Налоговые проверки

Защита от произвола и бюрократии чиновников

На вопросы читателей отвечают ведущие эксперты бераторов «К вам пришла проверка»и «Если на бизнес заводят дело»

31 мая нынешнего года наша фирма открыла расчетный счет в банке. 8 июня мы доставили уведомление в секретариат ИФНС. Уведомление оформлено на бланке, предусмотренном для сведений о рублевых счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории РФ. В нем содержится информация о наличии у нас по состоянию на 31 мая 2005 года расчетного счета в банке, указаны его реквизиты. Подавая документ, мы осведомились у секретаря, достаточно ли будет этой формы сообщения. И получили утвердительный ответ. Уведомление зафиксировали в регистрационном журнале налоговой инспекции 8 июня 2005 года. И вот теперь инспекторы заявляют, что мы якобы не выполнили требования части 2 статьи 23 НК РФ, а именно: своевременно не сообщили об открытии счета. По их мнению, уведомление нужно подавать по форме № С-09-1, иначе оно считается не представленным. Поэтому нас хотят оштрафовать по статье 118 НК РФ и по статье 15.4 КоАП РФ. Правы ли инспекторы? Могут ли оштрафовать сразу по НК (фирму) и КоАП РФ (должностных лиц)?

Иванов А.Н., главный бухгалтер



Претензии вашей налоговой инспекции незаконны. Требования части 2 статьи 23 НК РФ об уведомлении налоговой инспекции о банковском счете вы выполнили, уложившись в десятидневный срок с момента его открытия. Что касается формы С-09-1


«Сообщение об открытии (закрытии) счета» (утверждена приказом МНС России от 2 апреля 2004 года № САЭ-3-09/255@), то она носит лишь рекомендательный, а не обязательный характер. Поэтому сообщить в инспекцию об открытом вам расчетном счете вы можете в любой другой, произвольной форме. Главное, чтобы в уведомлении были правильно указаны все реквизиты счета. Как только к вам придет из инспекции требование об уплате штрафов, вы можете обратиться в суд. И он, скорее всего, вас поддержит.


А вот компанию, которая вовремя не сообщит об открытом счете, действительно оштрафуют на 5000 руб. (статья 118 НК РФ). Одновременно наложат штраф и на ее должностных лиц – в размере от 10 до 20 МРОТ (15.4 КоАП РФ).




Недавно ИФНС провела у нас выездную налоговую проверку. По результатам ревизии инспекторы выставили нам требования об уплате налогов и санкций. Не согласившись с их решением, мы подали заявление в арбитражный суд Орловской области. И суд обоснованно удовлетворил наш иск. И вот теперь начальник УФНС РФ по Орловской области почему-то наложил запрет на выдачу нам региональных марок для маркировки алкогольной продукции, из-за задолженности по налогам, указанным в решении. Но ведь это решение суд признал недействительным!
Торговля парализована. Предприятие несет убытки. Как быть?

Владимирова Надежда, главный бухгалтер ООО «Тайфун-Алко», Орловская область



Решение начальника УФНС незаконно, поскольку вынесено на основании ненормативного акта, признанного судом недействительным. Поэтому вашей фирме нужно выбрать один из следующих вариантов действий:


1.Написать письмо на имя начальника УФНС с требованием отменить решение о запрете на выдачу региональных марок и приложить к письму копию решения арбитражного суда. В случае отрицательного ответа обратиться с заявлением в суд, но уже с просьбой признать недействительным решение начальника УФНС. Одновременно нужно подать в прокуратуру заявление о преступлении, поскольку в действиях начальника УФНС Орловской области присутствуют признаки преступления, предусмотренного статьей 169 УК РФ - «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности».


2. Подать заявления в арбитражный суд и прокуратуру, без предварительного обращения к начальнику УФНС.


Кроме того, ваша компания может обратиться в суд с требованием возместить причиненный вред на основании статьи 1069 ГК РФ.




В сентябре 2005 года к нам пришел работник городского ОБЭП и принес

постановление о проверке финансово - хозяйственной деятельности. На документе не было печати, номера, была только дата и подпись начальника УВД города. Кроме того, сотрудник милиции привел с собой ревизора. Причем документов на его привлечение не предоставил, в постановлении ревизор тоже назван не был. Насколько законны действия работника ОБЭП?

Погосян А.Ю., финансовый директор, г. Пятигорск



Абсолютно незаконны.


Если оперативники хотят посмотреть финансово-хозяйственные документы, то они обязаны предъявить Постановление о проведении проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности. Именно так называется документ, форма которого утверждена Приказом МВД России от 2 августа 2005 года № 636. В нем должны быть перечислены лица, имеющие право участвовать в ревизии. Эти и только эти люди могут проводить у вас проверку. Если милиционеры приводят с собой тех, кто в документе не назван, – это незаконно!


