Налоги, взносы, пошлины

Бремя не лечит

Российская налоговая система не стимулирует предпринимателей реинвестировать прибыль и развивать производство – таков один из основных выводов готовящегося доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова Президенту России Владимиру Путину. В ситуации, когда рост экономики даже по официальным оценкам приближается к нулю, оставлять все как есть сейчас - просто невозможно.
Бремя не лечит
Фото ИА "Клерк.ру"

Российская налоговая система не стимулирует предпринимателей реинвестировать  прибыль и развивать производство – таков один из основных выводов готовящегося доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова президенту России Владимиру Путину. В ситуации, когда рост экономики даже по официальным оценкам приближается к нулю, оставлять все как есть сейчас - просто невозможно.

«Налоговое бремя на бизнес в России одно из самых высоких в мире - 50,7% от прибыли, по этому показателю наша страна находится на 143-м месте из 189, - говорится в докладе. - Для сравнения, в Казахстане, являющемся нашим ближайшим конкурентом по привлечению частных инвестиций, совокупная налоговая нагрузка составляет 28,6%.

В большинстве конкурирующих с нами стран основная часть доходов бюджета поступает от физических лиц - в прогрессии от их уровня доходов. Система стимулирует предпринимателей реинвестировать полученную прибыль.

В РФ структура налогов формировалась в начале 2000-х. Тогда главной задачей было за счет удобства и простоты уплаты налогов  наполнить бюджет,  стабилизировать финансовую систему, репатриировать денежные средства из-за рубежа. В результате основные доходы собираются с компаний (средняя налоговая нагрузка 50,7% от прибыли), налоги на физических лиц взимаются по плоской шкале 13%, что стимулирует потребление, а не инвестиции».

Бизнес-омбудсмен предлагает новую системную налоговую реформу. Список мер таков:

Для стимулирования вложений в высокотехнологичное производство:

Установить инвестиционный налоговый зачет – возможность вычитать из суммы всех видов налогов, выплачиваемых по результатам года, от 25%  до 50% затрат на вложения  в оборудование,  здания, сооружения, покупку акций  технологических компаний.

Ввести для физических лиц налоговый вычет по налогу на дивиденды и НДФЛ – в размере 25% от стоимости инвестиционных вложений в акции технологических компаний. 

Установить налоговые каникулы для МСП производственного,  инновационного и социального сектора - первые 10 млн. руб. всех видов налогов для малого бизнеса и 50 млн. руб. для среднего начисляются, но в бюджет не выплачиваются.

Сохранить для малых предприятий, производственного, инновационного и социального сектора  ставку социальных страховых платежей на уровне 14%.

Понизить для предприятий с высокопроизводительными рабочими местами ставку социальных страховых платежей до 20%, в случае двухкратного превышения порогового значения – до 14%.

Снизить ставку НДС на товары инновационного спроса, оборудование  российского производства, и  повысить ее на дорогие автомобили, предметы роскоши,  недвижимость и пр.

Ввести прогрессивный налог на имущество в зависимости от стоимости и сроков эксплуатации оборудования (чем больше срок эксплуатации  амортизированного оборудования, тем выше ставка налога).

Ввести прогрессивный налог на землю в зависимости от кадастровой стоимости участков.

Ввести прогрессивный налог на недвижимость физических лиц.

Повысить налог на дивиденды до уровня НДФЛ.

Чтобы вывести бывших ИП из тени

Ввести для самозанятых граждан патенты, которые выдаются по упрощенной схеме, лишь по предъявлению паспорта.

Унифицировать и упростить налоговые режимы для малого бизнеса: отказаться от системы «индивидуальных предпринимателей», ввести для малых предприятий единый налоговый режим – ЕНВД. Расширить перечень видов деятельности ЕНВД, приведенный в гл.26.3 НК РФ (сейчас хозяйствующие субъекты производственной, инновационной и социальной сферы не подпадают под него).

Создать муниципальным властям налоговые стимулы для развития малого бизнеса: 75% годового прироста налоговых платежей от малого бизнеса и 50% годового прироста сборов НДФЛ должны оставаться в местных бюджетах.

Предложения по отдельным налогам

НДС

Для упрощения расчета и сохранения доходов бюджета на прежнем уровне

Отменить обложение НДС авансовых платежей (поправки в главу 21 НК РФ)

Для внедрения электронного оборота счетов-фактур

Предусмотреть для налогоплательщиков право на применение вычета НДС в том налоговом периоде, к которому относится период приобретения товара, независимо от даты выставления счета-фактуры (поправки в главу 21 НК РФ).

Налог на прибыль

Для повышения конкурентоспособности РФ по сравнению с другими юрисдикциями

Расширить, приведя к общемировым стандартам, список затрат, которые могут быть вычтены из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Для снижения административных издержек бизнеса

Сблизить системы налогового и бухгалтерского учета с целью последующей  отмены последнего (поправки в главу 25 НК РФ).

