Источник: Журнал "Налоговая проверка"
Какие ошибки делают плательщики налогов и сборов при оформлении платежек на их уплату? Как избежать этих ошибок? К чему они могут привести? Каковы перспективы упрощения порядка заполнения платежек на уплату налогов и сборов? Ответы на эти вопросы вы найдете в предложенном материале.
Какие ошибки делают плательщики налогов и сборов при оформлении платежек?
Процесс уплаты налогов и сборов состоит из двух равноценных этапов: исчисление налогов и перечисление их в бюджет. На практике бухгалтеры в основное внимание уделяют первому этапу – исчислению налогов и сборов. При этом не всегда должное внимание уделяется непосредственно перечислению налогов и сборов в бюджет, а зря. Ошибки в платежных документах на уплату налогов и сборов ведут к тому, что налоги остаются неуплаченными со всеми вытекающими из этого последствиями, которые могут быть самыми серьезными, включая применение мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.
Обратите внимание:
Поручение на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н.
Какие ошибки наиболее часто делают налогоплательщики и налоговые агенты при перечислении налогов и сборов в бюджет? В 2013 году к ним относились :
- ошибки при указании кодов бюджетной классификации (КБК). При заполнении этого поля платежного поручения разброс ошибок поражает воображение: вообще не указывают КБК, указывают неверный КБК, часто указывают отмененные КБК, особенно по НДФЛ и налогам, уплачиваемым по спецрежимам;
- ошибки при перечислении страховых взносов, не администрируемых налоговыми органами, – страховые взносы перечисляют в налоговый орган с указанием КБК налогового органа;
- ошибки при заполнении реквизитов получателя. Либо совсем не указывают ИНН и КПП получателя, либо указывают неверные реквизиты, а также встречаются случаи указания неверного расчетного счета УФК.
К сведению:
Сравнительная таблица изменений, внесенных Приказом Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н, с положениями Приказа Минфина РФ от 24.11.2004 № 106н «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» размещена на официальном сайте Межрегионального операционного УФК moufk.roskazna.ru в разделе «Информация для клиентов / Администрирование доходов бюджета» (Письмо Федерального казначейства от 13.12.2013 № 95-09-11/01-1408 «Об изменении правил заполнения платежных документов»).
В январе 2014 года виды ошибок в платежных поручениях изменились. В основном они связаны с неверным указанием ОКТМО:
- указан ОКТМО с тремя прочерками в конце;
- указан ОКТМО, состоящий из различного количества знаков, – 5 или 9;
- указан неверный код ОКТМО, в том числе другого региона;
- поле с ОКТМО вообще не заполнено.
Проблема состоит еще и в том, что неверное указание КБК, ОКТМО
и других обязательных реквизитов – это не единичные случаи. Есть налогоплательщики, которые отправляют по неправильным реквизитам платежи в течение длительного срока, пока ошибка не будет выявлена. Например, пока не будет выставлено требование об уплате налога на расчетный счет.
Как избежать ошибок в платежках?
Проанализируем приведенные ошибки.
1. Большое количество платежных документов поступает от налогоплательщиков, которые при перечислении страховых взносов, администрируемых ПФР, указывают в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ в полях «ИНН/КПП получателя» реквизиты налоговых органов. Напомним, что с 1 января 2013 года полномочия главного администратора доходов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, ранее администрируемые налоговыми органами (за расчетные периоды до 1 января 2010 года), переданы ПФР. В связи с этим при заполнении распоряжений о переводе денежных средств на перечисление названных страховых взносов следует указывать код главы администратора доходов бюджета «392», а в реквизитах получателя – ИНН и КПП отделения ПФР по своему региону.
2. В распоряжениях о переводе денежных средств указывают недействующие с 01.01.2012 КБК по НДФЛ. В данном случае необходимо уточнить КБК по НДФЛ, действующий в настоящее время.
3. В распоряжениях о переводе денежных средств указывают неверные ИНН и КПП инспекции налоговой службы получателя. Верные значения необходимо уточнить в налоговом органе по месту регистрации.
