Утилизационный сбор

Утилизационный сбор: исчисление и уплата производителями ТС

С 1 сентября 2012 года действует законодательная норма о том, что экологическая безопасность от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси) должна обеспечиваться среди прочего уплатой утилизационного сбора. Данный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в РФ или произведенное, изготовленное в РФ (это требование не распространяется на транспортные средства, на которые ПТС выданы до вышеуказанной даты).

С 1 сентября 2012 года действует законодательная норма о том, что экологическая безопасность от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси) должна обеспечиваться среди прочего уплатой утилизационного сбора. Данный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в РФ или произведенное, изготовленное в РФ (это требование не распространяется на транспортные средства, на которые ПТС выданы до вышеуказанной даты). Без уплаты утилизационного сбора (в соответствующих случаях) паспорт транспортного средства оформить надлежащим образом не удастся, из-за чего будет невозможно зарегистрировать ТС.

Кто именно является плательщиком утилизационного сбора? В результате каких действий производителя на ПТС проставляется отметка об уплате сбора с учетом изменений, вступивших в силу в январе 2014 года? Какие еще изменения должны учитывать производители ТС?

Плательщики утилизационного сбора

Согласно п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плательщиками утилизационного сбора являются лица:

  • осуществляющие ввоз транспортных средств (шасси) в РФ. В этом случае взимание сбора производит ФТС;
  • осуществляющие производство, изготовление транспортных средств (шасси) на территории РФ;
  • купившие транспортные средства (шасси) на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор. Взиманием сбора в данном и предыдущем случаях теперь занимается ФНС (а не таможенный орган, как раньше).

Следует учитывать, что с 1 января 2014 года перестали действовать нормы о том, что утилизационный сбор не надо уплачивать в отношении транспортных средств:

  • произведенных, изготовленных организациями, принявшими на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными ТС своих потребительских свойств;
  • ввезенных в РФ с территорий государств – членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеющих статус товаров Таможенного союза;
  • помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Эти льготы, предусмотренные ранее п. 6 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, были «ликвидированы» Федеральным законом от 21.10.2013 № 278-ФЗ.

Таким образом, производители соответствующих колесных транспортных средств (шасси) с 1 января 2014 года должны в обязательном порядке уплачивать утилизационный сбор. Перечень видов и категорий транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, вступившим в силу с 8 января 2014 года. Ранее применялся перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012  870. Следует обратить внимание, что новый перечень расширен в связи с включением в него:

  • автосамосвалов полной массой свыше 12 т, но не более 20 т;
  • автомобилей-фургонов, включая рефрижераторы, полной массой свыше 12 т, но не более 20 т;
  • автосамосвалов полной массой свыше 20 т, но не более 50 т;
  • автомобилей-фургонов, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 т, но не более 50 т;
  • транспортных средств с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой.

В перечень теперь входят и шасси колесных транспортных средств, выпущенные в обращение на территории РФ, катего­рий N1,

N2, N3, М2, М3.

Расчет размера утилизационного сбора

Как указано в п. 3 Правил, утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно (ранее действовало такое же требование). Размер сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства рассчитывается путем умножения базовой ставки на коэффициент, предусмотренный для конкретной позиции. Для транспортных средств, выпущенных в обращение на территории РФ, категории М1 (в том числе повышенной проходимости категории G), специальных и специализированных транспортных средств указанной категории базовая ставка составляет 20 000 руб. В остальных случаях применяется базовая ставка, равная 150 000 руб.

Что касается коэффициента расчета утилизационного сбора, его размер зависит от даты выпуска транспортного средства, массы и других физических характеристик ТС. Для новых транспортных средств установлена намного меньшая величина коэффициента, нежели для транспортных средств, с даты выпуска (имеется в виду дата изготовления колесного ТС) которых прошло более трех лет. При отсутствии документального подтверждения даты выпуска год выпуска устанавливается по году изготовления, указанному в идентификационном номере ТС. При этом трехлетний срок следует начинать исчислять с 1 июля года изготовления.

Пример

Предприятие осуществляет производство автобетоносмесителей.

Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора при производстве автобетоносмесителей равна 150 000 руб., коэффициент расчета – 3. Значит, утилизационный сбор с каждого выпущенного транспортного средства составит 450 000 руб.

