Должен ли главбух сразу интересоваться обычаями ведения документооборота на новой работе, или все подробности ему должен сообщить работодатель? Имеет ли ИФНС право требовать от ИП уплаты налога с продажи 7 личных квартир и 5 машин, если по документам эти продажи не принесли ИП никакой прибыли? Что ждет бухгалтера, по ошибке отправившего электронную отчетность не в то отделение ПФР? Как правильно списывать товар в случае банкротства дебитора или аварии на складе? Можно ли "разрулить" проблему с несданной вовремя по ошибке отчетностью ПФР?
Ответы на эти вопросы читайте в очередном обзоре форума.
Нелюбопытство как порок
"В январе я устроилась на работу в компанию управляющую коммерческой недвижимостью, - рассказывает viktoriam. - В начале все складывалось прекрасно. Мне все очень понравилось – сама компания, коллектив, а главное отношение к бухгалтерии – ее там ценят и главбух там Царь и Бог. Сама компания существует уже около 7 лет и обслуживает один из бизнес-центров в Москве. Руководство решило, что одним бизнес-центром ограничиваться не стоит, нужно выходить за пределы – под это и было открыто новое ООО, куда я и пришла главным бухгалтером. Т.к. с нулевой компанией никто работать не будет, на «баланс» нового ООО было переведено одно из зданий родного БЦ.
Итак, фактически начинается моя работа в новом ООО с 15 января 2014 г. Мне подготовлено рабочее место, все как положено. Компьютер -1С консультант.
Сижу спокойно, разбираю документы, изучаю договора, все в спокойном режиме, готовлю доки для контрагентов, и тут выясняется, что печатные формы сделаны мной неправильно. Оказывается, в данной фирме такая документация должна готовиться в специальном блоке ЕРЦ, содержащем специально разработанные формы первичных документов. Данный блок у меня на компьютере установлен не был, и я узнала о его существовании почти случайно 3 февраля, т.е. спустя 2,5 недели после начала работы! Это при том, что 15 февраля (через 10 рабочих дней) я должна была подготовить всю первичку по коммуналке! Сотрудник IT отдела установил данный программный блок на мой компьютер 10 февраля (за 5 дней до сдачи!). После установки блок необходимо настроить и отладить, т.е. сразу сесть и начать работать невозможно. Итак до сдачи осталось 5 рабочих дней, за которые я должна была подготовить 320 комплектов документов. Сам блок для меня совершенно новый, непривычный, времени на освоение практически нет, т.е. 12 лет я работала с одним софтом, и тут за 5 дней должна была не только научиться работать с другим, но и подготовить 320 чистовых комплектов доков. В итоге 19 февраля моя руководитель заявляет мне, что я не справилась с работой, затянула сроки сдачи документов, и дальнейших перспектив нашего сотрудничества она не видит. Т.е. открытым текстом заявила о грядущем увольнении. Когда я сказала, что новый программный модуль мне на рабочий комп установили всего лишь за 5 дней до сдачи, она сказала, что я сама виновата, что не спросила. Как я могла спросить о том, о чем не знала?!
Считаете ли вы нормальным, что при выходе на работу до меня, как до главного бухгалтера, не был донесен принятый на фирме порядок и сроки документооборота?".
"Это не нормально, - полагает Mmmaximmm. - Я четвертый месяц работаю с новым для меня програмным обеспечением, и никто меня не торопит, не гонит, руководство понимает ситуацию и видит, что я и так делаю все, что могу. Тем более с программами не все гладко, не работают все выгрузки как должны бы, я делаю много лишней ручной работы, и параллельно отлаживаю программы.
Все свои особые требования они должны были озвучить сразу".
"Если вас таки уволят - идите в суд, - советует saigak. - Не в трудинспекцию, а сразу в суд".
"Насчет увольнять это они поторопились, - соглашается nightsinger, - но хорошая взбучка вам бы не помешала, во всех организациях имеется специфика, и прежде чем начинать что-то делать, надо для начала узнать, а что же надо делать. Вы, в конце концов, главный бухгалтер или девочка на первичке? А 300 комплектов документов за 5 суток сделать вполне реально".
