Бухгалтерия

Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 24 февраля по 2 марта 2014 года

Должен ли главбух сразу интересоваться обычаями ведения документооборота на новой работе, или все подробности ему должен сообщить работодатель? Имеет ли ИФНС право требовать от ИП уплаты налога с продажи 7 личных квартир и 5 машин, если по документам эти продажи не принесли ИП никакой прибыли? Что ждет бухгалтера, по ошибке отправившего электронную отчетность не в то отделение ПФР? Как правильно списывать товар в случае банкротства дебитора или аварии на складе?
Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 24 февраля по 2 марта 2014 года
Фото Эльера Нематова, ИА «Клерк.Ру»

Должен ли главбух сразу интересоваться обычаями ведения документооборота на новой работе, или все подробности ему должен сообщить работодатель? Имеет ли ИФНС право требовать от ИП уплаты налога с продажи 7 личных квартир и 5 машин, если по документам эти продажи не принесли ИП никакой прибыли? Что ждет бухгалтера, по ошибке отправившего электронную отчетность не в то отделение ПФР? Как правильно списывать товар в случае банкротства дебитора или аварии на складе? Можно ли "разрулить" проблему с несданной вовремя по ошибке отчетностью ПФР?

Ответы на эти вопросы читайте в очередном обзоре форума.

Нелюбопытство как порок

"В январе я устроилась на работу в компанию управляющую коммерческой недвижимостью, - рассказывает viktoriam. - В начале все складывалось прекрасно. Мне все очень понравилось – сама компания, коллектив, а главное отношение к бухгалтерии – ее там ценят и главбух там Царь и Бог. Сама компания существует уже около 7 лет и обслуживает один из бизнес-центров в Москве. Руководство решило, что одним бизнес-центром ограничиваться не стоит, нужно выходить за пределы – под это и было открыто новое ООО, куда я и пришла главным бухгалтером. Т.к. с нулевой компанией никто работать не будет, на «баланс» нового ООО было переведено одно из зданий родного БЦ.

Итак, фактически начинается моя работа в новом ООО с 15 января 2014 г. Мне подготовлено рабочее место, все как положено. Компьютер -1С консультант.

Сижу спокойно, разбираю документы, изучаю договора, все в спокойном режиме, готовлю доки для контрагентов, и тут выясняется, что печатные формы сделаны мной неправильно. Оказывается, в данной фирме такая документация должна готовиться в специальном блоке ЕРЦ, содержащем специально разработанные формы первичных документов. Данный блок у меня на компьютере установлен не был, и я узнала о его существовании почти случайно 3 февраля, т.е. спустя 2,5 недели после начала работы! Это при том, что 15 февраля (через 10 рабочих дней) я должна была подготовить всю первичку по коммуналке! Сотрудник IT отдела установил данный программный блок на мой компьютер 10 февраля (за 5 дней до сдачи!). После установки блок необходимо настроить и отладить, т.е. сразу сесть и начать работать невозможно. Итак до сдачи осталось 5 рабочих дней, за которые я должна была подготовить 320 комплектов документов. Сам блок для меня совершенно новый, непривычный, времени на освоение практически нет, т.е. 12 лет я работала с одним софтом, и тут за 5 дней должна была не только научиться работать с другим, но и подготовить 320 чистовых комплектов доков. В итоге 19 февраля моя руководитель заявляет мне, что я не справилась с работой, затянула сроки сдачи документов, и дальнейших перспектив нашего сотрудничества она не видит. Т.е. открытым текстом заявила о грядущем увольнении. Когда я сказала, что новый программный модуль мне на рабочий комп установили всего лишь за 5 дней до сдачи, она сказала, что я сама виновата, что не спросила. Как я могла спросить о том, о чем не знала?!

Считаете ли вы нормальным, что при выходе на работу до меня, как до главного бухгалтера, не был донесен принятый на фирме порядок и сроки документооборота?".

"Это не нормально, - полагает Mmmaximmm. - Я четвертый месяц работаю с новым для меня програмным обеспечением, и никто меня не торопит, не гонит, руководство понимает ситуацию и видит, что я и так делаю все, что могу. Тем более с программами не все гладко, не работают все выгрузки как должны бы, я делаю много лишней ручной работы, и параллельно отлаживаю программы.

Все свои особые требования они должны были озвучить сразу".

"Если вас таки уволят - идите в суд, - советует saigak. - Не в трудинспекцию, а сразу в суд".

