Материал предоставлен журналом "Расчет"
Эффективность работы фирмы, ее коммерческий успех во многом зависят от уровня социальной защищенности сотрудников. Речь идет не только о заработной плате.
Чтобы люди дорожили и гордились своей фирмой, а коллектив работал с полной отдачей, руководители используют разные методы поощрения. Не последнюю роль среди них играют социальные льготы за счет компании: от бесплатных обедов и проездных до компенсации занятий в спортивных клубах.
Принято считать, что объем социальных выплат зависит исключительно от финансовых возможностей фирмы. Многие думают, что подобные «излишества» могут позволить себе только крупные процветающие компании. Однако практика показывает, что даже небольшие и небогатые фирмы заботятся о своих служащих.
Хорошо известны два основных способа оформления социальных выплат работникам. Во-первых, оказать бесплатные услуги или выплатить компенсацию можно по распоряжению руководителя фирмы. Во-вторых, запись об этом можно включить в коллективный (трудовой) договор. Такова общая схема, у которой есть много нюансов. Если оформить социальный пакет с умом, то и сотрудникам будет хорошо, и фирма не останется внакладе. Судите сами.
Секреты шведского стола
Бесплатные обеды и хорошая вода за счет фирмы – первое, с чего начинается забота о людях. О том, как можно оформить питание сотрудников, «Расчет» писал в майском номере. Напомним вкратце.
Если бесплатное питание (компенсация) предоставляется по распоряжению руководителя, то это делается за счет средств фирмы после налогообложения. Поэтому со стоимости обедов не нужно платить ЕСН (п. 3 ст. 236 НК). В то же время с нее надо удержать налог на доходы физлиц и начислить взносы на страхование от несчастных случаев на производстве.
Стоимость бесплатных обедов, которые предусмотрены коллективным и трудовыми договорами, включается в расходы на оплату труда. Поэтому они облагаются единым соцналогом, НДФЛ и взносами по травматизму. Поскольку затраты на питание относятся к расходам фирмы, то НДС по ним можно принять к вычету.
Выбор варианта остается за фирмой. И зависит он от наличия или отсутствия у нее прибыли.
Казалось бы, все ясно, больше сэкономить не на чем. Однако не будем делать поспешных выводов.
Вот что рассказала нам Татьяна Морозова, главный бухгалтер московской фирмы «Элит-сервис»: «Однажды мне на глаза попалось письмо Президиума ВАС. Там было сказано, что стоимость материального блага включается в доход конкретного работника, если размер блага можно определить. Причем это нельзя делать расчетным путем исходя из общей стоимости благ и количества людей (п. 8 приложения к информационному письму Президиума ВАС от 21 июня 1999 г. № 42 – прим. ред.). И тут меня осенила гениальная мысль – кормить сотрудников по типу шведского стола.
В самом деле идея хорошая. Ведь доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки (ст. 41 НК). Если сотрудники обедают за шведским столом, то количество и стоимость съеденного каждым учесть невозможно. А раз неизвестен персональный доход работника, то не будет и налога на него. Такое же мнение высказал и ФАС Северо-Западного округа (постановление от 31 июля 2000 г. № А56-4253/00).
Однако главная ценность идеи шведского стола – это возможность избежать единого социального налога. Как и налог на доходы физлиц, ЕСН относится к адресным (персональным) налогам. Если установить налоговую базу по каждому сотруднику нельзя, то и сам налог платить не с чего.
Таким образом, взяв обязательство бесплатно кормить сотрудников за шведским столом и закрепив его в коллективном (трудовом) договоре, фирма сможет сэкономить сразу пять налогов: ЕСН, НДС, налог на прибыль, НДФЛ и взносы по травматизму.
Такой же позиции придерживается и Иван Хаменушко, партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»: «Если доказать производственную необходимость шведского стола (непостоянная численность сотрудников в офисе, их командировки, частые визиты деловых партнеров и т. д.), то успех предприятия обеспечен». Более осторожно прокомментировала ситуацию Галина Бадина, начальник отдела бухучета аудиторско-консалтинговой группы «АРНИ», г. Москва: «Риск я оценила бы как 50 на 50».
Проездной за счет фирмы
Бизнес в основном развивается в больших городах. В провинции для многих работы нет. Поэтому люди вынуждены работать вдали от дома. Чтобы хоть отчасти компенсировать неудобства переполненных электричек и автобусов, многие фирмы возмещают работникам стоимость проездных билетов. Тем более что подчас стоят они немало.