"Идиотизм, - пишет Маринка-бух. - Сама сейчас увольняюсь после почти полутора лет работы: много причин. Но последней каплей стал конфликт с начальником на ту же тему: не отразила в последнем отчете то, что за 1,5 года туда не включали ни разу. И через две недели после сдачи ему этого самого отчета на меня был вылит ушат: почему я две недели назад не догадалась сделать то, что он решил вчера. Ахтунг.
Такие люди - идиоты. И очень плохие, буквально никакие, руководители. Бегите оттуда быстро и радуйтесь, что увидели свое начальство во всей красе всего через 2,5 недели, не так много времени потеряли.
Если нет дополнительных указаний, то сотрудник справедливо полагает, что делать надо, как обычно. И оповещать нового сотрудника о специфике предприятия должен именно руководитель, принимая на работу и объясняя задачи. Но уж никак не должен сотрудник ходить по кабинетам и выяснять: не принято ли на этом предприятии рисовать Чебурашку в шапке договора. Тем более, на компе не был установлен софт, который мог хотя бы натолкнуть автора темы на мысль о том, что придется пользоваться непривычными прогами.
Что касается того, что "сделать 300 комплектов доков за 5 суток - реально", то, возможно, и так. Но сей аврал приключился исключительно по вине работодателя и совершенно ненормален".
"По мне, так лучше сейчас распрощаться с такими дателями, - считает SvetttLana, - не дай Бог в дальнейшем произойдет что-то посерьезнее, чем задержка первички (нам наши арендодатели не спешат первичку делать, и я их понимаю, нас много, а они 5 человек в одном кабинете, тоже Москва, тоже БЦ). Такие и до тюрьмы доведут.
Сколько ходила по собеседованиям, везде оговаривается, где ведется учет, если датель молчит - сама спрашиваю. Специфика есть практически у всех.
Без ошибок в таком режиме, на нервах, конечно, не сделать".
"Сейчас хочу написать служебную записку по сложившейся ситуации, - продолжает viktoriam, - хотя складывается впечатление что руководство уверенно, что документооборот везде устроен именно так как у них на предприятии. А все кто этого не понимает - непрофессиональны".
"Я на стороне работодателя в данной ситуации", - отмечает Анжелика Ник.
"Если я, к примеру, раньше работала в 1С, пришла в новую фирму, где мне поставили комп с 1С и без каких-либо доп.программ и сказали: "Работай", то вы считаете, что нужно еще спросить: "А не принято ли у вас в Экселе учет вести, случайно или вообще вручную?" - удивляется Маринка-бух. - Знаете, это аналогично тому, если человеку выдали лопату и поручили вырыть яму, он вырыл ее этой лопатой, а потом оказалось, что надо было чайной ложкой копать. Сначала прочесть мысли и догадаться о ложке, потом ее добыть себе, а уж потом начать работать".
"А потом оказалось, что экскаватор за углом стоит, - парирует Анжелика Ник. - Топикстартера взяли на работу, договорились о выполнении определенной работы, заключили договор. А она сидит спокойно, про то, что ей не хватает какой-то программы для выполнения этой работы, не спрашивает, работа не выполнена. Кто виноват?".
"Так она же сделала работу, - напоминает Маринка-бух. - Сделала, используя те инструменты, которые ей предоставили. А потом оказалось, что сделать надо было не так, как обычно делают, а по-особенному. Используя прогу, которой у нее не было и о которой ее никто не предупредил. Работа сделана, но "не в той форме".
Ну, представьте, коллеги: вам сказано "делай доки, вот тебе комп, в нем программы". Полагаю, вы начнете работать, используя свой комп, а не бегать с вопросом "а здесь точно не нужно еще никакую спец.прогу поставить?".
"Вы пришли в фирму, где уже такое делалось (пусть даже это другое юрлицо) и не посмотрев, как документы формировали раньше, стали просто делать, как умеете? - уточняет alexstrel. - Я очень не люблю когда к нам приходят фирмы на обслуживание, которые работали раньше. Но если такое происходит, мы всегда смотрим, что и как делалось раньше, а не делаем так, как умеем.
Если же говорить в целом, то, конечно, работодатель совершил ошибку взяв на ответственную должность работника, который не знает специфику деятельности фирмы. В таких организациях лучше не брать сторонних специалистов на подобные должности, а повышать имеющихся. Новых же нужно обучать специфике работы, какими бы они опытными ни были раньше".
