше 6 миллионов человек, плотность населения не превышает 1 человека на квадратный километр, да и это число уменьшается. А к другой стороне границы "прижались", ни много ни мало, 120 миллионов китайцев. Более того, политика  правительства Китая, как все помнят, направлена на урбанизацию страны. Целью является переселение в города более полумиллиарда человек, и китайские власти уже запланировали закладку нескольких мегаполисов на севере страны.  

Конечно, наши правители об этом тоже знают и помнят. Программу заселения Дальнего Востока разработали еще при СССР, в 1983 году. При Борисе Ельцине в 1996 году ее обновили: расчет делался уже на 20 миллионов русскоязычных мигрантов из стран бывшего СССР. Приехали, правда, не двадцать миллионов, а десять, и расселились где бог послал. А программу обновили еще раз в 1999 году, под преемника, и с тех пор успешно забыли. Вернее, как выражаются чиновники, "перевели на уровень экспертного обсуждения".

Сегодня, когда стратегическое планирование в России снова становится трендом,  о программе снова вспомнили. Теперь ее лоббистом, как и полагается ему по должности, является министр регионального развития Игорь Слюняев. Задача - сделать программу частью готовящегося к принятию закона.

А денег-то и нет

Правда пока что, кроме благих намерений, в программе мало что имеется. Цель ясна: "уплотнить" народонаселением" узкую полоску вдоль границы с Китаем, а более северные территории осваивать вахтовым методом. Других показателей не имеется.

К примеру, на сколько переселенцев правительство могло бы рассчитывать? И кто они такие?

Сегодня народ с Дальнего Востока бежит - пусть и не массово, но тенденция вполне определенная. Советских льгот больше нет, а доходы в тех краях хоть и повыше в номинальном выражении, чем в среднем по стране, но из-за разницы в ценах дальневосточники, наоборот, живут беднее, чем жители Средней России.

Сколько денег нужно вложить в Дальний Восток?

Разработчик программы расселения - Российский институт градостроительства и инвестиционного развития - полагает, что для того, чтобы этот регион хотя бы не отставал в развитии от остальных частей России, до 2025 года нужно вложить в него около 2,2 триллионов рублей. Хотя "не отставание" проблемы не решает - чиновники хором говорят о необходимости опережающего развития. То есть надо бы вложить не два, а четыре или пять триллионов.

А вот денег-то как раз и нет. Сегодня до 2025 года на развитие Дальнего Востока в бюджете запланировано 500 миллиардов рублей, и Минфин сопротивляется любой попытке увеличить эту цифру. 

Украино-китайская кооперация

У президента фонда "Миграция — XXI век", бывшего замруководителя Федеральной миграционной службы Вячеслава Поставнина есть свой рецепт. Поставнин известен как убежденный сторонник предельной либерализации порядка въезда в Россию трудовых мигрантов. Он уверен - стоит изменить правила игры, и нынешние обитатели сопредельных с Россией стран заполнят разрастающуюся пустоту на границе с Китаем. Взять, к примеру, Украину. По мнению Поставнина, от 2 до 7 миллионов ее граждан были бы не прочь переехать в Россию, если им создать условия. А в связи с последними волнениями количество потенциальных мигрантов там еще больше увеличилось. 

Впрочем, зачем далеко ходить? Можно всего лишь, по выражению Поставнина, "ввести потенциал китайцев в цивилизованное русло". То есть упростить им въезд и организацию бизнеса, и проблема недонаселения решится сама собой. "Институт регистрации у нас несовершенен, - говорит глава фонда. - Мы хотим во что бы то ни стало всех учесть, но на деле всех теряем. А надо, чтобы человек приехал и легко зарегистрировался".

Было бы предложено

Как бы то ни было, и ученые, и чиновники сходятся в том, что нужно менять нездоровый вектор миграции, при которой в Москве, на крохотном, по меркам страны, пятачке, проживает десятая часть ее населения. И с течением времени эта доля только увеличивается.

Кстати, есть категория граждан, которую будущая программа расселения может затронуть вполне увесисто и недвусмысленно. Это жители так называемых моногородов, в которых работа крупных заводов потеряла смысл из-за нерентабельности производства. Сегодня они предпочитают требовать от правительства во чтобы ни стало восстановить привычные им рабочие места по месту жительства. Минрегион намерен закрепить порядок, при котором жителям вымирающих промышленных городков будет предлагаться переезд на новое место. И в случае отказа государство снимает с себя обязательства по их социальной поддержке.

Комментарии

1
  • stas®
    Я верю в честность Президента

    И в неподкупность постовых,

    В заботу банка о клиентах…

    В русалок верю, в домовых.