Учет в строительстве

Сертификация в строительстве

Особое значение в строительстве имеет сертификация строительных материалов и некоторых услуг в области строительства, призванная обеспечить качество создаваемых объектов недвижимости, их безопасность для людей.

Особое значение в строительстве имеет сертификация строительных материалов и некоторых услуг в области строительства, призванная обеспечить качество создаваемых объектов недвижимости, их безопасность для людей.

На основании статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее Закон о техническом регулировании), сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Цели, для достижения которых может производиться подтверждение соответствия, приведены в статье 18 Закона о техническом регулировании.

Сертификация может быть либо обязательной, либо добровольной (статья 20 Закона о техническом регулировании).

Обязательную сертификацию должны проходить товары, работы и услуги, которые указаны в соответствующих Перечнях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года №1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации".

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента (пункт 1 статьи 23 Закона о техническом регулировании).

В статье 41 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отмечены особенности сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека. В этих случаях сертификация осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии такой продукции, работ и услуг санитарным правилам.

Сертификацию своей продукции или услуг можно провести и добровольно.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации (пункт 1 статьи 21 Закона о техническом регулировании).

Орган сертификации информирует заявителя о документах, необходимых для проведения сертификации заявленной им продукции.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЛИЦЕНЗИЙ И СЕРТИФИКАТОВ

Лицензии и сертификаты выдаются за плату и на определенный срок. При этом лицензии действуют не менее пяти лет, а срок действия сертификатов, как правило, - от одного года до трех лет. Кроме того, сертификат может быть выдан и на определенную партию товаров. В этом случае период его действия не устанавливается и ограничивается сроком годности товаров, на которые выдан такой сертификат.

В бухгалтерском учете организации расходы на получение лицензии или сертификатов полностью относятся к расходам по обычным видам деятельности. Это следует из пункта 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (далее ПБУ 10/99). Если расходы на сертификацию и лицензирование относятся ко всему сроку действия сертификата и лицензии, то на основании пункта 18 ПБУ 10/99 данные расходы признаются в бухгалтерском учете в качестве расходов, формирующих себестоимость проданной продукции отчетного периода равномерно в течение всего срока действия сертификата или лицензии.

Добровольная сертификация продукции (работ, услуг) также подлежит включению в расходы по обычным видам деятельности.

Лицензия или сертификат соответствия выдается на определенный срок. Если данный срок составляет более месяца, то затраты на его получение следует отражать в составе расходов будущих периодов, так как согласно пункту 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года №34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции), в течение периода, к которому они относятся.

Так как лицензии и сертификаты выдаются на длительное время и не являются нематериальными активами, расходы на их приобретение организация должна отражать на счете 97 "Расходы будущих периодов". Это следует из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению".

Расходы организации ежемесячно, в течение всего срока действия лицензии или сертификата, равными долями списываются на себестоимость. В учете организации это будет отражено следующими проводками:

Корреспонденция счетов Содержание операции
Дебет Кредит
97 60 Учтены расходы на получение лицензии и сертификатов соответствия
20 97 Отнесены на затраты производства расходы на лицензирование или сертификацию в части, приходящейся на текущий месяц

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ЗАТРАТ НА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЮ

В налоговом учете стоимость лицензии уменьшает прибыль организации по лицензируемому виду деятельности равномерно в течение времени, на которое она выдана. Такие затраты, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

К затратам на получение лицензии можно отнести и другие расходы, которые связаны с ее получением. При этом должно выполняться основное условие, чтобы расходы были экономически обоснованы и документально подтверждены (пункт 1 статьи 252 НК РФ).

В отличие от затрат на получение лицензии, расходы на сертификацию продукции и услуг прямо указаны в списке прочих расходов (подпункт 2 пункта 1 статьи 264 НК РФ). При этом НК РФ не запрещает уменьшать прибыль организации на расходы по добровольной сертификации товаров (работ, услуг).

