Учет займов и кредитов

Как оформить кредит

Многие организации стремятся расширить свой бизнес. Для этого им необходимы дополнительные денежные средства. Одним из вариантов может стать банковский кредит. О том, как его получить, а затем оформить в учете, вы узнаете из нашей статьи.

Многие организации стремятся расширить свой бизнес. Для этого им необходимы дополнительные денежные средства. Одним из вариантов может стать банковский кредит. О том, как его получить, а затем оформить в учете, вы узнаете из нашей статьи.

Ю.С. Шемелева, эксперт АГ «РАДА»

Обеспечение возврата кредита

Обращаться за кредитом следует в тот банк, в котором ваша организация давно обслуживается и хорошо себя зарекомендовала. В таком банке получить кредит будет намного проще. Но в любом случае у организации попросят гарантии возврата кредита.

В качестве обеспечения обычно выступает залог недвижимости, оборудования и прочих основных средств, банковские гарантии, поручительства третьих лиц и ценные бумаги. Кроме того, это могут быть товары в обороте, стабильные обороты по счетам или стабильные обороты инкассации (сдаваемых в банк наличных денег), а также депозиты, размещенные в банке.

Однако не все виды обеспечения банки принимают одинаково охотно. Например, если организация предложит в качестве обеспечения товары, то банк примет их только в совокупности с другими видами обеспечения. К тому же он оценит их намного ниже реальной рыночной стоимости.

Это связано с тем, что банку сложно проследить за наличием товаров на складе клиента, а в случае невозврата кредита возникают проблемы с их реализацией.

Основные средства организации предпочтительнее товаров, но небольшие банки принимают их тоже не всегда. Дело в том, что некоторые основные средства довольно сложно продать, и, кроме того, их еще необходимо оценить и надлежащим образом оформить.

Поручительство третьих лиц банк примет в том случае, если его удовлетворит их финансовое состояние. Для этого он обязательно проверит поручившихся за вас людей и организации.

Оптимальным вариантом обеспечения являются ценные бумаги. Причем предпочтение отдается векселям крупных банков и акциям высоколиквидных компаний, например, Газпрома.

Сколько стоит кредит

Стоимость кредита будет зависеть от группы риска, к которой банк отнесет организацию, от сроков погашения, валюты кредитования и других факторов. Например, кредитная ставка может зависеть от вида обеспечения, которое предоставит банку предприятие. Так, если его потребуется оценить, или банк решит, что в случае реализации обеспечения могут возникнуть дополнительные затраты, он заложит эти расходы в процентную ставку по кредиту.

Правда, при определенных условиях банк может несколько снизить установленную кредитную ставку. Сделать это он может для клиентов, которые приносят ему значительный доход. Например, открывают в этом банке паспорта импортных или экспортных сделок, покупают векселя, корпоративные кредитные карты и т. д.

Кредитная заявка

Чтобы получить кредит, организация должна подать специальную заявку. Она составляется в произвольной форме или в форме, установленной в данном банке. В ней надо указать цель кредита, его сумму, желаемую процентную ставку, срок и валюту кредитования, сведения об обеспечении.

Отметим, что сумма кредита не должна быть больше половины валюты баланса вашей организации. Иначе банк может отказать в кредите из-за значительного риска его невозврата.

К кредитной заявке следует приложить пакет стандартных документов. Прежде всего, это учредительные документы, выписка из госреестра, справки из налоговой инспекции о постановке на учет и отсутствии задолженности, балансы фирмы и отчеты о прибылях и убытках за предыдущий год и текущий отчетный период, сведения о кредиторах и дебиторах, данные о счетах в других банках. Полный перечень этих документов лучше уточнить в самом банке.

Кроме того, необходимо принести документы на предоставляемое обеспечение. К примеру, при залоге основных средств – это документы, которые подтверждают право собственности организации на передаваемое в залог имущество, а также отсутствие каких-либо прав на это имущество у третьих лиц, информация о балансовой стоимости основного средства.