"Вы заведуете учетом, и ваш уровень ответственности на порядок выше, чем у менеджеров в офисе, - пишет nightsinger. - Это они могут сесть на участок и вести его себе спокойно, а вы как главный бухгалтер должны быть в курсе всего, и в первую очередь на собеседовании вы должны узнать, а какова же цель вашего пребывания на фирме".
"В данной теме Вы даете очень глупые советы, - возмущается Manul666. - Вы что, правда считаете, что прежде чем приступить к работе, она должна была перечислить все текстовые редакторы, (а то вдруг они не в Ворде документы печатают), потом перечислить все табличные редакторы (а то вдруг не в Экселе), потом все марки калькуляторов (а то вдруг они на счетах считают) и т.д.? Бред же. Для того и взяли главбуха с опытом, чтобы не учить элементарным вещам. А об особенностях документооборота, отличающихся от общепринятых обязаны были предупредить либо эйчары, либо та шефиня".
"Хорошего специалиста отличает то что он умеет включить голову и подумать сам о том, что ему могли не сказать, спросив об этом, - объясняет alexstrel. - И подумать, как действовать в той или иной ситуации. А не делать как может, пусть это даже и не правильно".
Квартир личных - 7, машин - 5, магнитофонов - 3
"В результате выездной проверки ИП налоговая пытается причислить доходы от продажи личных квартир (7 сделок за 3 года) и машин (5 сделок за 3 года) к доходам, связанным с предпринимательской деятельностью, - жалуется Vlad_. - Ссылаются, прежде всего, на "систематичность" получения дохода. Главная проблема в том, что ИП на УСН по доходам, и, таким образом, налоговики выставили налог+штрафы с полной, то есть абсолютной суммы от продажи всего этого имущества. А 7 проданных квартир - сами представляете, какие это цифры.
Остальные "условия задачи":
ОКВЭДов 70.1 (покупка-продажа личного недвижимого имущества) и 50.1 (покупка-продажа автотранспортных средств) в видах деятельности ИП нет (есть 70.30.11).
Все продажи вовремя декларировались по 3-НДФЛ как гражданином, благодаря различным имущественным вычетам налог не возникал.
И самое интересное: по договорам купли-продажи (и не доказано иное) все квартиры, кроме одной, были проданы ровно за ту же сумму, за которую были приобретены, то есть прибыль как таковая отсутствует. Все денежные расчеты как с продавцами, как с покупателями прозрачны, присутствуют расписки и т.д. Но, повторю, УСН по доходам.
Автомобили так же были проданы либо за ту же сумму, либо даже дешевле.
Кроме того, в подтверждение предпринимательской деятельности, кроме "систематичности", налоговая ссылается на короткий период нахождения в собственности (каждая квартира была продана через месяц-два после покупки).
По Вашему мнению и опыту, какую позицию в данном случае может занять суд?".
"Ну насчет ОКВЭДов - это на самом деле не главное, - замечает Над.К. - Это выдумка Минфина.
Если ИП жил лично в этих квартирах и ездил на машинах, то шансы есть. В противном случае будет тяжело. Систематичность на лицо. Вы собираетесь доказывать, что физлицо занималось куплей-продажей квартир из любви к искусству?
Наш суд в этом вопросе непредсказуем".
"Лично не жил, это доказывается показаниями свидетелей, - признает Vlad_. - Но я не могу понять, ведь по ГК "предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг".
В нашем случае именно "прибыли" как таковой нет! Квартиры продавались за ту же цену, что и покупались. Какая же это предпринимательская деятельность??? И, мне кажется, не так важно, ради любви к искусству или ради любви к животным совершались эти сделки...".
"Понимаете, если ИП несет убытки (а это частенько бывает), это не означает, что та деятельность, которую он ведет, вдруг становится непредпринимательской, - пишет Над.К. - Налоговой теперь остается допросить покупателей и выяснить, что на самом деле они платили больше. Все понимают, что никто не будет заниматься такой деятельностью ради удовольствия от самого процесса".
"Так покупателей вызывали и допрашивали, - продолжает Vlad_. - Они не платили больше, все честно".