"Насчет увольнять это они поторопились, - соглашается nightsinger, - но хорошая взбучка вам бы не помешала, во всех организациях имеется специфика, и прежде чем начинать что-то делать, надо для начала узнать, а что же надо делать. Вы, в конце концов, главный бухгалтер или девочка на первичке? А 300 комплектов документов за 5 суток сделать вполне реально".

"Идиотизм, - пишет Маринка-бух. - Сама сейчас увольняюсь после почти полутора лет работы: много причин. Но последней каплей стал конфликт с начальником на ту же тему: не отразила в последнем отчете то, что за 1,5 года туда не включали ни разу. И через две недели после сдачи ему этого самого отчета на меня был вылит ушат: почему я две недели назад не догадалась сделать то, что он решил вчера. Ахтунг.

Такие люди - идиоты. И очень плохие, буквально никакие, руководители. Бегите оттуда быстро и радуйтесь, что увидели свое начальство во всей красе всего через 2,5 недели, не так много времени потеряли.

Если нет дополнительных указаний, то сотрудник справедливо полагает, что делать надо, как обычно. И оповещать нового сотрудника о специфике предприятия должен именно руководитель, принимая на работу и объясняя задачи. Но уж никак не должен сотрудник ходить по кабинетам и выяснять: не принято ли на этом предприятии рисовать Чебурашку в шапке договора. Тем более, на компе не был установлен софт, который мог хотя бы натолкнуть автора темы на мысль о том, что придется пользоваться непривычными прогами.

Что касается того, что "сделать 300 комплектов доков за 5 суток - реально", то, возможно, и так. Но сей аврал приключился исключительно по вине работодателя и совершенно ненормален".

"По мне, так лучше сейчас распрощаться с такими дателями, - считает SvetttLana, - не дай Бог в дальнейшем произойдет что-то посерьезнее, чем задержка первички (нам наши арендодатели не спешат первичку делать, и я их понимаю, нас много, а они 5 человек в одном кабинете, тоже Москва, тоже БЦ). Такие и до тюрьмы доведут.

Сколько ходила по собеседованиям, везде оговаривается, где ведется учет, если датель молчит - сама спрашиваю. Специфика есть практически у всех.

Без ошибок в таком режиме, на нервах, конечно, не сделать".

"Сейчас хочу написать служебную записку по сложившейся ситуации, - продолжает viktoriam, - хотя складывается впечатление что руководство уверенно, что документооборот везде устроен именно так как у них на предприятии. А все кто этого не понимает - непрофессиональны".

"Я на стороне работодателя в данной ситуации", - отмечает Анжелика Ник.

"Если я, к примеру, раньше работала в 1С, пришла в новую фирму, где мне поставили комп с 1С и без каких-либо доп.программ и сказали: "Работай", то вы считаете, что нужно еще спросить: "А не принято ли у вас в Экселе учет вести, случайно или вообще вручную?" - удивляется Маринка-бух. - Знаете, это аналогично тому, если человеку выдали лопату и поручили вырыть яму, он вырыл ее этой лопатой, а потом оказалось, что надо было чайной ложкой копать. Сначала прочесть мысли и догадаться о ложке, потом ее добыть себе, а уж потом начать работать".

"А потом оказалось, что экскаватор за углом стоит, - парирует Анжелика Ник. - Топикстартера взяли на работу, договорились о выполнении определенной работы, заключили договор. А она сидит спокойно, про то, что ей не хватает какой-то программы для выполнения этой работы, не спрашивает, работа не выполнена. Кто виноват?".

"Так она же сделала работу, - напоминает Маринка-бух. - Сделала, используя те инструменты, которые ей предоставили. А потом оказалось, что сделать надо было не так, как обычно делают, а по-особенному. Используя прогу, которой у нее не было и о которой ее никто не предупредил. Работа сделана, но "не в той форме".

Ну, представьте, коллеги: вам сказано "делай доки, вот тебе комп, в нем программы". Полагаю, вы начнете работать, используя свой комп, а не бегать с вопросом "а здесь точно не нужно еще никакую спец.прогу поставить?".

"Вы пришли в фирму, где уже такое делалось (пусть даже это другое юрлицо) и не посмотрев, как документы формировали раньше, стали просто делать, как умеете? - уточняет alexstrel. - Я очень не люблю когда к нам приходят фирмы на обслуживание, которые работали раньше. Но если такое происходит, мы всегда смотрим, что и как делалось раньше, а не делаем так, как умеем.