4. Налогоплательщики делают ошибки при перечислениях за обособленные подразделения или объекты налогообложения, стоящие на учете в других налоговых инспекциях: вместо КПП инспекции получателя платежа неверно указывают КПП подразделения, за которые производится оплата.
Многие ошибки связаны с неверным указанием КБК. Отметим, что платежное поручение составляется только по одному коду (Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания)).
Повышенное внимание к КБК обусловлено тем, что учет поступлений ведется органами Федерального казначейства по КБК, указанным в реквизите «104» расчетных документов с учетом соответствия кода главы главного администратора доходов бюджета или главного администратора источников финансирования дефицита бюджетов КБК поступления в бюджет, администрируемому главным администратором поступлений в бюджет согласно законодательству РФ (законодательству субъекта РФ, правовым актам представительных органов местного самоуправления) (Приказ Минфина РФ от 18.12.2013 № 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»).
Конечно, КБК меняются ежегодно, но обновляются далеко не все из них. Минфином были утверждены КБК на 2014 год. Приказами ФНС РФ от 27.12.2013 № ММВ-7-1/652@, № ММВ-7-1/653@ и № ММВ-7-1/651@ внесены изменения в приказы ФНС РФ от 27.12.2012 № ММВ-7-1/1005@, № ММВ-7-1/1004@ и № ММВ-7-1/1013@ соответственно. В новой редакции, в частности, приведены приложения, в которых указаны коды бюджетной классификации источников доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.
Обратите внимание:
В случае неправильного указания КБК в расчетном документе платеж относится в разряд невыясненных и требует дальнейшего уточнения.
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 16.12.2013 № 121н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н» администрирование задолженности и перерасчетов по отмененным сборам и иным обязательным платежам осуществляется с применением кода подвида доходов бюджета «1000» – сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному).
В связи с этим из приложения 11 к Указаниям по отмененным сборам и иным обязательным платежам исключены КБК с подвидами доходов «2000», «3000», «4000» и «5000».
Денежные средства, перечисляемые налогоплательщиками по исключенным КБК в уплату пеней или штрафов, то есть с указанием подвида дохода «2000» или «3000», относятся органами Федерального казначейства к разряду невыясненных поступлений.
В целях урегулирования состояния расчетов с бюджетом налогоплательщиков налоговым органам следует уточнять такие платежи на код подвида дохода «1000».
При этом в карточках «Расчеты с бюджетом» налогоплательщиков исполненные УФК расчетные документы отражаются в соответствии с типом платежа, а не с кодом подвида «доход» (Письмо ФНС РФ от 18.02.2014 № ЗН-4-1/2753 «О невыясненных поступлениях»).
Процесс изменения КБК непрерывный. Например, на момент подготовки данного материала на регистрации в Минюсте находился Приказ Минфина РФ от 20.02.2014 № 11н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н».
Соответственно, обязательно нужно уточнять КБК на новый календарный год и в течение налогового периода.
С 1 января 2014 года в платежных документах на уплату налогов и налоговых декларациях вместо ОКАТО необходимо указывать ОКТМО.
В реквизите «105» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение кода, присвоенного территории муниципального образования (межселенной территории) или населенного пункта, входящего в состав муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (ОКТМО). При этом указывается код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора и иного платежа. При уплате налогового платежа на основании налоговой декларации (расчета) в реквизите «105» указывается код ОКТМО в соответствии с налоговой декларацией (расчетом).
Максимальное количество символов в поле 105 – 11. ОКТМО максимально может состоять из 11 знаков: 1 – 8-й знаки идентифицируют муниципальные образования, в состав которых входят населенные пункты, 9 – 11-й знаки – населенные пункты. Это означает, что для муниципальных образований коды ОКТМО состоят из 8 знаков, а для населенных пунктов – из 11 знаков.
Если ОКТМО состоит из 8 знаков, никаких добавочных нулей или прочерков ставить не нужно.
Минфин пытался предотвратить поток ошибок в платежных документах на уплату налогов при введении ОКТМО. Для этого было предложено составить таблицу соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО (письма Минфина РФ от 25.04.2013 № 02-04-05/14508, от 14.05.2013 № 21-03-05/16793). Данная задача была реализована – сводная таблица соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО Российской Федерации размещена на сайте Минфина по адресу http://www.minfin.ru/ru/ismf/eiasmfrf/.