Для создания условий активного использования заемных и кредитных средств

Пересмотреть существующий подход к определению размера процентов за пользование заемными и кредитными ресурсами по контролируемой задолженности. Исключить ситуацию, когда в состав «контролируемой задолженности» относятся кредиты, полученные заемщиками от не взаимозависимых банков на рыночных условиях(поправки в главу 25 НК РФ).

Налог на имущество физических лиц

Для увеличения доходной части местных бюджетов

Внедрить систему налогообложения недвижимости физических лиц (внеся в НК РФ соответствующую новую главу).

Налог на имущество организаций

Для повышения эффективности использования объектов недвижимости организациями

Перейти к налогообложению недвижимости организаций (поправки в главу 30 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц

Для повышения справедливости налогообложения доходов физических лиц

Ввести стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода в размере стоимости потребительской корзины с одновременной отменой иных стандартных вычетов (поправки в главу 23 НК РФ).

Патентная система

Для популяризации патентной системы среди индивидуальных предпринимателей

Ввести дифференциацию стоимости патента в зависимости от размера муниципального образования (поправки в главу 26.5 НК РФ).

Чтобы изменить юридическую ответственность в налоговой сфере

Повысить планку крупного и особо крупного размера ущерба

Следовало бы повысить суммовой порог неуплаченных налогов, которые квалифицируются в Уголовном кодексе РФ как крупный и особо крупный размер (статьи 198 и 199). Без особого риска для законности они могут быть повышены, как минимум, в 1,5 раза: для физических лиц с 600 до 900 тысяч рублей (крупный размер) и с 3 до 4,5 млн. рублей (особо крупный размер). Для организаций, соответственно, 3 миллиона (вместо 2 миллионов) и 15 миллионов (вместо 10 миллионов). Это позволит сфокусировать внимание правоохранителей на действительно общественно опасных деяниях, представляющих опасность для бюджетной системы. 

Пересмотреть подход к участию налоговых органов в расследовании уголовных преступлении

Обсуждаемые в Государственной Думе поправки в статью 140 УПК РФ возвращают полиции право возбуждать уголовные дела по налоговым составам независимо от наличия решения налогового органа. Но, признавая справедливость такой меры, следует признать и необходимость получать в ходе расследования официальную позицию государства на предмет того, был ли факт неуплаты налога. Очевидно, что таким «официальным заявлением» может быть только позиция налогового органа, которую он может сформулировать по итогам проверки налогоплательщика.

Поэтому в НК РФ следует ввести понятие «следственная выездная налоговая проверка», которая будет проводиться налоговыми органами в рамках возбужденного уголовного дела. Эта проверка по своим целям, задачам и методике должна быть схожа с выездной налоговой проверкой, однако отличаться от нее по основаниям назначения (при наличии уголовного дела) и по срокам проведения (не более 2-х месяцев, без продления и приостановления).   

Отменить ответственность налоговых агентов за невыполнение ими своих обязанностей, если они добровольно (до обнаружения налоговыми органами) исправили свои ошибки

Соответствующие поправки в статью 123 НК РФ позволят создать условия для добровольного исправления налоговыми агентами своих ошибок. 

***

Ситуация с наполнением бюджета сегодня очень сложная. Глава Минфина Антон Силуанов недавно заявил, что будет выступать против любых новых налоговых льгот. Но тут уж властям придется выбирать – или выбирать все до копейки сегодня, или все-таки оставить экономике (в первую очередь – промышленности) шанс на развитие завтра.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

5
  • Целестина

    Цитата:
    "Для упрощения расчета и сохранения доходов бюджета на прежнем уровне Отменить обложение НДС авансовых платежей (поправки в главу 21 НК РФ) "


    Двумя руками голосую За! Сначала платим НДС с авансов, потом возмещаем - круговорот воды в природе. Только суета лишняя.


    Цитата:
    "Предусмотреть для налогоплательщиков право на применение вычета НДС в том налоговом периоде, к которому относится период приобретения товара, независимо от даты выставления счета-фактуры (поправки в главу 21 НК РФ). "


    Это несущественно, так как обычно даты обычно совпадают

  • Целестина

    Цитата:
    "Для повышения справедливости налогообложения доходов физических лиц Ввести стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода в размере стоимости потребительской корзины с одновременной отменой иных стандартных вычетов (поправки в главу 23 НК РФ). "


    Еще справедливей - если вычет будет даваться не на одну потребительскую корзину, а на несколько (с учетом иждивенцев). Но это только мечты. Несбыточные)))

  • Над. К

    Цитата:
    " Да, в Европе НДС. " Там нет такого безумия с администрированием. Проблема не в наличии НДС у нас в стране, а в том, с какими сложностями сталкиваются налогоплательщики при его вычете и возмещении. И в количестве бумаг.