Если же говорить в целом, то, конечно, работодатель совершил ошибку взяв на ответственную должность работника, который не знает специфику деятельности фирмы. В таких организациях лучше не брать сторонних специалистов на подобные должности, а повышать имеющихся. Новых же нужно обучать специфике работы, какими бы они опытными ни были раньше".

"Вы заведуете учетом, и ваш уровень ответственности на порядок выше, чем у менеджеров в офисе, - пишет nightsinger. - Это они могут сесть на участок и вести его себе спокойно, а вы как главный бухгалтер должны быть в курсе всего, и в первую очередь на собеседовании вы должны узнать, а какова же цель вашего пребывания на фирме".

"В данной теме Вы даете очень глупые советы, - возмущается Manul666. - Вы что, правда считаете, что прежде чем приступить к работе, она должна была перечислить все текстовые редакторы, (а то вдруг они не в Ворде документы печатают), потом перечислить все табличные редакторы (а то вдруг не в Экселе), потом все марки калькуляторов (а то вдруг они на счетах считают) и т.д.? Бред же. Для того и взяли главбуха с опытом, чтобы не учить элементарным вещам. А об особенностях документооборота, отличающихся от общепринятых обязаны были предупредить либо эйчары, либо та шефиня".

"Хорошего специалиста отличает то что он умеет включить голову и подумать сам о том, что ему могли не сказать, спросив об этом, - объясняет alexstrel. - И подумать, как действовать в той или иной ситуации. А не делать как может, пусть это даже и не правильно".

Квартир личных - 7, машин - 5, магнитофонов - 3

"В результате выездной проверки ИП налоговая пытается причислить доходы от продажи личных квартир (7 сделок за 3 года) и машин (5 сделок за 3 года) к доходам, связанным с предпринимательской деятельностью, - жалуется Vlad_. - Ссылаются, прежде всего, на "систематичность" получения дохода. Главная проблема в том, что ИП на УСН по доходам, и, таким образом, налоговики выставили налог+штрафы с полной, то есть абсолютной суммы от продажи всего этого имущества. А 7 проданных квартир - сами представляете, какие это цифры.

Остальные "условия задачи":

ОКВЭДов 70.1 (покупка-продажа личного недвижимого имущества) и 50.1 (покупка-продажа автотранспортных средств) в видах деятельности ИП нет (есть 70.30.11).

Все продажи вовремя декларировались по 3-НДФЛ как гражданином, благодаря различным имущественным вычетам налог не возникал.

И самое интересное: по договорам купли-продажи (и не доказано иное) все квартиры, кроме одной, были проданы ровно за ту же сумму, за которую были приобретены, то есть прибыль как таковая отсутствует. Все денежные расчеты как с продавцами, как с покупателями прозрачны, присутствуют расписки и т.д. Но, повторю, УСН по доходам.

Автомобили так же были проданы либо за ту же сумму, либо даже дешевле.

Кроме того, в подтверждение предпринимательской деятельности, кроме "систематичности", налоговая ссылается на короткий период нахождения в собственности (каждая квартира была продана через месяц-два после покупки).

По Вашему мнению и опыту, какую позицию в данном случае может занять суд?".

"Ну насчет ОКВЭДов - это на самом деле не главное, - замечает Над. - Это выдумка Минфина.

Если ИП жил лично в этих квартирах и ездил на машинах, то шансы есть. В противном случае будет тяжело. Систематичность на лицо. Вы собираетесь доказывать, что физлицо занималось куплей-продажей квартир из любви к искусству?

Наш суд в этом вопросе непредсказуем".

"Лично не жил, это доказывается показаниями свидетелей, - признает Vlad_. - Но я не могу понять, ведь по ГК "предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг".

В нашем случае именно "прибыли" как таковой нет! Квартиры продавались за ту же цену, что и покупались. Какая же это предпринимательская деятельность??? И, мне кажется, не так важно, ради любви к искусству или ради любви к животным совершались эти сделки...".

"Понимаете, если ИП несет убытки (а это частенько бывает), это не означает, что та деятельность, которую он ведет, вдруг становится непредпринимательской, - пишет Над. - Налоговой теперь остается допросить покупателей и выяснить, что на самом деле они платили больше. Все понимают, что никто не будет заниматься такой деятельностью ради удовольствия от самого процесса".

