Бухгалтерия

Инвентаризация расчетов с иностранными контрагентами

Инвентаризация расчетов с иностранными клиентами имеет свои особенности. Документы, которыми она оформляется, отличаются от привычных форм. В них необходимо предусмотреть графы для указания показателей в иностранной валюте. Кроме того, нужно тщательно проверять правильность отражения рублевого эквивалента валютных сумм операций.

Инвентаризация расчетов с иностранными клиентами имеет свои особенности. Документы, которыми она оформляется, отличаются от привычных форм. В них необходимо предусмотреть графы для указания показателей в иностранной валюте. Кроме того, нужно тщательно проверять правильность отражения рублевого эквивалента валютных сумм операций.

Инвентаризация является одной из процедур внутреннего контроля и служит эффективным инструментом повышения достоверности учетных данных. При этом инвентаризации подлежат все активы и обязательства организации, в том числе дебиторская и кредиторская задолженность (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ)).

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности представляет собой выверку взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами. Важную роль в этом процессе играет инвентаризация расчетов с контрагентами по гражданско-правовым договорам — поставщиками, подрядчиками, покупателями, заказчиками и т. п.

Организациям, заключающим сделки с иностранными партнерами, следует учитывать некоторые особенности проведения инвентаризации расчетов по договорам в иностранной валюте, о которых и пойдет речь в данной статье.

Порядок проведения инвентаризации

Периодичность проведения инвентаризации расчетов с иностранными контрагентами обычно такая же, как и для расчетов в рублях. При отсутствии чрезвычайных ситуаций, реорганизации и ликвидации компании, а также смены материально-ответственных лиц обязательным является ежегодное проведение инвентаризации перед составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ; п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н). Сроки проведения годовой инвентаризации расчетов определяются организациями самостоятельно, но не могут устанавливаться ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризацию расчетов в целях подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обычно проводят по окончании отчетного года, чтобы подтвердить достоверность остатков, сформированных в бухгалтерском учете по состоянию на 31 декабря.

Кроме того, организация может закрепить в своих внутренних распорядительных документах дополнительные сроки проведения инвентаризации расчетов, в том числе с иностранными контрагентами. Для обеспечения достоверности данных промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности целесообразно проводить такую инвентаризацию ежеквартально.

Инвентаризация расчетов с иностранными контрагентами заключается в проверке сумм, числящихся на соответствующих субсчетах счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», на дату проведения инвентаризации. В ходе инвентаризации подтверждается сумма дебиторской и кредиторской задолженности по каждому контрагенту.

Как правило, для отражения расчетов в иностранной валюте компании выделяют отдельные субсчета на счетах учета расчетов.

В процессе инвентаризации расчетов с иностранными контрагентами основными задачами инвентаризационной комиссии являются:

  • проверка реальности существования дебиторской и кредиторской задолженности в иностранной валюте и обязательств по ее оплате;
  • проверка полноты отражения дебиторской и кредиторской задолженности в иностранной валюте в регистрах бухгалтерского и налогового учета.

Порядок проведения инвентаризации представлен в таблице ниже.

Основные этапы проведения инвентаризации расчетов с иностранными контрагентами

Этап

Действия компании

Подготовительный этап

1. Подготовка и издание приказа о проведении инвентаризации

2. Назначение инвентаризационной комиссии

3. Определение сроков проведения инвентаризации

4. Определение объема проверки (формирование списка иностранных дебиторов и кредиторов)

5. Подготовка исходной информации:

– регистров бухгалтерского учета по субсчетам расчетов с иностранными контрагентами в валюте;

– договоров с иностранными контрагентами;

– первичных учетных документов, оформляющих хозяйственные операции по расчетам с иностранными контрагентами (накладные, акты, счета-фактуры и др.);

– документов по признанным контрагентами штрафам, пеням, неустойкам;

– актов сверки взаиморасчетов с иностранными контрагентами

Проведение инвентаризации (документальная проверка)

1. Проверка соответствия записей в бухгалтерских регистрах данным первичных документов и актов сверок с контрагентами

2. Выявление дебиторской задолженности в иностранной валюте, нереальной для взыскания и с истекшим сроком исковой давности

3. Проверка отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета дебиторской задолженности по признанным контрагентами штрафам, пеням, неустойкам, а также по принятым судебным решениям

4. Выявление наличия кредиторской задолженности в иностранной валюте с истекшим сроком исковой давности (по которой должно быть принято решение о списании согласно приказу руководителя и письменному обоснованию, составленному по результатам инвентаризации)

5. Проверка отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета обязательств компании по признанным штрафам, пеням, неустойкам, а также по принятым судебным решениям

6. Подготовка информации о сомнительной дебиторской задолженности для последующего начисления резерва по сомнительным долгам

7. Проверка наличия в составе дебиторской и кредиторской задолженности одного и того же контрагента. В том случае, если имеются встречные однородные требования, необходимо выявить и оценить возможность проведения взаимозачета (в одностороннем порядке или по согласованию с контрагентом)

Заключительный этап

Оформление и утверждение результатов инвентаризации, отражение их в бухгалтерском учете

Процедуры на этапе проведения инвентаризации (документальной проверки) проводятся в отношении каждого отдельного иностранного контрагента и по каждому отдельному договору.