Кроме того, на официальном сайте ФНС размещен электронный сервис «Узнай ОКТМО». Сервис позволяет определить код ОКТМО по коду ОКАТО, по наименованию муниципального образования, а также посредством справочника «Федеральная информационная адресная система (ФИАС)».
Поисковая система настроена следующим образом.
Если налогоплательщик знает код ОКАТО, который он использовал в 2013 году для заполнения налоговой отчетности, платежных и других документов, то этот код необходимо ввести в строке сервиса «ОКАТО» и нажать кнопку «Найти». В результате система поиска выдаст информацию о соответствующем коде ОКТМО.
Если налогоплательщик не знает код ОКАТО, то он может осуществить поиск по наименованию муниципального образования или населенного пункта. Для этого необходимо выбрать на сервисе нужный субъект в строке «Субъект Российской Федерации», ввести наименование муниципального образования или населенного пункта в строку «Муниципальное образование».
Если налогоплательщику не удалось найти информацию о коде ОКТМО с помощью поиска через код ОКАТО или наименование муниципального образования (населенного пункта), то он может воспользоваться справочником Федеральной информационной адресной системы (ФИАС) и определить код ОКТМО по адресу своего места жительства (местонахождения имущества, земельного участка). Для этого необходимо перейти в справочник по ссылке «Федеральная информационная адресная система», размещенной на сервисе, и в строке быстрого поиска ввести адрес в следующем порядке: улица, населенный пункт, город, регион.
Если и в этом случае информация не найдена, то следует воспользоваться расширенным поиском по справочнику ФИАС. Для этого нужно ввести информацию в предлагаемой последовательности (наименование региона, округа, района, города и т. д.).
Таким образом, необходимо уточнять ОКТМО для конкретного налогоплательщика и указывать его в платежных документах на уплату налогов и в налоговых декларациях.
К чему приводят ошибки в платежках на уплату налогов?
Ошибки в платежных документах на уплату налогов и сборов приводят к тому, что платеж не попадает туда, куда его направлял налогоплательщик.
Как неоднократно заявляли представители Минфина и ФНС, неверное указание, а порой и пропуск обязательных реквизитов получателя при заполнении платежных документов приводят к тому, что органы Федерального казначейства относят поступления по таким документам к разряду невыясненных. Правильное заполнение обеспечивает своевременное отражение поступлений в карточках расчетов с бюджетом по налогам, а также предотвращает необоснованное применение мер принудительного взыскания недоимки (как налога, так и пени). Налогоплательщики при перечислении налогов и сборов должны указывать актуальные, то есть действующие, платежные реквизиты КБК, ОКТМО и ИНН, КПП инспекций получателей платежей.
С 11 марта 2014 года действует Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный Приказом Минфина РФ от 18.12.2013 № 125н (далее – Порядок). Данный документ применяется при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с 2014 года. В соответствии с Порядком орган Федерального казначейства учитывает следующие виды платежей, перечисленные на счет органа Федерального казначейства, как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет:
– подлежащие в соответствии с бюджетным законодательством РФ зачислению на другие счета органа Федерального казначейства;
– ошибочно перечисленные плательщиками на счет органа Федерального казначейства, предназначенные для уплаты на счет другого органа этого казначейства;
– по которым отсутствуют расчетные документы (неполный объем расчетных документов банка, платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений). При поступлении из банка недостающих расчетных документов к выписке по счету органа Федерального казначейства соответствующие поступления отражаются по уточненному КБК на основании справки данного органа.
Поступления по расчетным документам, в которых не указаны значения «ИНН» и (или) «КПП» получателя, и (или) КБК, и (или) код ОКТМО муниципального образования (межселенной территории, населенного пункта) (по поступлениям, полностью или частично зачисляемым в местный бюджет), либо в которых данные значения не соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ и (или) субъектов РФ, и (или) муниципальными правовыми актами, либо отсутствует законодательно установленный норматив отчислений поступившего платежа, относятся органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям в соответствии с положениями п. 15 Порядка.