Проанализировав заявку, банк вышлет организации предварительный ответ. Если он положителен, будет назначено так называемое кредитное интервью.

Одновременно кредитный отдел банка проведет тщательную проверку всех представленных документов. К этому процессу он подключает службу собственной безопасности. Кроме того, документы также проверит юридический отдел банка.

После проверки заявка выносится на кредитный совет. Организация получит кредит, если все отделы банка, которые участвовали в проверке, дали положительное заключение. Обычно весь процесс проверки и принятия решения занимает около двух недель с момента представления полного пакета документов.

Затем юристы банка оформят сделку, и деньги будут перечислены на счет организации.

Как отразить кредит в учете

Если организация получила кредит на срок менее года, он считается краткосрочным, если более – долгосрочным. Расчеты по краткосрочным кредитам отражаются на счете 66, по долгосрочным – на счете 67.

Получив кредит, в учете следует сделать проводку:

ДЕБЕТ 51   КРЕДИТ 66 (67)

– получен денежный кредит.

Сумма кредита в договоре может быть выражена в условных денежных единицах, например в долларах США, а выдаваться в рублях. В этом случае бухгалтер должен отразить сумму кредита по официальному курсу иностранной валюты на дату поступления денег.

В результате изменения курса валюты у организации может возникнуть суммовая разница. Ее следует отразить одной из проводок:

ДЕБЕТ 91-2   КРЕДИТ 66 (67)

– учтена отрицательная суммовая разница;

ДЕБЕТ 66 (67)   КРЕДИТ 91-1

– учтена положительная суммовая разница.

Если кредит получен в иностранной валюте, организация, прежде всего, должна учесть сумму кредита по официальному курсу иностранной валюты, который действовал на дату поступления денег.

Затем ей следует корректировать (увеличивать или уменьшать) задолженность по кредиту, исходя из официального курса валюты, который будет действовать на дату возврата денег или на дату составления бухгалтерской отчетности.

Кроме того, она должна отражать в учете отрицательную или положительную курсовую разницу. Напомним, что положительная курсовая разница увеличивает облагаемую налогом прибыль организации, а отрицательная – уменьшает. На это указано в пункте 11 статьи 250 НК РФ и в подпункте 5 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Затраты по кредиту

Получая кредит, организация может столкнуться с определенными затратами.

Учет процентов

Прежде всего, затратами организации будут проценты по кредитам. Организация должна начислять их в том отчетном периоде, в котором они должны быть погашены в соответствии с договором.

При этом бухгалтер делает проводку:

ДЕБЕТ 91-2   КРЕДИТ 66 (67)

– учтены проценты по кредитам.

Проценты по кредитам уменьшают облагаемую налогом прибыль, если их сумма не отклоняется более чем на 20 процентов от среднего уровня процентов, которые взимаются по аналогичным кредитам.

Аналогичные кредиты – кредиты, полученные организацией в этом же квартале или месяце (для организаций, которые платят авансы ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Например, на тот же срок, в той же валюте, в сопоставимой сумме, под схожее обеспечение и т. д.

Рассчитать средний уровень процентов можно по формуле:

Сумма 1-го аналогичного кредита х годовая процентная ставка

+

Сумма 2-го аналогичного кредита х годовая процентная ставка

+

 

Средний уровень процентов

         

=

         

сумма всех аналогичных кредитов

 

Эта формула приведена в методических рекомендациях по налогу на прибыль, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 № БГ-3-02/729.

Если аналогичных кредитов нет, либо по решению самой организации, проценты можно учесть при расчете налога на прибыль в пределах ставки рефинансирования, увеличенной в 1,1 раза. Если кредит выдан в валюте, то – в пределах 15 процентов годовых. На это указано в пункте 1 статьи 269 НК РФ.