При расчете облагаемой налогом прибыли не учитываются расходы, которые не удовлетворяют требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ. В этом пункте сказано, что при расчете налога на прибыль учитываются только те расходы, которые экономически оправданы, оценены в денежной форме и документально подтверждены.

И еще на один момент хотелось бы обратить внимание.

Услуги по сертификации попадают под налогообложение по налогу на добавленную стоимость, в связи с этим орган по сертификации выдает заявителю счет-фактуру на стоимость своих услуг, увеличенных на сумму налога.

НДС, уплаченный за проведение работ по сертификации, налогоплательщик НДС имеет право возместить из бюджета, на основании статей 171 и 172 НК РФ.

Однако при использовании права на вычет, как правило, у бухгалтера возникает вопрос: можно ли возместить из бюджета сразу всю сумму "входного" НДС или же это нужно делать частями по мере отнесения части стоимости сертификата на расходы?

Нужно сказать, что по этому вопросу существует две точки зрения: одна - принять к вычету "входной" НДС по услугам сертифицирующего органа можно сразу, вторая - сумму "входного" налога необходимо возмещать поэтапно.

Мы приведем обе точки зрения, а какую из них выбрать, строительная организация решит сама.

НДС по услугам сертификации возмещается поэтапно.

Организация, получившая сертификат соответствия, первоначально отражает затраты, связанные с его получением, на счете 97 "Расходы будущих периодов". В соответствии со статьей 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы (налога на прибыль) организации.

Это означает, что по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов" должна быть учтена сумма расходов на сертификацию за минусом НДС (при наличии соответствующей счет - фактуры). НДС по приобретенной услуге учитывается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".

Списываются расходы будущих периодов на издержки производства и обращения равными частями в течение срока действия сертификата. Следовательно, и суммы НДС должны приниматься к вычету, аналогичным образом. Такая точка зрения высказывается налоговыми органами.

НДС возмещается по услугам сертификации в полном объеме одномоментно.

Глава 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ не содержит прямого указания, что принимать к вычету НДС по расходам будущих периодов следует только в момент списания таких расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), то есть поэтапно. Налоговое законодательство предъявляет четыре требования, которые обязан выполнить налогоплательщик НДС, претендующий на вычет:
  • приобретенные товары (работы, услуги) должны использоваться налогоплательщиком для осуществления налогооблагаемых операций;
  • товары (работы, услуги) должны быть приняты налогоплательщиком к учету;
  • приобретенные товары (работы, услуги) должны быть оплачены;
  • на руках у налогоплательщика должны быть документы, оформленные надлежащим образом.
В случае получения организацией сертификата соответствия, что мы имеем:
  • сертификат требуется строительной организации для осуществления налогооблагаемой деятельности;
  • сертифицирующий орган оказал услугу по сертификации (на основании подписания акта выполнения услуги);
  • строительная организация приняла ее к учету (бухгалтер отразил стоимость услуги на балансе в составе расходов будущих периодов);
  • на руках в строительной организации, имеется счет-фактура и документы об оплате.

То есть, у организации - налогоплательщика НДС выполнены все требования, поэтому можно поставить к вычету весь "входной" НДС одномоментно.

Приведенные аргументы можно использовать только в отношении расходов будущих периодов, представляющих собой расходы организации на лицензирование, сертификацию и тому подобное.

В отношении, например, арендных платежей, уплаченных вперед (напомним, что они также отражаются налогоплательщиком в составе счета 97 "Расходы будущих периодов") возможен только поэтапный вычет НДС, так как услуги считаются полученными налогоплательщиком по истечении каждого месяца на основании акта оказания услуг.

Использование второй точки зрения, может привести к судебному разбирательству, аргументы, которые помогут налогоплательщику отстоять свою правоту, мы привели. Если Вы не готовы вступить в спор с налоговым органом, воспользуйтесь первой точкой зрения.

Организации применяющие упрощенную систему налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", на затраты на сертификацию не уменьшают доходов текущего отчетного (налогового) периода (статья 346.16 НК РФ).

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию