Отчетность

Об адресах, сроках, составе и подписании отчета-2013

В сравнение с 2013 годом в процедуре составления и представления бухотчетности ничего не изменилось. Так, остались прежними: адреса подачи отчетности: ИФНС, орган статистики, участники компании; сроки ее представления. Налоговики и статистики ждут ваши отчетные формы не позднее 31 марта, а участники - в срок, предусмотренный уставными документами, но никак не позже даты проведения годового общего собрания. В госорганы отчет по-прежнему можно сдавать не утвержденным участниками.

Перед вами дополнительный материал к отчету о семинаре "Отчетность-2013: от составления до представления" (лектор Дыбов А.И. - заместитель главного редактора журнала "Главная книга. Конференц-зал"). Опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2014, № 01.

В сравнение с 2013 годом в процедуре составления и представления бухотчетности ничего не изменилось. Так, остались прежними:

  • адреса подачи отчетности: ИФНС, орган статистики, участники компании;
  • сроки ее представления. Налоговики и статистики ждут ваши отчетные формы не позднее 31 марта, а участники - в срок, предусмотренный уставными документами, но никак не позже даты проведения годового общего собрания. В госорганы отчет по-прежнему можно сдавать не утвержденным участниками;
  • состав бухотчетности.

Рекомендованные формы по-прежнему содержатся в Приказе Минфина от 02.07.2010 N 66н. Основные из них все те же: баланс и отчет о финансовых результатах (ОФР). Примечательно, что за время, прошедшее с прошлой отчетной кампании, Минфин так и не сподобился переименовать отчет о прибылях и убытках в ОФР, как он именуется в Законе N 402-ФЗ. Еще забавнее то, что сами же чиновники в конце 2012 года настоятельно рекомендовали организациям назвать форму именно так. Видимо, все это время у министерства были более важные дела.

А может быть, ведомство просто рассчитывало расшевелить бухгалтеров, подвигнуть их внести нужные изменения самостоятельно, не дожидаясь подсказок сверху? В конце концов формы из 66-го Приказа - рекомендованные, это ориентир, образец. Нужно привыкать подстраивать их под свои нужды. В странах, использующих МСФО, никто не спускает компаниям шаблоны отчетности. Почему? Потому что все организации уникальны, соответственно, не может быть и универсальных форм. Минфин писал об этом еще в Рекомендациях по аудиторской проверке бухотчета за 2011 год.

Тем не менее ответственности за "неправильное" название формы как не было, так и нет. Желаете - оставьте наименование "Отчет о прибылях и убытках", не желаете - поменяйте на "Отчет о финансовых результатах". Как говорится, хоть горшком назовите, только в печку не ставьте.

Для субъектов малого предпринимательства (или попросту малых предприятий) состав годового отчета - 2013 исчерпывается упрощенными балансом и ОФР при условии, что у бухгалтера не нашлось важной информации для приложений к двум этим основным формам. Имеются в виду отчет об изменениях капитала, движении денежных средств и пояснения к отчетности.

Но я бы подстраховался и закрепил это еще и в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Помнится, во времена Приказа 67н, который ставил обязанность малых предприятий сдавать приложения в зависимость от их решения, организацию оштрафовали по 126-й статье как раз за то, что она не прописала свой выбор в учетной политике. Сейчас норма 66-го Приказа звучит по-другому, но осторожность лишней не бывает. Тем более что это вам ничего не стоит.

И баланс, и ОФР малые предприятия, совсем как в 2013 году, могут представлять по донельзя упрощенным формам, содержащимся в приложении 5 к Приказу Минфина N 66н. Вам хорошо известно, что актив баланса сокращен там до пяти строк, а пассив - до шести, в ОФР всего семь строк. Я, как и в прошлом году, настоятельно рекомендую субъектам малого предпринимательства воспользоваться этим послаблением и сдать баланс с ОФР именно по таким формам. Чем более укрупненными будут показатели бухотчетности, тем меньше вопросов появится у ИФНС при сопоставлении форм с налоговыми декларациями.

