Е. Лебедева
Большинство туристических компаний работает на упрощенке. Однако здесь есть одна особенность. Чтобы работать было выгодно, турпутевку надо признать расходом. Сделать это непросто. Какие же варианты можно предложить, чтобы и чиновники не придирались, и турфирмы были довольны?
Упрощенка выгодна турфирмам по нескольким причинам. Во-первых, бухгалтерия освобождается от расчета и оформления деклараций по различным налогам. Во-вторых, меньше нагрузка на зарплату. Удобно и то, что нет НДС. Значит, не возникает вопрос, какая из услуг оказана на территории России, а какая за пределами нашей страны. Ведь от этого зависит, начислять или нет налог на добавленную стоимость.
Туристические компании чаще выбирают как объект «доходы минус расходы». Это можно объяснить тем, что в турфирмах объем расходов довольно большой. Например, это расходы на рекламу, на услуги международной и междугородней связи. А как быть со стоимостью самой туристической путевки? Как признать ее расходом?
Тур – это товар или нет?
В перечне признаваемых расходов для УСН есть покупная стоимость товара (ст. 346.16 НК). Попробуем выяснить, можно ли считать туристическую путевку товаром.
«Туристическая путевка – документ, который подтверждает передачу туристического продукта» (Закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности»). Туристический продукт включает в себя комплекс услуг для туриста. Это и перевозка, и размещение, и питание, и экскурсии, и услуги гидов-переводчиков.
У турфирм есть разделение: формирует туристический продукт туроператор, а турагент занимается его продвижением и продажей (Закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ).
Между собой туроператор и турагент обычно заключают договор купли-продажи. Тогда деятельность агентства можно рассматривать как торговую, а сами турпутевки – как покупной товар для дальнейшей перепродажи. Получается, что путевка – это товар, и его можно учесть как расход для расчета единого налога.
Однако чиновники считают это нарушением (письмо Минфина от 20 июля 2005 г. № 03-11-04/2/28). Специалисты из Минфина пришли к выводу, что туристическая путевка – это не товар. Она лишь подтверждает право на тур. И фирмы не могут учесть расходы на приобретение путевок при расчете единого налога.
Аналогичной точки зрения придерживаются и налоговики. Свое мнение они выразили в письме Управления ФНС по Московской области от 8 апреля 2005 г. № 22-19/4554.
Договоритесь по-другому
Для решения возникшей проблемы вместо договора купли-продажи можно заключать другие виды договоров. Например, это может быть договор возмездного оказания услуг или посреднический договор.
В первом случае турагент (исполнитель) по заданию туроператора (заказчика) оказывает услуги для туриста (п. 1 ст. 779 ГК).
Тогда расходы по приобретению прав на проживание, авиаперелет, трансфер и др. можно отнести к материальным. Ведь это фактически услуги производственного характера, которые выполняет сторонняя фирма (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК). Такой вид расхода предусмотрен в подпункте 5 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.
Во втором случае это может быть договор комиссии, агентский договор или другой аналогичный. Тогда туроператор выступает со стороны комитента (принципала), а турагент – со стороны комиссионера (агента).
По договору одна сторона по поручению другой реализует туристический продукт за вознаграждение (п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК). Деньги, полученные турагентом от туристов, не будут его собственностью. Агентству принадлежат лишь комиссионные. Это и будет его доход. Единый налог надо будет заплатить лишь с этой суммы (письмо Минфина от 12 мая 2004 г. № 04-02-05/2/21).
Если турагент выберет посреднический договор, то он может значительно уменьшить общую сумму доходов за год. Ведь она будет включать только вознаграждения. Для упрощенцев факт важный. От величины дохода зависит возможность применения УСН. Если доходы превысят 15 миллионов рублей (п. 4 ст. 346.13 НК), то это право можно потерять. Правда, с 1 января 2006 года эту сумму увеличат до 20 миллионов рублей (Закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ). Однако стоимости туров обычно весьма значительные. Если приходится всю их сумму учитывать как доход, то перевалить за допустимую границу можно довольно быстро.
Кто ответит туристу
Важный момент в туристическом бизнесе – ответственность перед туристами (ст. 6 Закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности»). Турист должен получить полную и правдивую информацию о том, что ждет его в путешествии. Ему должны быть оказаны все услуги, указанные в туре. Иначе отвечать за моральный и материальный ущерб придется туристической компании.
Кто же ответит: туроператор или агентство? Во многом это определяет договор между ними. Так, по мнению юристов аудиторско-консалтинговой группы «АРНИ Polaris International», «по договору возмездного оказания услуг турагент оказывает услуги непосредственно туроператору, и ответственность перед конечным потребителем – туристом – будет нести туроператор».
«С посредническим договором иная ситуация, – объясняют юристы. – Заключая договор комиссии, турагент выступает в качестве посредника между туроператором, который формирует тур, и туристом. И возмещать причиненные потребителю убытки будет та организация, которая заключала с ним договор на оказание туристических услуг, то есть турагент».
Начать дискуссию