"Аргументы защиты - регистрация в этих квартирах, каждая квартира улучшала условия проживания (площадь, лес, детская площадка, близко школа), или развод и раздел квартир, по машинам - только улучшение характеристик либо авария/повреждение, - пишет Аноним. - А так налицо предпринимательская деятельность в области купли-продажи квартир и автомобилей без ОКВЭДа.
И покупатели не обязательно платили больше, т.к. вы плохой продавец".
Отправила отчетность в другое отделение ПФР
"Первый раз сдаю отчетность в текущей компании, - рассказывает Аноним. - Отправила 17-го отчет в ПФР по каналам связи (Такском). Сведения формировала прямо в программе Такском. На следующий день (но датировано 17-м) получаю сообщение о проблемах в документообороте. И тут до меня дошло, что отправляла я в другой ПФР, а с новым нет соглашения на электронный обмен. Может, у кого была такая ситуация (хотя даже представить сложно). Штрафы неминуемы?".
"Получается, что отчетность не сдана вообще, - раздумывает ZZZhanna. - Правда, не очень понятно, почему ПФР "новый", и как Вы отправляли отчетность, если для получения ЭЦП оператор обычно требует себе экземпляр подписанного ПФР соглашения.
В очередной раз порадовалась, что через моего спецоператора отправить отчетность "не туда" невозможно, она сопоставляет ИНН, направление сдачи и подпись".
"Штрафы неминуемы, увы", - пишет saigak.
"А штрафы начисляются на сумму взносов за весь год или только за квартал, который не сдан? - уточняет Аноним. - "Непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета". Это, я так поняла, 5% от начисленных взносов за 4 квартал.
"За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год ПЛАТЕЖЕЙ в Пенсионный фонд Российской Федерации" - тут 10% считается не с начислений, а с оплаты? И если нет задолженности на конец года, то и начислять не на что?
Правильно ли я все поняла?".
"Причитающихся" - это начисления за несданный квартал", - отвечает saigak.
"Автор, рекомендую стоять до последнего и не соглашаться на штраф, - пишет Аноним. - Соберите все возможные документы - протокол, любые подтверждающие бумаги от Такскома. Поговорите с руководителем ПФР, если они будут отказываться, приходите на все заседания, отстаивайте свою точку зрения. Если что, у ПФР есть внутренняя почта и по идее они должны пересылать подобные заблудившиеся отчеты. Но почему-то не хотят этого делать. Заставьте их вертеться и оправдываться. Последняя инстанция - Арбитражный суд, там вы скорее всего выиграете (были прецеденты). Не сдавайтесь! Удачи!".
"А своя точка зрения автора должна заключаться в чем? - недоумевает ZZZhanna. - В том, что неважно, куда отправить отчетность, главное, отправить? Т.е. если организация зарегистрирована в Москве, можно отправить отчет во Владивосток, и он будет считаться сданным?
На мой взгляд, тут нет оснований".
Списание дебиторки/кредиторки и товара
"Хотелось бы услышать несколько мнений по данным вопросам, - просит BuhBuh:
1) Можно ли списать долг ИП перед организацией, если этого ИП уже нет в ЕГРИП, т.е. он как ИП уже закрылся? После возникновения долга прошло 2 года. Если можно, то за как? За счет расходов из прибыли или можно уменьшить на эти расходы прибыль? И в БУ и в НУ.
2) В результате прорыва трубы на складе был затоплен товар и не пригоден совсем. Комиссии из органов не было, только своя внутренняя. Товар испорченный свой мне как списывать? Только из прибыли? Или я могу уменьшить свою прибыль на эту сумму? Что делать с НДС, ранее принятым? Мое мнение, что здесь в БУ - уменьшаем прибыль, в НУ - не уменьшаем. НДС не восстанавливаем.
3) В результате этого же прорыва мы затопили соседей, по решению Третейского суда мы признали свою вину и нас присудили выплатить сумму ущерба. На эту сумму мы себе уменьшаем прибыль? И может ли это решение суда (т.е. фактически признание судом, что была авария) являться основанием для уменьшения нашей прибыли?
4) Можно ли по приказу директора списать дебиторскую/кредиторскую задолженность в результате ее несущественности? Это нужно для обнуления баланса. Дебитор банкротится, и если долг 500 рублей, я все равно должна его включить в список и платить управляющему банкротством за то, что тот будет с ним работать. Для меня это нецелесообразно".