Особое внимание при проведении инвентаризации расчетов с иностранными контрагентами следует уделять проверке правильности отражения рублевого эквивалента валютных сумм операций, а также правильности отражения курсовых разниц.

При проверке следует учитывать требования ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (утв. приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н (далее — ПБУ 3/2006)).

Во-первых, пересчет в рубли производится по курсу, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату. При несущественном изменении официального курса иностранной валюты к рублю, устанавливаемого Центральным банком РФ, пересчет в рубли, связанный с совершением большого числа однородных операций в такой иностранной валюте, может производиться по среднему курсу, исчисленному за месяц или более короткий период (пп. 6, 8 ПБУ 3/2006).

Во-вторых, курсовая разница подлежит включению в состав прочих доходов или прочих расходов организации. Исключением являются разницы, сформированные по расчетам с учредителями по вкладам, а также разницы, возникающие в результате пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств организации, используемых для ведения деятельности за пределами РФ. Такие курсовые разницы подлежат зачислению в добавочный капитал организации (пп. 13, 14, 19 ПБУ 3/2006).

Сверка взаиморасчетов с иностранными контрагентами

Акты сверки взаиморасчетов с иностранными контрагентами подтверждают сверку сторонами взаимных расчетов (обычно на последний день отчетного периода). Форма акта сверки разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно и должна содержать все необходимые реквизиты (ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Акт сверки составляется отдельно по каждому дебитору и кредитору в двух экземплярах. В нем указывается дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), а также сумма оплаты и реквизиты платежных документов. Один экземпляр акта остается в бухгалтерии организации, второй направляется контрагенту. Контрагент, получивший этот акт, проверяет содержащуюся в нем информацию и вносит собственные данные. Выявленные расхождения фиксируются в акте. После отражения всех необходимых сведений контрагент возвращает этот акт организации.

В форму акта сверки взаиморасчетов с иностранными контрагентами необходимо включить графы для отражения данных в рублях и иностранной валюте, причем иностранный контрагент будет заполнять только сведения в иностранной валюте.

Для своевременного получения актов сверки взаиморасчетов, подписанных иностранными контрагентами, бухгалтеры должны заранее направить их контрагентам, а также контролировать получение от последних подписанных актов.

В связи с тем, что иностранные контрагенты находятся за рубежом, целесообразно проводить сверку взаиморасчетов с ними с использованием средств факсимильной и электронной связи. Напомним, первичный учетный документ может быть составлен как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 5 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Для обоснования оформления актов сверки в электронном виде или в виде факсовых копий необходимо закрепить во внутренних регламентирующих актах организации порядок формирования и использования первичных учетных документов в виде электронных документов и факсовых копий.

Оформление результатов инвентаризации расчетов

До вступления в силу Закона № 402-ФЗ (до 01.01.2013) для оформления результатов инвентаризации расчетов было обязательным использование унифицированной формы № ИНВ-17 (утв. пост. Госкомстата России от 18.08.1998 № 88).

В настоящее время указанная форма не является обязательной к применению. Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает необходимые формы первичных учетных документов (ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Форма акта инвентаризации расчетов может быть разработана на основании унифицированной формы № ИНВ-17, предусматривающей отдельное отражение информации по дебиторам и кредиторам организации. Рекомендуем использовать для оформления результатов инвентаризации расчетов с иностранными контрагентами отдельную форму акта, дополненную графами для указания задолженности в иностранной валюте.

В данном акте должна быть отражена информация по всем иностранным дебиторам и кредиторам, по которым инвентаризировались первичные документы. Он должен быть подписан всеми членами инвентаризационной комиссии.  

Для предварительного формирования данных, на основании которых будет заполняться акт инвентаризации расчетов с иностранными контрагентами, целесообразно разработать отдельный документ на основании формы справки к акту инвентаризации расчетов (Приложение к форме № ИНВ-17), также включив в данный документ графы для отражения показателей в иностранной валюте. Образцы заполнения акта и справки представлены ниже.

По результатам инвентаризации, помимо акта и справки, с точки зрения обеспечения внутреннего контроля также необходимо составить:

  • реестр просроченной задолженности;
  • реестр дебиторской задолженности, нереальной для взыскания и с истекшим сроком исковой давности;
  • реестр списанной в убыток задолженности неплатежеспособных дебиторов (для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников);
  • реестр выданных и полученных обеспечений выполнения обязательств и платежей.

По итогам проведения инвентаризации расчетов с иностранными контрагентами инвентаризационной комиссией должны быть сформированы предложения о регулировании расхождений между данными бухгалтерского учета и документально подтвержденными суммами дебиторской и кредиторской задолженности. Затем они направляются на утверждение руководителю организации. Данные предложения должны включать корректировочные записи, которые предполагается внести в бухгалтерский учет для исправления выявленных ошибок при отражении расчетов с иностранными контрагентами.

Рекомендуем одновременно представить на рассмотрение руководителю:

  • перечень сумм дебиторской задолженности, соответствующей критериям сомнительных долгов, установленных организацией (для принятия решения о формировании резерва сомнительных долгов);
  • перечень сумм дебиторской задолженности, нереальной для взыскания, и кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности (для принятия решения о списании задолженности).

После утверждения руководителем результатов инвентаризации корректировочные записи подлежат отражению в бухгалтерском учете и отчетности. 

Начать дискуссию

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 
IT-компании

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Интересные материалы

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году