Еще один момент: размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств, на которые выдается новый паспорт транспортного средства или паспорт самоходной машины и других видов техники, изготовленных (достроенных) на базе колесных транспортных средств либо шасси, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется следующим образом. Из суммы утилизационного сбора, подлежащей уплате исходя из новых реалий, вычитается сумма сбора, уплаченная ранее. Полученная разница (если она имеет положительное значение) и есть подлежащий уплате сбор.

Если разница будет иметь отрицательное значение, утилизационный сбор в данной части не признается ни излишне уплаченным, ни излишне взысканным (п. 24 Правил), поэтому плательщику разницу не вернут.

Порядок уплаты утилизационного сбора

Утилизационный сбор уплачивается в рублях отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства. Так, утилизационный сбор за колесные транспортные средства, произведенные, изготовленные в РФ, уплачивается по коду 182 1 12 08000 01 2000 120 (см. Информацию ФНС РФ «Коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемые Федеральной налоговой службой в 2014 году»). Утилизационный сбор является неналоговым доходом федерального бюджета (п. 1 ст. 51 БК РФ), следовательно, не относится к налоговым сборам.

Обратите внимание: уплата утилизационного сбора может осуществляться плательщиком с зачетом излишне уплаченного (взысканного) сбора. Причем утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей. Раньше сумма излишне уплаченного утилизационного сбора подлежала только возврату (возможность проведения зачета не была предусмотрена).

Забегая вперед, отметим, что сумма излишне взысканного утилизационного сбора может образоваться только у крупнейшего производителя.

К сведению

Если утилизационный сбор был уплачен, при передаче отходов, образовавшихся в результате утраты ТС своих потребительских свойств, лицам, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, взимание платы не допускается (п. 9 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ в редакции Федерального закона № 278-ФЗ, вступившего в силу 1 января 2014 года).

Взимание сбора с обычных производителей

В соответствии с п. 16 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора по истечении трех рабочих дней со дня уплаты сбора в налоговый орган по месту нахождения плательщика-организации (ее обособленного подразделения) необходимо представить:

– расчет суммы утилизационного сбора по форме, утвержденной ФНС. До утверждения в установленном порядке формы и формата расчета суммы утилизационного сбора ФНС рекомендует плательщикам использовать форму и формат, направленные Письмом от 25.12.2013 №ГД-4-3/23318@.

Обратите внимание: с 1 июля 2014 года в случае уплаты утилизационного сбора в отношении более пяти транспортных средств в один день расчет утилизационного сбора можно будет представлять в налоговый орган только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 17 Правил). В то же время ФНС рекомендует уже сейчас осуществлять указанный документооборот в электронном виде с использованием телекоммуникационных каналов связи (Письмо от 22.01.2014 №ГД-4-3/749@);

  • бланки паспортов, оформленных на транспортные средства;
  • копии одобрений типа транспортного средства (шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • копии паспортов, выданных на транспортные средства, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) транспортные средства (если в отношении этих транспортных средств в соответствии с законодательством РФ выдаются новые паспорта);
  • копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
  • заявление о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора по форме, приведенной в приложении 3 к Правилам (с приложением документов, перечисленных в п. 27 – 31 Правил) (если по излишне уплаченному (взысканному) сбору не принималось решение о зачете). Данное заявление можно подать в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) сбора (то же самое касается заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) сбора);
  • решение (и его копию) о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты по форме, приведенной в приложении 2 к Правилам (если по излишне уплаченному (взысканному) сбору принято решение о зачете);
  • копию документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика (если правильность исчисления утилизационного сбора подтверждает уполномоченный представитель).

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления в бюджет налоговики проставляют на представленных бланках паспортов, оформленных на транспортные средства, отметку об уплате сбора и возвращают их плательщику. В соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств данная отметка проставляется в разделе «Особые отметки» паспорта.

Исчисление и уплата сбора крупнейшими производителями

По новым правилам крупнейшим производителям колесных транспортных средств и (или) шасси (признанным таковыми и включенным в специальный реестр крупнейших производителей) предоставлена возможность проставлять на бланке паспортов, оформленных на ТС, отметку об уплате утилизационного сбора самостоятельно.

Кого могут признать крупнейшим производителем?

Порядок признания плательщика утилизационного сбора крупнейшим производителем утвержден Приказом Минпромторга РФ от 13.01.2014 №6. Крупнейшим производителем могут признать организацию, отвечающую одному из следующих критериев:

1) организация осуществляет выпуск колесных транспортных средств категории M1, в том числе повышенной проходимости категории G:

  • в режиме промышленной сборки;
  • в режиме, предусмотренном абз. 6 п. 2 ст. 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны;

2) организация осуществляет выпуск колесных транспортных средств категорий N, M2 и (или) M3, конструкция которых не предусматривает применение базового транспортного средства (шасси) другого изготовителя, с соблюдением одного из следующих условий:

  • в режиме промышленной сборки;
  • по технологии, включающей сварку, окраску и сборку кузова, – в отношении транспортных средств категории M2, в том числе повышенной проходимости категории G;
  • по технологии, включающей сварку, окраску и сборку кузова, – в отношении транспортных средств категории M3, в том числе повышенной проходимости категории G;
  • по технологии, включающей сварку, окраску и сборку кабины (кузова – в случае, когда кабина является несъемным элементом кузова), – в отношении транспортных средств категорий N1, N2, в том числе повышенной проходимости категории G;
  • по технологии, включающей сварку, окраску и сборку кабины и изготовление шасси, включая лонжероны рам шасси, – в отношении транспортных средств категории N3, в том числе повышенной проходимости категории G;

3) организация по состоянию на 1 января 2014 года является дочерним обществом организации, отвечающей вышеперечисленным критериям (п. 1 и (или) 2). Причем доля участия такой организации должна составлять не менее 50%.

К сведению

Предварительный список организаций – крупнейших производителей колесных транспортных средств и (или) шасси приведен в приложении к Письму МВД РФ от 21.01.2014 № 13/4у-262.

Как стать крупнейшим производителем?

Инициатором выступает сама организация. Для этого ей необходимо представить в Минпромторг заявление (составляется в произвольной форме), в котором указываются наименование компании, организационно-правовая форма, место нахождения, а также наименование сайта организации в Интернете и адрес электронной почты. К заявлению прикладываются документы, перечисленные в п. 3 Порядка.

В свою очередь, Минпромторг направляет полученные документы в Департамент транспортного и специального машиностроения, по результатам деятельности которого (на что отводится 15 дней) должен появиться приказ о признании организации крупнейшим производителем колесных транспортных средств и (или) шасси и о включении ее в реестр либо об отказе в признании организации крупнейшим производителем.

Необходимо учитывать, что в целях актуализации реестра и недопущения наличия в нем недостоверной информации Департамент транспортного и специального машиностроения будет ежегодно с 1 октября и до 1 декабря включительно запрашивать у крупнейших производителей те же документы, что представлялись вместе с заявлением. В случае выявления несоответствий либо непредставления документов организация лишится статуса крупнейшего производителя.

Как отчитаться крупнейшему производителю?

Как мы уже указали, организация, признанная крупнейшим производителем ТС, наделяется правом самостоятельного проставления отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта. Однако это не означает, что ей не нужно отчитываться перед налоговым органом, причем в особом порядке, установленном разд. IV Правил (п. 19 – 23).

К сведению

Учитывая, что ведение реестра организаций – крупнейших производителей колесных транспортных средств (шасси) возложено на Минпромторг, налоговики предлагают довести до данных производителей рекомендуемый образец штампа (прилагается) для проставления отметки «Утилизационный сбор» (см. Письмо ФНС РФ от 26.12.2013 №ГД-4-3/23438@).

В силу п. 19 Правил обозначенная организация в течение пяти рабочих дней (с 1 июля 2014 года – двух рабочих дней), следующих за днем выдачи паспорта (на котором была сделана отметка об уплате утилизационного сбора), в налоговый орган по месту своего нахождения должна представить:

  • расчет утилизационного сбора (до 1 июля 2014 года оформляется на бумажном носителе, с указанной даты – в электронной форме с направлением по телекоммуникационным каналам связи). С подачи ФНС названный расчет можно представлять в электронном виде с использованием телекоммуникационных каналов связи и сейчас (Письмо от 22.01.2014 №ГД-4-3/749@);
  • копии одобрений типа транспортного средства (шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;
  • копии паспортов, выданных на транспортные средства, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) ТС (если в отношении таких транспортных средств в соответствии с законодательством РФ выдаются новые паспорта).

Обратите внимание

В приеме расчета утилизационного сбора, представленного в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, крупнейшему производителю откажут (в течение рабочего дня ему направят уведомление об отказе в приеме), если:

  • расчет представлен в формате, не соответствующем формату, определенному ФНС;
  • отсутствует электронная подпись либо она не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ;
  • расчет направлен в налоговый орган, находящийся по месту, отличному от места нахождения крупнейшего производителя.