Учет сопутствующих затрат

Кроме процентов, у организации могут возникнуть и другие затраты по кредитам. Например, расходы на юридические или консультационные услуги, копировально-множительные работы, экспертизу, оценку, услуги связи и т. д.

Такие затраты следует отразить проводкой:

ДЕБЕТ 91-2   КРЕДИТ 60

– учтены дополнительные затраты по кредиту.

Учет затрат по кредиту на покупку основных средств

Если организация получила кредит на покупку основных средств, она может все затраты по такому кредиту учесть в первоначальной стоимости основного средства. Правда, при этом должны соблюдаться следующие условия:

– организация уже понесла расходы по покупке основного средства или начала его строительство;

– наступил срок уплаты процентов по кредиту;

– стоимость основного средства отражена в составе капитальных вложений;

– основное средство не введено в эксплуатацию.

Если эти условия выполнены, то затраты по кредиту следует отразить так:

ДЕБЕТ 08   КРЕДИТ 66 (67)

– учтены проценты по кредиту, а также суммовые и курсовые разницы;

Дополнительные затраты по кредиту учитываются так:

ДЕБЕТ 08   КРЕДИТ 60

– учтены дополнительные затраты по кредиту, использованному на оплату капитальных вложений.

Если же какое-либо из условий не выполнено, то все затраты по кредиту отражаются в составе операционных расходов.

Погашение кредита

Когда банк заключает с организацией кредитный договор, он согласует с ней график погашения долга и процентов. Его следует строго соблюдать, иначе банк в следующий раз в кредите откажет.

Возвращая кредит, бухгалтер должен сделать в учете проводку:

ДЕБЕТ 66 (67)   КРЕДИТ 51

– возвращен кредит.

Если по какой-то причине организация не может вернуть кредит в положенный срок, банк не станет сразу подавать на нее в суд. Вначале он попытается получить свои деньги «мирными» способами. Например, банк может пролонгировать кредит, составить новый график его погашения и т. д.

Пример 1

В августе 2003 года ООО «Меркурий» получило кредит в сумме 1 200 000 рублей на пополнение оборотных средств. За пользование кредитом «Меркурий» платит проценты из расчета 20 процентов годовых. Согласно договору, проценты следует платить ежеквартально. Кредит получен на 1 год.

Сумма процентов, которую организация должна платить ежеквартально, составляет:

1 200 000 рублей х 20% : 12 месяцев х 3 месяца = 60 000 рублей.

В учете бухгалтер сделает проводку:

ДЕБЕТ 51   КРЕДИТ 66

– 1 200 000 рублей – получен кредит;

Затем он ежеквартально будет делать записи:

ДЕБЕТ 91-2   КРЕДИТ 66

– 60 000 рублей – начислены проценты по кредиту;

ДЕБЕТ 66   КРЕДИТ 51

– 60 000 рублей – перечислены проценты банку.

Предположим, что аналогичных кредитов у «Меркурия» нет, поэтому он сможет уменьшить облагаемую налогом прибыль на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования:

1 200 000 рублей х 16% х 1,1 : 12 месяцев х 3 месяца = 52 800 рублей.

Таким образом, у «Меркурия» образуется постоянная разница между бухгалтерским и налоговым учетом в сумме:

60 000 рублей – 52 800 рублей = 7200 рублей.

Постоянное налоговое обязательство «Меркурия» равно:

7200 рублей х 24% = 1728 рублей.

И постоянную разницу, и постоянное налоговое обязательство бухгалтер организации будет ежеквартально отражать проводками:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Постоянные разницы»    КРЕДИТ 91-2

– 7200 рублей – отражена постоянная разница по процентам;

ДЕБЕТ 99   КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

– 1728 рублей – учтено постоянное налоговое обязательство.

Через год, отдавая кредит, бухгалтер «Меркурия» сделает проводку:

ДЕБЕТ 66   КРЕДИТ 51

– 1 200 000 рублей – возвращен кредит.

Начать дискуссию