"Так покупателей вызывали и допрашивали, - продолжает Vlad_. - Они не платили больше, все честно".

"Аргументы защиты - регистрация в этих квартирах, каждая квартира улучшала условия проживания (площадь, лес, детская площадка, близко школа), или развод и раздел квартир, по машинам - только улучшение характеристик либо авария/повреждение, - пишет Аноним. - А так налицо предпринимательская деятельность в области купли-продажи квартир и автомобилей без ОКВЭДа.

И покупатели не обязательно платили больше, т.к. вы плохой продавец".

Отправила отчетность в другое отделение ПФР

"Первый раз сдаю отчетность в текущей компании, - рассказывает Аноним. - Отправила 17-го отчет в ПФР по каналам связи (Такском). Сведения формировала прямо в программе Такском. На следующий день (но датировано 17-м) получаю сообщение о проблемах в документообороте. И тут до меня дошло, что отправляла я в другой ПФР, а с новым нет соглашения на электронный обмен. Может, у кого была такая ситуация (хотя даже представить сложно). Штрафы неминуемы?".

"Получается, что отчетность не сдана вообще, - раздумывает ZZZhanna. - Правда, не очень понятно, почему ПФР "новый", и как Вы отправляли отчетность, если для получения ЭЦП оператор обычно требует себе экземпляр подписанного ПФР соглашения.

В очередной раз порадовалась, что через моего спецоператора отправить отчетность "не туда" невозможно, она сопоставляет ИНН, направление сдачи и подпись".

"Штрафы неминуемы, увы", - пишет saigak.

"А штрафы начисляются на сумму взносов за весь год или только за квартал, который не сдан? - уточняет Аноним. - "Непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета". Это, я так поняла, 5% от начисленных взносов за 4 квартал.

"За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год ПЛАТЕЖЕЙ в Пенсионный фонд Российской Федерации" - тут 10% считается не с начислений, а с оплаты? И если нет задолженности на конец года, то и начислять не на что?

Правильно ли я все поняла?".

"Причитающихся" - это начисления за несданный квартал", - отвечает saigak.

"Автор, рекомендую стоять до последнего и не соглашаться на штраф, - пишет Аноним. - Соберите все возможные документы - протокол, любые подтверждающие бумаги от Такскома. Поговорите с руководителем ПФР, если они будут отказываться, приходите на все заседания, отстаивайте свою точку зрения. Если что, у ПФР есть внутренняя почта и по идее они должны пересылать подобные заблудившиеся отчеты. Но почему-то не хотят этого делать. Заставьте их вертеться и оправдываться. Последняя инстанция - Арбитражный суд, там вы скорее всего выиграете (были прецеденты). Не сдавайтесь! Удачи!".

"А своя точка зрения автора должна заключаться в чем? - недоумевает ZZZhanna. - В том, что неважно, куда отправить отчетность, главное, отправить? Т.е. если организация зарегистрирована в Москве, можно отправить отчет во Владивосток, и он будет считаться сданным?

На мой взгляд, тут нет оснований".

Списание дебиторки/кредиторки и товара

"Хотелось бы услышать несколько мнений по данным вопросам, - просит BuhBuh:

1) Можно ли списать долг ИП перед организацией, если этого ИП уже нет в ЕГРИП, т.е. он как ИП уже закрылся? После возникновения долга прошло 2 года. Если можно, то за как? За счет расходов из прибыли или можно уменьшить на эти расходы прибыль? И в БУ и в НУ.

2) В результате прорыва трубы на складе был затоплен товар и не пригоден совсем. Комиссии из органов не было, только своя внутренняя. Товар испорченный свой мне как списывать? Только из прибыли? Или я могу уменьшить свою прибыль на эту сумму? Что делать с НДС, ранее принятым? Мое мнение, что здесь в БУ - уменьшаем прибыль, в НУ - не уменьшаем. НДС не восстанавливаем.

3) В результате этого же прорыва мы затопили соседей, по решению Третейского суда мы признали свою вину и нас присудили выплатить сумму ущерба. На эту сумму мы себе уменьшаем прибыль? И может ли это решение суда (т.е. фактически признание судом, что была авария) являться основанием для уменьшения нашей прибыли?

4) Можно ли по приказу директора списать дебиторскую/кредиторскую задолженность в результате ее несущественности? Это нужно для обнуления баланса. Дебитор банкротится, и если долг 500 рублей, я все равно должна его включить в список и платить управляющему банкротством за то, что тот будет с ним работать. Для меня это нецелесообразно".