Исходя из положений п. 20 Правил указанная норма должна начать работать в отношении расчетов, которые будут представляться в налоговый орган с 1 июля 2014 года, то есть когда вступит в силу требование об обязательном представлении расчета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Однако, учитывая рекомендации ФНС о представлении расчета в электронном виде до 1 июля 2014 года, можно сказать, что изложенные нормы уже актуальны.

В случае обнаружения в представленном расчете ошибок в исчислении суммы утилизационного сбора налоговый орган в течение 30 дней направит плательщику информацию об этом. В свою очередь, последнему представлена возможность в пятидневный срок устранить ошибки и повторно направить расчет утилизационного сбора. На уплату утилизационного сбора крупнейшему производителю отводится 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором был представлен расчет.

Если уплата утилизационного сбора не будет осуществлена в установленные сроки, налоговый орган проведет взыскание сбора в порядке, аналогичном порядку, установленному гл. 8, 10, 11 НК РФ. Есть и другой выход: при опоздании с уплатой крупнейший налогоплательщик может осуществить исчисление и уплату утилизационного сбора как обычный производитель (п. 23 Правил).

Обратите внимание

Если плательщик утилизационного сбора, не отнесенный к категории крупнейших производителей, представит расчет утилизационного сбора в порядке, установленном разд. IV Правил, налоговый орган должен принять такой расчет, уведомив плательщика об отсутствии оснований для отнесения его к категории крупнейших для целей исчисления и уплаты утилизационного сбора. Это связано с тем, что Правила не содержат оснований для отказа налогового органа в принятии расчета утилизационного сбора у плательщика, не являющегося крупнейшим (Письмо ФНС РФ от 22.01.2014 №ГД-4-3/751@).

Возврат излишне уплаченного (взысканного) сбора

Для того чтобы сумму утилизационного сбора вернули, в налоговый орган, проставивший на паспорте отметку, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя необходимо подать заявление в письменном виде о возврате сбора по форме, приведенной в приложении 4 к Правилам. (К заявлению прикладываются документы, перечисленные в п. 27 – 31 Правил.)

В случае отсутствия в заявлении необходимых сведений или представления не всех необходимых документов в течение пяти рабочих дней заявление вернут плательщику и направят ему решение об отказе в возврате сбора. Если все в порядке, в тот же срок будет направлено решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора. (Общий срок рассмотрения заявления, принятия решения о возврате сбора не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявления.)

Учтите, что при возврате излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов проценты с названных сумм не выплачиваются, эти суммы не индексируются, комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых сумм, то есть за счет плательщика.

* * *

Организации, занимающиеся производством, изготовлением транспортных средств (шасси) на территории РФ, являются плательщиками утилизационного сбора. Причем с 1 января 2014 года уклониться от исполнения данной обязанности не получится. Перечень конкретных видов и категорий транспортных средств (шасси), при производстве которых должен уплачиваться утилизационный сбор, утвержден Правительством РФ. Размер сбора зависит от базовой ставки (составляет 20 000 или 150 000 руб.) и коэффициента, выбираемого в зависимости от даты выпуска ТС, массы и других физических характеристик транспортного средства.

Администрированием утилизационного сбора в отношении произведенных на территории РФ колесных транспортных средств (шасси) с этого года занимается ФНС. Следовательно, расчет утилизационного сбора вместе с другими необходимыми документами производители теперь должны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения. По общему правилу расчет представляется в течение трех рабочих дней со дня уплаты утилизационного сбора. Если же компания будет признана крупнейшим производителем (для чего ей нужно представить заявление в Минпромторг) и включена в реестр таких производителей, утилизационный сбор ей нужно будет уплачивать уже после сдачи в налоговый орган расчета. Причем в отличие от обычного производителя организация, включенная в реестр крупнейших производителей, проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта ТС самостоятельно.

  1. Пункт 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001, п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
  2. Направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС РФ от 09.01.2014 № ГД-4-3/63@.
  3. Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утв. Постановлением Правительства РФ № 1291.
  4. Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 № 870 (утратили силу).
  5. Если производство осуществляется обособленным подразделением организации.
  6. Утверждено Приказом МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23.06.2005.
  7. Заключено в Санкт-Петербурге 18.06.2010.

Начать дискуссию