Согласно п. 15 Порядка суммы невыясненных поступлений учитываются:
а) по КБК невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет:
– если в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя не указаны значения ИНН и КПП или указаны значения ИНН и КПП несуществующего получателя – администратора поступлений в бюджет (абз. 2 пп. «а»);
– если в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя указаны ИНН и КПП администратора поступлений в бюджет – органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, органа местной администрации, ЦБ РФ, казенного учреждения, осуществляющих администрирование доходов федерального бюджета, либо если в реквизите «104» расчетного документа указан администрируемый данными органами вид дохода, либо код главного администратора поступлений в федеральный бюджет (за исключением кодов главных администраторов поступлений в бюджет, являющихся органами управления государственными внебюджетными фондами) (абз. 3 пп. «а»);
– если в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя указано значение ИНН и КПП администратора поступлений в местный бюджет (при отсутствии кода ОКТМО муниципального образования (межселенной территории, населенного пункта), а также при наличии несуществующего кода ОКТМО муниципального образования (межселенной территории, населенного пункта) (абз. 4 пп. «а»);
– если у администратора поступлений в бюджет – органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, органа местной администрации, ЦБ РФ, казенного учреждения, осуществляющих администрирование доходов федерального бюджета, отсутствуют полномочия по администрированию поступившего платежа либо не открыт соответствующий лицевой счет, предназначенный для отражения операций по администрированию доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета (абз. 5 пп. «а»);
– если отсутствует законодательно установленный норматив отчислений поступившего платежа, в том числе по платежам, подлежащим отнесению к невыясненным поступлениям, зачисляемым в бюджет государственного внебюджетного фонда (бюджет субъекта РФ, местный бюджет) (абз. 6 пп. «а»);
б) по КБК невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджеты государственных внебюджетных фондов:
– если в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя указано значение ИНН и КПП администратора поступлений в бюджет – органа управления государственным внебюджетным фондом, за исключением случаев, предусмотренных абз. 3 пп. «а» настоящего пункта;
– если у администратора поступлений в бюджет – органа управления государственным внебюджетным фондом, за исключением случаев, предусмотренных абз. 6 пп. «а» настоящего пункта, отсутствуют полномочия по администрированию поступившего платежа либо ему не открыт соответствующий лицевой счет администратора поступлений в бюджет;
в) по КБК невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ:
– если в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя указано значение ИНН и КПП администратора поступлений в бюджет – органа государственной власти (государственного органа) субъекта РФ или находящегося в его ведении казенного учреждения, за исключением случаев, предусмотренных абз. 3 пп. «а» настоящего пункта;
– если у администратора поступлений в бюджет – органа государственной власти (государственного органа) субъекта РФ или находящегося в его ведении казенного учреждения, за исключением случаев, предусмотренных абз. 5 и 6 пп. «а» настоящего пункта, отсутствуют полномочия по администрированию поступившего платежа либо ему не открыт соответствующий лицевой счет администратора поступлений в бюджет;
г) по КБК невыясненных поступлений, зачисляемых в местные бюджеты:
– если в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя указано значение ИНН и КПП администратора поступлений в бюджет – органа местного самоуправления или находящегося в его ведении казенного учреждения (за исключением случаев, предусмотренных абз. 3 и 4 пп. «а» настоящего пункта) и при наличии кода ОКТМО муниципального образования (межселенной территории, населенного пункта);
– если у администратора поступлений в бюджет – органа местного самоуправления или находящегося в его ведении казенного учреждения (за исключением случаев, предусмотренных абз. 5 и 6 пп. «а» настоящего пункта) отсутствуют полномочия по администрированию поступившего платежа, либо не открыт соответствующий лицевой счет администратора поступлений в бюджет.
В случае невозможности однозначного отнесения невыясненных поступлений к невыясненным поступлениям, зачисляемым в бюджет государственного внебюджетного фонда (бюджет субъекта РФ, местный бюджет), с учетом значения кода вида дохода, указанного в реквизите «104» расчетного документа, поступления учитываются по коду бюджетной классификации невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет.
На сегодняшний день наблюдается рост числа невыясненных платежей, что становится огромной проблемой не только для налогоплательщиков, но и для Федерального казначейства. На данный момент окончательного решения по рассмотренной проблеме нет.