"CN" отвечает по пунктам:

"1. Если есть выписка из ЕГРИП, что ИП закрылся, на дату закрытия, считаю, можно списать долги.

2. Все так. Но в НУ если только в пределах норм естественной убыли. Посмотрите материальные расходы в 25 главе.

3. Ущерб признать можно (внереализационные, по-моему, либо пп.13, либо в п. 2). По второй части не готова ответить категорично. Думаю, что с налоговой возможны проблемы. Пп. 6 п. 2 ст. 265 вам поможет в этом вопросе.

4. Несущественность - это что такое? 1 рубль долга, который болтается второй год? Я бы не стала на вашем месте списывать. Сейчас спишете, а завтра снова начнете с ними работать. Акты сверок не пойдут, будете восстанавливать. А зачем?".

"Нет такого основания для списания долгов, как несущественность, - добавляет Январь. - Если речь о копейках в буквальном смысле, то еще можно, а при вашем банкротстве сомнительно".

У gnews тоже есть ответ:

"1) Если ИП исключен из ЕГРИП, то дебиторскую задолженность можно списать на расходы на дату исключения из ЕГРИП и в БУ и в НУ.

2) и 3) На мой взгляд, можно списать и в БУ и в НУ. Основание -в БУ - п.13 ПБУ 10/99 , НУ - пп.6 п.2 ст. 265 НК".

"А что с НДС в п.2?" - уточняет BuhBuh.

"Вы имеете в виду - не прицепятся ли к вам налоговая с НДС? Запросто! - отвечает "CN". - Но есть куча положительной практики по этому вопросу".

"Обычно ИФНС, требуя восстановить НДС, ссылается на то, что товары, хоть и были приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС, не были использованы для таких операций, - пишет gnews. - Поэтому не выполняется одно из условий применения налогового вычета по НДС и НДС, ранее принятый к вычету, подлежит восстановлению.

Есть решение ВАС, в котором данное требование признается не соответствующим НК, и посмотрите судебную практику по Вашему региону".

Необъяснимо и непоправимо?

"Я сдаю отчетность уже 10 лет и вот, - сетует Рита Н. - Короче, я не сдала отчетность в ПФР. Решила что последний срок 1 марта. Скажете - курица, согласна. У одного работодателей (ИП) приличный фонд оплаты труда, и как тут быть с индивидуальными сведениями? Занизить в наглую, выслать по почте, дождаться штрафов и подать уточненку? С РСВ кажется реальным а как быть с индивидуальными? 10% мой карман просто порвут! Да, штрафы вычтут с меня, поэтому прошу совета, ведь не может быть, чтобы не было выхода!".

"Попробуйте договориться с почтой", - предлагает Аноним.

"Попробуйте к инспектору в ПФР обратиться, - советует еще один Аноним. - Другого варианта уже нет".

"Официального выхода нет", - соглашается saigak.

"Даже если Вы занизите базу, а потом скорректируете в сторону увеличения, вас все равно оштрафуют за занижение базы, - замечает plushKa_61. - Опробовано лично. Так что договаривайтесь с инспектором. Они еще реестры не закрыли".

Аноним перечисляет рабочие варианты:

"1. Занижение базы для страховых взносов - скажем, в 4 квартале 2013 занижаете, в 1 квартале 2014 доначисляете, тогда остатки выровняются, и на вас не будет ругаться 1С.

2. Договориться с сотрудником ПФР. По опыту знаю, что лучше делать тет-а-тет, без участия других сотрудников.

3. Поговорить с руководством, объяснить ситуацию. Если сумма психологически большая, скажем 50000, договориться о том, что организация поддержит вас в арбитражном суде - ну и подавать в арбитражку. Как правило, в суде идут навстречу, снижают штрафы резко - бывает до 5000 руб., а это, согласитесь, уже не так ужасно".

"Была в такой же ситуации, когда отчитываться начали в ПФР за полугодие, - рассказывает behappy25. - К стыду своему, прошляпила сроки... В пенсионном мне сказали дождаться штрафа и подать в арбитражку. Поскольку взносы платились своевременно, и несвоевременная сдача сведений была в первый раз, суд снизил штраф в десять раз. Штрафы тоже удерживались с меня, а уменьшенная сумма была уже не такой жуткой".

Начать дискуссию