Для любой организации выездная налоговая проверка - это, пожалуй, самый сильный стресс. Что удивительно, мы до сих пор часто слышим устаревший миф о том, что такие проверки проходят раз в 3 года. Что лежит в основе этого убеждения, и как обстоит ситуация с проверками налогоплательщиков на самом деле?
Налоговый Кодекс РФ в ст. 82 определяет налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Итак, налоговый контроль осуществляется посредством налоговых проверок, а наша задача сориентироваться и четко понять, какие бывают налоговые проверки и чем они характеризуются.
В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые проверки бывают камеральными и выездными. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. (п.1 ст7 88 НК РФ). Выездная же налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (ст. 89 НК РФ).
На практике большинство налогоплательщиков сталкивались с камеральными проверками практически постоянно. И эта процедура для многих уже давно является совершенно стандартной текущей процедурой, не вызывая никаких эмоций. Получили требование - представили документы - при необходимости предоставили необходимые пояснения. И надо сказать, что «камералки» проходят достаточно четко, ясно, прозрачно для налогоплательщика и уже давно вошли в привычный деловой оборот бухгалтерских и финансовых служб.
Чего нельзя сказать о выездной налоговой проверке. Что может сравниться с ней по степени стресса для налогоплательщика? Организация замирает, деятельность ее приостанавливается, главбух надевает траурную маску, или, наоборот, неестественно оптимистичен... и все ждут приговора.
А так ли страшен черт, простите, налоговый инспектор?
Вернемся к мифу о том, что организацию проверяют каждые 3 года. Пункт 4 ст. 89 НК РФ указывает, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Иными словами, налоговики могут проявить интерес только к периоду в три года. Если принять во внимание этот факт, а также нашу внутреннюю установку, что никто не должен остаться безнаказанным, то мы и получим источник мифа о том, что налоговики проверяют всех каждые три года.
Так ли это?
Очевидно, что количество организаций растет темпами значительно превышающими темпы роста количества сотрудников в штатном расписании налоговиков.
Кроме того, продолжительность выездной проверки регламентирована, и ее срок в обычном порядке не может превышать 2 месяцев (п.6 ст. 89 НК РФ). Иными словами, меньше можно, но больше - проблематично. А количество сотрудников ограничено. А организаций — гораздо больше, чем можно проверить. И получается, что эффективность выездных налоговых проверок все меньше, а для повышения ее нужно невероятно увеличивать штат, либо менять регламенты проверки.
Налоговики пошли по другому пути - они коренным образом изменили подход к проведению проверок.
Еще пару лет назад руководитель ФНС М.Мишустин, как сообщали «Ведомости» ( http://www.vedomosti.ru/finance/news/1274563/fns_namerena_perejti_k_kameralnym_nalogovym_proverkam#ixzz1NBdd5AOj), обещал прекратить выездные налоговые проверки. «Тенденция не просто к уменьшению [выездных проверок], а к тому, чтобы мы совсем ушли в аналитику, к камералам», — говорил Мишустин.
Прямым продолжателем намеченной линии служит Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС от от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@. Кратко суть ее можно выразить в следующем:
- усиление камеральных проверок и выявление недобросовестных налогоплательщиков
- проведение выездных проверок недобросовестных налогоплательщиков
Каким же образом происходит разделение на добросовестных и недобросовестных? Концепция говорит, что для отбора недобросовестных налоговики будут использовать информацию из внутренних и внешних источников. К внутренним источникам отнесем те самые, уже знакомые и хорошо известные камеральные проверки, а к внешним- вся иная информация, в том числе из открытого доступа, от правоохранительных органов и органов власти.
Концепция предлагает налогоплательщикам самостоятельно оценить свои риски.
Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:
1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Вы можете проконсультироваться у своего бухгалтера о размере налоговой нагрузки своей компании.
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
Скорее всего, Вы в курсе, как реагируют бухгалтеры на убытки в отчетности, прислушайтесь к их доводам. В то же время, если Вы реально ведете бизнес, расчитанный на долгосрочную перспективу, с высокими сроками окупаемости, и получаете убытки, которые предусмотрены Вашим бизнес-планом,- будьте уверены в своих силах. Вы можете аргументированно пояснить свою ситуацию на комиссии, на которую Вас, возможно, вызовут! Там живые, грамотные люди, и ваша задача - отстоять свою позицию, а не сдавать «нарисованные» декларации и отчетность без убытков...
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
Помните, что все отраженные вычеты, к примеру по НДС, должны быть подтверждены реальными счетами-фактурами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, и, вероятнее всего, при выявлении такого критерия, Вам придется предоставить все эти счета-фактуры к проверке налоговикам.
Следует также помнить, что уже в обозримом будущем мы будем сдавать книги покупок и продаж в электронном виде.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
Очень внимательно отнеситесь к этому критерию! Честно слово, сложно объяснить комиссии, почему у Вас например, размещена вакансия с зарплатой 30-40 тыс руб, а фактически начисленная зарплата в среднем 10 тыс руб...
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
Такая информация вполне может поступить от ваших конкурентов и/или злопыхателей, от обиженных сотрудников, от сотрудников правоохранительных органов.
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
(п. 9 в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@)
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.
Соответственно, можно сказать, что акценты при проведении процедур налогового контроля смещаются в сторону камеральных проверок, цель которых- оценка степени налогового риска у налогоплательщика, и, как следствие, предоставление налогоплательщиком корректирующей налоговой декларации.
Очевидно, что именно из числа налогоплательщиков, с завидной регулярностью осуществляющих деятельность с признаками критерия 12, и будет формироваться список для проведения выездных налоговых проверок.
Таким образом, на сегодня каждый налогоплательщик самостоятельно способен оценить риски по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, уточнить свои налоговые обязательства, а также понять, насколько велика вероятность ожидать выездную налоговую проверку.
На что хочется обратить особое внимание, так это на критерии 2, 5 и 1 именно в такой последовательности. На признаки, описанные в этих критериях, наиболее часто обращают внимание налоговиков. И они являются поводами для проведения налогового контроля.
Комментарии
2Цитата:
" Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Вы можете проконсультироваться у своего бухгалтера о размере налоговой нагрузки своей компании. "
Со своей нагрузкой ясно. Где узнать средний кровень по отрасли?
Среднеотраслевую налоговую нагрузку можно посмотреть в самой Концепции-