В постановлении должен быть указан его номер и проставлена печать. Без этих реквизитов документ недействителен!


Итак, в Вашем случае сотрудник милиции:


- предъявил недействительное постановление;


- привлек к участию в проверке лицо, которое не могло проводить ревизию, так как не было названо в постановлении.


Поэтому Вы имели полное право отказать сотруднику ОБЭП в доступе на свою территорию.





Ограничен ли срок милицейской проверки? Или такие ревизии «бессрочны»?

Никифорова Юлия, бухгалтер, г. Самара



Срок милицейской проверки, безусловно, ограничен. По закону он не может превышать 30 дней. Причем началом проверки считается не день предъявления руководителю фирмы соответствующего постановления, а дата подписания этого документа. Если же ревизия продолжается больше 30 дней, она незаконна, и действия контролеров можно обжаловать в суде.




Наша организация ремонтирует изоляцию теплотехнического оборудования, системы вентиляции, газоснабжения, теплоснабжения, газоперекачивающее, насосно-компрессорное оборудование, компрессорные станции магистральных газопроводов. В 2005 году против предприятия возбуждено уголовное дело по статье 171 УК РФ за ведение деятельности без специального разрешения (лицензии) в 2003 и 2004 годах. Но ведь в статье 17 Закона о лицензировании наша деятельность не названа! В январе-марте 2004 года у нас проводилась выездная налоговая проверка – замечаний нет. В начале 2005 года дважды производились камеральные проверки - нарушений не обнаружено. Мы считаем, что наши действия не нанесли ущерба гражданам, организациям или государству, кроме стоимости не приобретенной в свое время лицензии – примерно 1500 рублей. Что думают по этому поводу эксперты?

Поспелов Ю.В., директор ООО «Газтепломонтаж-2», г. Камышин.



Действительно, эксплуатация газовых и тепловых сетей исключена из статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Но только с лета нынешнего года (Федеральный закон от 2 июля 2005 года № 80 – ФЗ).


В Вашем же письме речь идет о 2003 – 2004 годах, когда такая деятельность подлежала лицензированию.


Обратимся, например, к Положению о лицензировании деятельности по эксплуатации газовых сетей (утверждено постановлении Правительства РФ от 4 июня 2002 г. № 382) В пункте 2 документа сказано, что эта деятельность включает в себя, в частности, ремонт и восстановление газопроводов, сооружений и иных объектов, необходимых для эксплуатации газовых сетей. Очевидно, что компрессорные станции магистральных газопроводов относятся именно к таким сооружениям.


А в пункте 2 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации тепловых сетей (утверждено постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. № 637) говорится, что сюда, в частности, входит техническое обслуживание и ремонт тепловых сетей.


Таким образом, работать без лицензии ваша организация не имела права. Чтобы наступила уголовная ответственность по статье 171 УК РФ необязательно причинить крупный ущерб гражданам или государству, достаточно извлечь из деятельности крупную или особо крупную прибыль. Согласно примечанию к статье 169 УК РФ прибыль считается крупной, если она превышает 250 000 рублей, а особо крупной – свыше 1 000 000 руб.


Налоговые же проверки к лицензированию не имеют никакого отношения.


Если доход вашей организации за время деятельности превысил указанные выше цифры, то обвинения, скорее всего, обоснованы.




В 2004 году я работала главным бухгалтером фирмы. На меня и на директора завели уголовное дело по статье 199 УК РФ (часть 2) «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов». Но по этой статье я была полностью оправдана. Зато сейчас мне собираются предъявить обвинение по другой статье – 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями». В связи с этим сотрудник ОБЭП вызывает меня на беседу. Как мне поступить?

Без подписи



Из Вашего письма неясно, какими должностными обязанностями Вы были наделены во время работы главным бухгалтером. Поэтому дать однозначный ответ трудно. Однако заметим, что практика привлечения главных бухгалтеров к уголовной ответственности по статье 201 УК РФ существует. Можно посоветовать лишь следующее: если вы не хотите беседовать с сотрудником ОБЭП, можете игнорировать приглашение на беседу. За это нет никакой ответственности. Другое дело, если Вас вызовут на допрос повесткой, где будет указано, что Вас хотят допросить в качестве свидетеля (подозреваемого, обвиняемого). Не лишним будет воспользоваться услугами грамотного адвоката.




Каков объем и периодичность обязательных лабораторных исследований качества продовольственных товаров на предприятиях торговли?

Тихомиров А. П., директор магазина, г. Сергиев Посад



Периодичность обязательных плановых проверок качества продукции установлена законом РФ от 08.08.2001 г. № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Такие проверки можно проводить не чаще 1 раза в 2 года. Однако, если от населения будут поступать жалобы на качество продукции, то по каждой жалобе могут назначить внеплановую ревизию. В ходе как плановых так и внеплановых проверок Роспотребнадзор вправе провести лабораторное исследование продукции .




Роспотребнадзор предложил нам заключать договоры на оказание услуг лабораторий по проведению исследований качества наших товаров (колбасы). За такие услуги мы должны будем перечислять лабораториями деньги. Но разве лабораторные процедуры не бесплатны?

Ромашина А.Н., бухгалтер, г. Новосибирск



Из Вашего письма неясно, кто является инициатором проведения исследований. Лабораторные исследования по инициативе Роспотребнадзора проводятся бесплатно! Требовать от вас деньги за эти процедуры инспекторы не вправе!


Другое дело, если такие исследования проходят по вашей инициативе. В этом случае периодичность и объем исследований определяете вы сами. И, разумеется, за эти процедуры вам придется заплатить.





На основании каких нормативных актов проводятся лабораторные испытания качества продукции?

Без подписи



Лабораторные исследования проводятся на основании:

- Федерального закона от 30 марта1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- Федерального закона от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и

безопасности пищевых продуктов»;

- Приказа Минздрава России от 15 августа 2001 года № 325 «О

санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции»

- Приказа Роспотребнадзора от 25 января 2005 года № 101 «О порядке проведения

санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований,

исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов

оценок».




В нашу организацию пришел запрос из Московского Управления Федеральной Антимонопольной Службы России. Руководствуясь статьями 13 и 14 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в трехдневный срок мы должны предоставить в ФАС целый комплект документов. Это - копии учредительных документов, лицензий, перечень реализуемой продукции, копии договоров с партнерами, переписку с руководителями медицинских учреждений и т. д. Прошу разъяснить, какими полномочиями наделена Федеральная антимонопольная служба, какие документы мы обязаны им предоставить? Действует ли в данной ситуации Закон о коммерческой тайне?
Наша фирма занимается реализацией и ремонтом изделий медицинской
техники и никак не является монополистом на данном рынке.

Невзорова Е.В., главный бухгалтер, г. Москва




ФАС имеет право затребовать у вас документы, связанные с реализацией продукции (договоры, накладные, сведения о движении денежных средств и т.п.) и порядком ценообразования (очевидно, переписка с руководителями больниц и других лечебных учреждений). Полномочия службы перечислены в статьях 12 - 14 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и в Положении о Федеральной антимонопольной
службе (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 331).


В пункте 5 статьи 12 Закона о конкуренции говорится, что ФАС имеет право проводить
проверки хозяйствующих субъектов на предмет выполнения ими антимонопольного
законодательства. Более подробно о полномочиях ФАС можно узнать в главе II
Положения об этой службе. В соответствии с этими нормативными актами
проверить могут любую организацию, которую ФАС заподозрит в нарушении
закона. Плановые проверки проводят не чаще одного раза в 2 года. Если
имеются жалобы от населения, либо от конкурентов, то проверка проводится по
каждой жалобе.


Если вы не представите документы, то будете нести ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 19.8 КоАП РФ.


А то, что, по вашему мнению, ваша компания не является монополистом на рынке
медицинской техники, не является препятствием в проверке ее деятельности. ФАС вправе получать сведения, касающиеся коммерческой деятельности любой фирмы. А предприниматели обязаны предоставлять запрашиваемую информацию.


Сотрудники ФАС должны следить за тем, чтобы сведения, которые являются коммерческой или служебной тайной, не были разглашены. За несоблюдение этого обязательства виновные могут понести наказание вплоть до уголовного.




Кто может подписывать постановление о милицейской проверке?

Суржумов Р.И., директор



Постановление о проведении проверки могут подписать только те должностные лица, которые перечислены в приложении 2 к приказу МВД России от 2 августа 2005 года № 636 и приложении 2 к приказу МВД России от 16 марта 2004 года № 177. Как правило, это - начальник управления или отдела внутренних дел (или его заместитель). Если постановление подписано другим сотрудником милиции (например, следователем или дознавателем), вы вправе отказать ему в доступе на свою территорию.




ИФНС обязали нас сдавать налоговую отчетность только в электронном виде. Причем «бумажные» отчеты не принимают. Кроме того, инспекторы разослали налогоплательщикам письма, к которым прикрепили адреса и телефоны компаний, оказывающих услуги по сдаче отчетности через Интернет. Насколько правомерны действия налоговиков?

бухгалтер, г. Архангельск



Абсолютно неправомерны.


Налоговый кодекс разрешает представлять отчетность в бумажном виде (п. 2 ст. 80 НК РФ). Поэтому не принять отчет, составленный на бумаге, налоговики не имеют права.


Разослав письма с контактной информацией компаний, которые оказывают услуги по сдаче отчетности через Интернет, инспекторы, видимо, решили заняться рекламным бизнесом. Интересно, получают ли они вознаграждение за свои услуги или оказывают их, так сказать, «на общественных началах»?


Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию