1. Согласно официальной позиции, которая изложена в многочисленных письмах как Минфина России, так и ФНС, экспедиторы по услугам третьих лиц, приобретаемым ими от своего имени за счет клиента, могут выставлять счета-фактуры с отражением показателей счетов-фактур, выставленных экспедиторам организациями, непосредственно оказывающими эти услуги, в порядке, предусмотренном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, для комиссионеров (агентов).
Таким образом, если учитывать эту точку зрения, то в случае привлечения экспедитором еще одного «посредника» (субэкспедитора или агента), следует применять правила заполнения счетов-фактур, действующие при заключении подобного рода договоров в отношении агентов или комиссионеров.
Так, в Письме Минфина России от 27.07.2012 N 03-07-09/92 сказано, что исключений в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных через нескольких комиссионеров (агентов), Постановлением N 1137 не установлено.
Таким образом, при приобретении агентом товаров (работ, услуг) для принципала с привлечением субагента, действующего от своего имени, продавец выставляет счет-фактуру на имя субагента. В свою очередь, субагент выставляет на имя организации-агента счет-фактуру с показателями, перенесенными им из счета-фактуры, полученного от продавца. Полученный от субагента счет-фактуру агент регистрирует в ч. 2 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (пп. "а" п. 11 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137).
Соответственно, организация-агент выставляет на имя принципала счет-фактуру, в котором отражаются показатели из счета-фактуры, полученного от субагента, в том числе касающиеся продавца товаров (работ, услуг). Выставленный счет-фактура регистрируется в ч. 1 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (абз. 1 пп. "а", абз. 3 пп. "в", абз. 3 пп. "г", абз. 4 пп. "д", абз. 6 пп. "з" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137, пп. "а" п. 7 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур).
Помимо этого, субагент должен передать агенту, а агент - принципалу заверенную копию исходного счета-фактуры, выставленного продавцом, который не регистрируется в журнале полученных и выставленных счетов-фактур агента, но должен храниться в течение четырех лет (пп. "а" п. 15 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур).
2. Сказанное в целом корреспондирует выводам, сделанным Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Решении от 25.03.2013 N 153/13, согласно которым изложенный выше порядок заполнения счетов-фактур полностью соответствует налоговому законодательству.
Суд исходил из следующего. Как прямо указано в п. 1 ст. 168 НК РФ, дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) продавец обязан предъявить покупателю соответствующие суммы НДС, которые продавец по итогам налогового периода перечисляет в бюджет. Таким образом, несмотря на то, что сумму НДС продавцу уплачивает покупатель, ответственным за перечисление налога в бюджет признается продавец, то есть именно он является плательщиком налога. Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура - это документ, служащий основанием для принятия покупателем НДС к вычету. Если в счете-фактуре, направляемом посредником принципалу или комитенту, будут указаны сведения об агенте (комиссионере) вместо информации о продавце, то факт уплаты НДС продавцом установить будет невозможно. В свою очередь, для покупателя это может стать препятствием при применении вычета и получении из бюджета соответствующих сумм налога.
Кроме того, ВАС РФ указал, что независимо от наличия посредника товар (работа, услуга, имущественное право) в любом случае приобретается за счет средств покупателя, к которому от продавца переходит право собственности. Оспариваемое положение фактически повторяет норму подп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ, согласно которой в счете-фактуре указываются наименования, адреса и идентификационные номера продавца и покупателя. При этом обязательного отражения информации о посреднике не предусмотрено.
Доводы общества о том, что данное положение может в дальнейшем привести к возникновению претензий со стороны налоговых органов и повлиять на получение покупателем налоговых вычетов в случае направления проверяющими запроса продавцу, указанному в счетах-фактурах, который не подтвердит наличие хозяйственных отношений с покупателем, суд во внимание не принял.
3. Наличие у покупателя счета-фактуры является одним из обязательных условий, без выполнения которого он не сможет принять "входной" НДС к вычету (абз. 1 п. 2 ст. 169 и п. 1 ст. 172 НК РФ). Причем счет-фактура должен быть оформлен надлежащим образом, то есть в соответствии с требованиями, установленными п. п. 5, 5.1, 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ. Отсутствие в счете-фактуре какого-либо из обязательных реквизитов, например его порядкового номера или даты, может послужить формальным поводом для отказа налогоплательщику в вычете НДС по такому документу.
Вместе с тем ошибки в счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров, работ, услуг или имущественных прав, их стоимость, а также ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в вычете НДС (абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ).
Начать дискуссию