Предвосхищая вопрос о необходимости дополнительных расшифровок упрощенного баланса и ОФР по запросу инспекции, сообщаю: Письмо налоговой службы N АС-4-2/15309@ от сентября 2012 года все еще действует. И там черным по белому написано: инспекция вправе запрашивать только те документы, составление которых предусмотрено законом. А ничего такого в 402-м Законе нет.

Если ваша организация не относится к малым предприятиям, придется заполнять и сдавать полноценные баланс и ОФР. К ним также нужно приложить:

  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • пояснения.

О необходимости представления последних Минфин напомнил в мае 2013 года Письмом N 03-02-07/2/18285, а чуть меньше месяца спустя Письмом N ЕД-4-3/11174@ эти разъяснения разослала по всем инспекциям налоговая служба. То есть пояснения в виде отдельной отчетной формы ИФНС от вас будет ждать в любом случае. А вот что там написать, решаете только вы, опираясь на рекомендованную Минфином форму пояснений и последние разделы действующих ПБУ. В них, как вы помните, содержатся требования к порядку отражения в отчетности операций, регулируемых соответствующим Положением.

Так, ПБУ 15/2008 требует раскрыть в пояснениях суммы займов привлеченных для приобретения инвестиционных активов, и процентов по ним, а ПБУ 5/01 - способы оценки МПЗ и сведения о резерве под их обесценение. ПБУ 9/99 предполагает, в частности, что организация раскроет критерии, по которым она признала выручкой доходы, обычно учитываемые как прочие, скажем, арендную плату.

Прежде чем сдавать бухотчетность куда бы то ни было, ее надо подписать и указать дату подписания. Это может сделать единолично руководитель или другое лицо, уполномоченное на то доверенностью директора. Главное, как отмечает Федеральная налоговая служба в Письме N ЕД-4-3/11569, чтобы одно и то же лицо расписалось на всех комплектах годового отчета, представляемых по разным адресам.

Что до подписи главбуха, то неясность, обнаружившаяся еще при составлении отчета за 2012 год, никуда не делась. Напомню, что по Закону N 402-ФЗ бухотчетность считается составленной после того, как на ней поставил свой автограф руководитель. Это дает повод некоторым экспертам утверждать, что росчерк главного бухгалтера не обязателен. Толку в нем? Ну, не распишется, и? Статус отчетности от этого нисколько не пострадает.

Другие специалисты рассуждают так. Хорошо, 402-й Закон называет отчетность составленной лишь при наличии подписи руководителя. Но отстраняет ли это от процесса главбуха? Почему прямо прописанная в Законе необходимость росчерка директора отменяет обязательность подписи главного бухгалтера, предусмотренную другими нормативными актами? Имеются в виду ПБУ 4/99 и Положение N 34н. Там как раз автограф главбуха на годовой отчетности как был, так и есть. В противоречие с Законом N 402-ФЗ эти документы не вступают, и компании должны их применять. Следовательно, главбух обязан заверить своей подписью составленный им же комплект отчета за 2013 год.

Впрочем, нельзя не заметить, что спор этот сугубо теоретический. Мне не известно ни одного случая, когда компания пострадала бы лишь потому, что на бухотчетности расписался руководитель, а подписи главного бухгалтера не было.

Комментарии

3
  • Leticia
    Ну и зачем эта статья здесь именно сейчас, после того как все сроки сдачи уже прошли давно?
  • понаехавший Тут

    Leticia, Вы писали:
    "Ну и зачем эта статья здесь именно сейчас, после того как все сроки сдачи уже прошли давно?"

    Сроки приходят и уходят, но есть и вечные ценности , как например эта статья и гонорар за ее опубликование :)
  • Над. К
    Статья предоставлена журналом. В журнале она была опубликована гораздо раньше. Когда Клерку предоставили, тогда её и опубликовали.