За неверным указанием обязательных реквизитов следует процедура уточнения платежа – потеря времени, заполнение уточняющих документов, создание возможности для начисления пеней и штрафов.
Каковы перспективы упрощения порядка заполнения платежек на уплату налогов и сборов?
Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование налогового администрирования».
В соответствии с п. 8 разд. I «Сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности налогоплательщиком» предполагается сокращение количества обязательных для заполнения реквизитов платежного поручения для перечисления налогов и сборов. Для этого планируется провести анализ и инвентаризацию обязательных реквизитов платежного поручения для перечисления налогов и сборов (в том числе вида платежа, типа, периода оплаты, очередности платежа, статуса плательщика) в целях сокращения и исключения избыточной информации и уменьшения количества ошибок при перечислении налоговых отчислений. Затем планируется внедрение предложений и рекомендаций, выработанных по итогам проведенного анализа. Исполнителем по этому пункту является Минфин с участием ЦБ РФ. Срок – сентябрь 2014 года.
Остается надеяться, что по результатам проведенной работы действительно уменьшится количество обязательных для заполнения реквизитов, а не наоборот.
При этом, решив проблемы с заменой ОКАТО на ОКТМО, бухгалтеры сталкиваются с новой проблемой – заполнение кода «УИН». Федеральная налоговая служба дала следующие разъяснения по вопросу применения уникального идентификатора начисления для целей уплаты налогов и сборов .
При заполнении платежного поручения на уплату налогов и сборов необходимо заполнить все реквизиты. Форма и реквизитный состав распоряжения соответствуют платежному поручению, приведенному в приложении 2 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».
Для плательщиков налоговых платежей, администраторов доходов бюджетов, всех иных составителей распоряжений предусмотрено указание УИН в распоряжении. До 31.03.2014 он указывался в реквизите «Назначение платежа», с 31.03.2014 – в реквизите распоряжения «Код». При невозможности указать конкретное значение УИН в реквизите «Код» проставляется ноль.
В каких случаях указывается значение УИН «0»?
Согласно разъяснениям налоговиков, при перечислении налогов (сборов), исчисленных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями самостоятельно на основании налоговых деклараций (расчетов), идентификатором начислений является КБК, который отражается в поле 104 платежного поручения. УИН при уплате налоговых платежей такими налогоплательщиками не формируется.
Соответственно, в платежном поручении указывается:
– до 31.03.2014 в реквизите «Назначение платежа» (поле 24) – «УИН0///». После информации об УИН, который принимает нулевое значение (УИН0), ставится разделительный знак «///». После разделительного знака налогоплательщик может указать дополнительную информацию, необходимую для идентификации назначения платежа;
– с 31.03.2014 в реквизите «Код» (поле 22) – «0».
Подведем итоги. Основные ошибки при заполнении платежек на уплату налогов и сборов связаны с неверно указанным КБК, ИНН, КПП получателя и перечислением страховых взносов в налоговые органы вместо ПФР. В 2014 году к этим ошибкам прибавились ошибки в указании ОКТМО. Чтобы избежать ошибок в платежках на уплату налогов необходимо отслеживать изменения в КБК и уточнять ОКТМО для конкретного налогоплательщика.
Ошибки в платежных документах на уплату налогов и сборов приводят к тому, что платежи относят к разряду невыясненных поступлений, в итоге налог считается неуплаченным. Чтобы не делать ошибок при заполнении платежек на уплату налогов и страховых взносов можно воспользоваться информацией, размещенной на официальных сайтах ФНС, ПФР и ФСС.
Комментарии
6Цитата:
"Денежные средства, перечисляемые налогоплательщиками по исключенным КБК в уплату пеней или штрафов, то есть с указанием подвида дохода «2000» или «3000», относятся органами Федерального казначейства к разряду невыясненных поступлений.
В целях урегулирования состояния расчетов с бюджетом налогоплательщиков налоговым органам следует уточнять такие платежи на код подвида дохода «1000». "
Чего-то я запутался.
На днях нужно будет перечислить пени по УСН.
Что ставить: 1000 или 2000?