Зарплата

Если работник всегда в разъездах

Практически в каждом учреждении есть сотрудники, которые основную часть своего рабочего времени проводят в разъездах, – это не только водители, но и, например, инспекторы контролирующих органов, которые выезжают в другие организации для проведения контрольно-надзорных мероприятий. В чем особенность такого режима работы? Нужно ли оформлять командировки для кратковременных разъездов по городу? Какие гарантии и компенсации полагаются в связи с таким режимом работы?

Источник: Журнал "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения"

Практически в каждом учреждении есть сотрудники, которые основную часть своего рабочего времени проводят в разъездах, – это не только водители, но и, например, инспекторы контролирующих органов, которые выезжают в другие организации для проведения контрольно-надзорных мероприятий. В чем особенность такого режима работы? Нужно ли оформлять командировки для кратковременных разъездов по городу? Какие гарантии и компенсации полагаются в связи с таким режимом работы? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответы, прочитав статью.

Виды разъездной работы

В статье 168.1 ТК РФвыделены виды работы, при которых сотрудники постоянно не находятся на своих рабочих местах, а вынуждены перемещаться, в частности:

  • работа в полевых условиях;
  • работа в экспедиционных условиях;
  • работа в пути;
  • работа разъездного характера.

К сожалению, сам Трудовой кодекс никак не определяет данные виды работ, поэтому придется обратиться к иным нормативным актам. Так, в силу ранее действующего Положения о выплате полевого довольствия работникам геологоразведочных и топографо-геодезических предприятий, организаций и учреждений Российской Федерации, занятым на геологоразведочных и топографо-геодезических работах , полевыми считаются особые условия производства геолого-разведочных и топографо-геодезических работ, связанные с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа.

Про экспедиционные работы можно узнать из гл. 41 ГК РФ, Федерального закона от 30.06.2003 №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 №554. Проанализировав данные нормативные акты, можно сказать, что к работам экспедиционного характера относится сопровождение груза к месту назначения.

Для определения понятия работы в пути обратимся к Постановлению Совмина РСФСР от 12.12.1978 №579 «Об утверждении перечней профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков», согласно которому это работа, выполняемая при движении транспортного средства. В силу названного постановления обычно работу в пути осуществляют кондукторы, водители, контролеры пассажирского транспорта, лоцманы и пр.

Характеристика работ разъездного характера приведена в приказах МЧС РФ от 10.01.2008 №3 и МВД РФ от 05.10.2006 №780 . В частности, разъездным считается режим работы, при котором работник осуществляет регулярные служебные поездки в пределах обслуживаемой территории (участков) при возможности ежедневного возвращения к месту жительства.

Отличие работ разъездного характера от командировки

Как видим, из определений видов разъездной работы четкие критерии отнесения к работе в пути или полевым работам выделить нельзя. И может получиться так, что одна и та же работа подпадет под несколько определений, например, работа водителя может быть в пути, носить разъездной или экспедиционный характер. Но это не страшно – главное не перепутать разъездную работу со служебными командировками.

Определение служебной командировки дано в ст. 166 ТК РФ – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Обращено внимание на то, что служебные поездки лиц, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Есть отдельное Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 №749. При этом ст. 167 ТК РФ командированному работнику гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, – по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), и иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Обратите внимание

Конкретные нормы возмещения командировочных расходов, установленные Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 №729 , распространяются только на работников бюджетных организаций. В коммерческих организациях расходы, связанные с командировкой, определяются коллективным договором или иным локальным актом организации.

Порядок оформления командировок установлен Положением об особенностях направления работников в служебные командировки и Постановлением №1 . Для этого работодатели используют:

  • приказ по унифицированной форме Т-9 (Т-9а);
  • служебное задание (унифицированная форма Т-10а);
  • командировочное удостоверение (Т-10).

То есть командировка носит эпизодический характер, а направление в служебные поездки осуществляется по мере необходимости, в то время как разъезды сотрудников выполняются регулярно и являются частью их трудовой функции.

К сведению

Не могут быть направлены в служебную командировку беременные женщины (ч. 1 ст. 259 ТК РФ), работники в период действия ученического договора (ст. 203 ТК РФ), лица в возрасте до 18 лет (ст. 268 ТК РФ), а направить в командировку работников, перечисленных в ч. 2 ст. 259, можно только с их письменного согласия.

Кроме этого, согласно ст. 57 ТК РФ условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, др.), должны в обязательном порядке включаться в трудовой договор с работником. То есть если работник будет постоянно находиться в пути, об этом обязательно нужно сделать оговорку в трудовом договоре. А вот с командировками все гораздо проще – законодатель не обязывает предусматривать возможность направления в такие служебные поездки в трудовом договоре.

Заметим, что работник с разъездным характером работы, как и другие сотрудники, может направляться в командировки. Например, Минфин в Письме от 01.06.2005 № 03-05-01-04/168 указал, что если поездки водителей не носят постоянного характера и в каждом случае осуществляются по отдельному распоряжению работодателя, то данные поездки следует рассматривать как служебные командировки. Однако в этом же письме ведомство обратило внимание на особенность междугородных перевозок: если водители грузовых автомобилей постоянно работают на регулярных междугородных перевозках, то данные поездки служебными командировками не признаются. Водителям грузовых автомобилей в таких случаях выплачивается надбавка к месячному должностному окладу (тарифной ставке) за сутки работы в пути.

Помните: если в трудовом договоре с водителем установлено, что служебные поездки осуществляются только по одному населенному пункту, то направление работника за его пределы будет служебной командировкой. Соответственно, работодателю необходимо будет оформить служебное задание, приказ и другие документы.