Чаще всего компенсация за проезд выплачивается за счет чистой прибыли. Дело хорошее, но, увы, не очень выгодное. Если же оплачивать проездные на основании коллективного договора, получается и того хуже. Ведь билеты в бухгалтерию сдаются каждым сотрудником. При этом на них указана точная цена. А раз доход известен, то с него надо удержать НДФЛ, начислить ЕСН и взносы по травматизму.
Способ обойти ЕСН предложил Анатолий Бергман, аудитор из Санкт-Петербурга: «Внимательно читайте Налоговый кодекс. В нем сказано, что объектом обложения единым соцналогом являются выплаты и вознаграждения по трем видам договоров: трудовому, авторскому и гражданско-правовому на выполнение работ или услуг (п. 1 ст. 236 НК – прим. ред.). Все! Перечень исчерпывающий. И в нем нет коллективного договора. Значит, и объекта обложения ЕСН по такому договору тоже нет. Поэтому надо включить пункт о компенсации за проезд в коллективный договор, не ссылаясь на него в трудовых договорах с работниками».
Просто и формально все правильно. Но налоговики почему-то требуют начислять ЕСН на все выплаты и компенсации за счет себестоимости (за исключением приведенных в ст. 238 НК). И в своей методичке по прибыли они считают обязательным дублирование в трудовых договорах содержания коллективного договора.
«Знают, что коллективный и трудовой договор – совершенно разные по правовой природе вещи, вот и подстраховались, – считает Анатолий Бергман. – Коллективный договор распространяется на весь коллектив работающих и даже на людей, которые на фирме не работают: детей, супругов сотрудников, неработающих пенсионеров. Трудовой же договор заключается с каждым штатным сотрудником индивидуально. Что до методички, так это всего лишь ведомственный документ, не более. Главное – закон, а его нельзя трактовать расширительно».
Не столь оптимистична Галина Бадина из «АРНИ»: «Я бы не стала советовать своим клиентам поступать таким образом, так как считаю, что риск проиграть дело в суде очень велик». Иван Хаменушко из «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» также оценивает шансы убедить налоговиков и судей как «ниже средних». Его позиция такова: «Да, коллективный договор не тождествен трудовому договору, но он опосредованно с ним связан. Исходя из этого доказать отсутствие объекта обложения ЕСН будет трудно».
Как видим, мнения специалистов разделились. Попробуем подойти к делу с другой стороны и приведем еще один аргумент в пользу отсутствия ЕСН с суммы социальных выплат. Его подсказал ФАС Московского округа (постановление от 2 августа 1999 г. № КА-А40/2312-99).
Согласно его решению, затраты на оплату проезда, питания и тому подобные льготы вообще нельзя относить к заработной плате, поскольку они не связаны с результатами труда конкретных работников. Факт и сумма выплат никак не зависят от квалификации и должности работника, количества отработанного им времени, а также других условий трудового законодательства.
Оговоримся, что данное дело касалось уплаты взносов в Пенсионный фонд. Тем не менее этот аргумент справедлив и в данном случае.
При таком подходе компенсационные выплаты в бухучете надо списать по статье «Отчисления на социальные нужды» в составе расходов по обычным видам деятельности. В налоговом учете они относятся к расходам на оплату труда согласно пункту 25 статьи 255 Налогового кодекса.
Полезные советы
У фирм есть масса способов позаботиться о своих сотрудниках. Рассказать обо всех в одной статье невозможно, да и не нужно. Главное – понять, что деньги решают не все. Многое зависит от желания руководителя и выбора оптимальной схемы.
В заключение обратим внимание тех, кто решит воспользоваться предложенными схемами, на два момента.
Несмотря на приведенные аргументы, налоговики не сдадутся без боя. У них свой план и свои инструкции, которые они обязаны выполнять. Так что будьте готовы к судебному разбирательству. Дело это хлопотное, но шансы на победу есть.
Не пытайтесь спрятать за социальными льготами большую часть зарплаты персонала. Во-первых, налоги платить надо – они идут на оборону, образование, медицину, науку, обеспечение правопорядка и т. д. Во-вторых, такая «экономия» может обернуться против вас же. Сначала фирма получит ожидаемый результат и сэкономит налоги. Но затем потери превысят выигрыш. Постепенно от вас уйдут лучшие кадры, на которых держится бизнес. Потому что уравниловка еще никогда не способствовала прогрессу.
Не стоит забывать золотое правило: жадность – мать всех пороков, умеренность – мать всех добродетелей. Если сделать его девизом в бизнесе и жизни, многих проблем и ошибок можно избежать.
Начать дискуссию