"CN" отвечает по пунктам:
"1. Если есть выписка из ЕГРИП, что ИП закрылся, на дату закрытия, считаю, можно списать долги.
2. Все так. Но в НУ если только в пределах норм естественной убыли. Посмотрите материальные расходы в 25 главе.
3. Ущерб признать можно (внереализационные, по-моему, либо пп.13, либо в п. 2). По второй части не готова ответить категорично. Думаю, что с налоговой возможны проблемы. Пп. 6 п. 2 ст. 265 вам поможет в этом вопросе.
4. Несущественность - это что такое? 1 рубль долга, который болтается второй год? Я бы не стала на вашем месте списывать. Сейчас спишете, а завтра снова начнете с ними работать. Акты сверок не пойдут, будете восстанавливать. А зачем?".
"Нет такого основания для списания долгов, как несущественность, - добавляет Январь. - Если речь о копейках в буквальном смысле, то еще можно, а при вашем банкротстве сомнительно".
У gnews тоже есть ответ:
"1) Если ИП исключен из ЕГРИП, то дебиторскую задолженность можно списать на расходы на дату исключения из ЕГРИП и в БУ и в НУ.
2) и 3) На мой взгляд, можно списать и в БУ и в НУ. Основание -в БУ - п.13 ПБУ 10/99 , НУ - пп.6 п.2 ст. 265 НК".
"А что с НДС в п.2?" - уточняет BuhBuh.
"Вы имеете в виду - не прицепятся ли к вам налоговая с НДС? Запросто! - отвечает "CN". - Но есть куча положительной практики по этому вопросу".
"Обычно ИФНС, требуя восстановить НДС, ссылается на то, что товары, хоть и были приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС, не были использованы для таких операций, - пишет gnews. - Поэтому не выполняется одно из условий применения налогового вычета по НДС и НДС, ранее принятый к вычету, подлежит восстановлению.
Есть решение ВАС, в котором данное требование признается не соответствующим НК, и посмотрите судебную практику по Вашему региону".
Необъяснимо и непоправимо?
"Я сдаю отчетность уже 10 лет и вот, - сетует Рита Н. - Короче, я не сдала отчетность в ПФР. Решила что последний срок 1 марта. Скажете - курица, согласна. У одного работодателей (ИП) приличный фонд оплаты труда, и как тут быть с индивидуальными сведениями? Занизить в наглую, выслать по почте, дождаться штрафов и подать уточненку? С РСВ кажется реальным а как быть с индивидуальными? 10% мой карман просто порвут! Да, штрафы вычтут с меня, поэтому прошу совета, ведь не может быть, чтобы не было выхода!".
"Попробуйте договориться с почтой", - предлагает Аноним.
"Попробуйте к инспектору в ПФР обратиться, - советует еще один Аноним. - Другого варианта уже нет".
"Официального выхода нет", - соглашается saigak.
"Даже если Вы занизите базу, а потом скорректируете в сторону увеличения, вас все равно оштрафуют за занижение базы, - замечает plushKa_61. - Опробовано лично. Так что договаривайтесь с инспектором. Они еще реестры не закрыли".
Аноним перечисляет рабочие варианты:
"1. Занижение базы для страховых взносов - скажем, в 4 квартале 2013 занижаете, в 1 квартале 2014 доначисляете, тогда остатки выровняются, и на вас не будет ругаться 1С.
2. Договориться с сотрудником ПФР. По опыту знаю, что лучше делать тет-а-тет, без участия других сотрудников.
3. Поговорить с руководством, объяснить ситуацию. Если сумма психологически большая, скажем 50000, договориться о том, что организация поддержит вас в арбитражном суде - ну и подавать в арбитражку. Как правило, в суде идут навстречу, снижают штрафы резко - бывает до 5000 руб., а это, согласитесь, уже не так ужасно".
"Была в такой же ситуации, когда отчитываться начали в ПФР за полугодие, - рассказывает behappy25. - К стыду своему, прошляпила сроки... В пенсионном мне сказали дождаться штрафа и подать в арбитражку. Поскольку взносы платились своевременно, и несвоевременная сдача сведений была в первый раз, суд снизил штраф в десять раз. Штрафы тоже удерживались с меня, а уменьшенная сумма была уже не такой жуткой".
Начать дискуссию