Оформляем документы  при разъездном характере работы

Первым делом следует сказать, что согласно требованиям ст. 168.1 ТК РФ перечень работ, профессий и должностей сотрудников, чья постоянная работа осуществляется в пути, имеет разъездной или экспедиционный характер, а также работающих в полевых условиях устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Мы рекомендуем делать это приказом, так как в коллективный договор изменения (в случае чего) внести гораздо сложнее.

Муниципальное казенное учреждение

«Хозяйственно-эксплуатационная служба

администрации сельского поселения Приполярный»

18.03.2014                                                                                                  п. Приполярный

Приказ № 23

об утверждении перечня должностей работников,

постоянная работа которых имеет разъездной характер

Руководствуясь ст. 168.1 ТК РФ,

ПРИКАЗЫВАЮ:

установить разъездной характер работы работникам, имеющим следующие должности:

– водитель;

– рабочий по обслуживанию зданий и сооружений.

Директор                      Парамонов                        И. П. Парамонов

Повторим, что в силу ст. 57 ТК РФ условие о разъездном характере работы должно быть указано в трудовом договоре. Если решение об установлении разъездного характера работы конкретному работнику будет принято в течение трудовой деятельности, необходимо заключить с ним об этом дополнительное соглашение к трудовому договору.

Помимо перечня должностей, профессий и работ лиц, чья постоянная работа осуществляется в пути, имеет разъездной или экспедиционный характер, рекомендуем разработать локальный нормативный акт, например Положение о разъездном характере работ, в котором прописать понятие этих работ, установить компенсационные выплаты, определить формы документов, которыми будут подтверждаться разъезды, а также порядок осуществления расчетов с сотрудником. Такое положение утверждается и вводится в действие приказом работодателя.

Поскольку документооборот при разъездном характере работ работодатель разрабатывает и утверждает самостоятельно, рекомендуем воспользоваться формами из Постановления №1, например, на основании командировочного удостоверения можно разработать маршрутный лист.

К сведению

Водителям выдается путевой лист, форма которого утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 №78 (в зависимости от типа автомобиля различаются формы). А организации автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта должны в работе использовать Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Путевые листы регистрируются в журнале, форма которого утверждена названным постановлением и хранится в организации не менее пяти лет.

Маршрутный или путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца, и сдается уполномоченному лицу (руководителю подразделения, работнику транспортного отдела, отдела кадров, бухгалтерии, секретарю и т. д.).

Вопрос о заполнении табеля учета рабочего времени в отношении лиц, работающих в пути или имеющих разъездной, экспедиционный характер работы, до сих пор остается открытым. Полагаем, что если работа носит разъездной характер и сотруднику установлена ежемесячная надбавка за него, в табеле рабочее время следует отмечать кодом «Я», так как сотрудник, находясь в разъездах, фактически находится на своем рабочем месте.

Компенсации за разъездной режим работы

На основании ст. 168.1 ТК РФ лицам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера работодатель возмещает связанные со служебными поездками:

  • расходы по проезду;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
  • иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Могут они устанавливаться и трудовым договором.

Определяя конкретные размеры доплат, обращайте внимание на действующие отраслевые соглашения и помните, что доплаты не могут быть ниже, чем сказано в нормативных актах. Например, в силу Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014 – 2016 годы за подвижной характер работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском, Приморском краях и в Амурской области производится доплата 40%, в других районах страны – 30% тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат. А в случаях, когда постоянная работа протекает в пути или носит разъездной характер и ее продолжительность составляет 12 дней и более в месяц, при этом работники имеют возможность ежедневно возвращаться к месту жительства, – до 20% тарифной ставки, должностного оклада, а при продолжительности работ менее 12 дней в месяц – до 15% тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат.

А вот в финансируемых из федерального бюджета подведомственных Росморречфлоту учреждениях в сфере внутреннего водного транспорта возмещение расходов береговым работникам, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков, а также выплата надбавок взамен суточных работникам плавсостава, привлекаемым с места постоянного жительства к месту отстоя судов для выполнения ремонтных работ, а также работ по обеспечению безопасного зимнего отстоя флота в случаях, когда они не имеют возможности возвращаться к месту постоянного жительства, производится в размере не менее суточных командировочных расходов (Отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2013 – 2016 годы, утвержденное Профсоюзом работников водного транспорта РФ, Росморречфлотом 04.07.2013).

В организациях, которые не приняли участие в подписании каких-либо соглашений и не присоединились к ним либо на которые не распространяют свое действие нормативные правовые акты РФ или субъектов РФ, надбавки устанавливает работодатель.

В заключение

Подводя итог, заметим, что сотрудники, чья постоянная работа осуществляется в пути, имеет разъездной или экспедиционный характер, в полевых условиях, выполняют свои обязанности в особых условиях. За это трудовым законодательством им предусмотрены определенные надбавки и компенсации. А вот для установления конкретных размеров компенсаций, перечня должностей работников с таким режимом работы и форм документов, позволяющих вести учет поездок сотрудников, работодатель разрабатывает отдельное Положение самостоятельно с учетом действующих нормативных актов и отраслевых соглашений.

  1. Утверждено Постановлением Минтруда РФ от 15.07.1994 № 56.
  2. «Об организации служебных командировок военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России и сотрудников Государственной противопожарной службы в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
  3. «Об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации».
  4. «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».
  5. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
  6. Утверждено Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» 12.11.2013.

Комментарии

2
  • Первознаменный

    Olaf, Вы писали:
    "Зачем это коммерческим предприятиям? Чтобы обосновать выплату 1200 рублей компенсации за использование личного авто?" При чем здесь личное авто?

    Было бы отлично приложить образец (хотя бы примерный) маршрутного листа водителя.