Налог на прибыль

Виртуальный магазин требует реального учета

Сегодня широкое распространение получила торговля через интернет-магазины. Но руководство порой не задумывается о нюансах учета такой деятельности – разбираться со всем приходится бухгалтеру.
К. Л. Рябцев, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Сегодня широкое распространение получила торговля через интернет-магазины. Но руководство порой не задумывается о нюансах учета такой деятельности – разбираться со всем приходится бухгалтеру.

Доставлен лично – оплачен наличными

Особенность  интернет-магазинов – это отсутствие личного контакта между продавцом и покупателем. В связи с этим возникает ряд сложностей, в том числе и с порядком оплаты  покупки. Расплатиться можно несколькими способами: наличным платежом, банковским или почтовым переводом, с помощью пластиковой карты или электронных денег одной из платежных систем Интернета.

При оплате наличными, в соответствии с Законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, продавец обязан применять контрольно-кассовую технику. Это означает, что курьер, доставляющий товар покупателю и принимающий от него деньги, обязан выдать  кассовый чек (статья 5 Закона № 54-ФЗ). Естественно, для этого у доставщика должен быть кассовый аппарат, но на практике ситуация, как правило, выглядит следующим образом. Кассовый чек бухгалтер пробивает в офисе фирмы и передает курьеру вместе с товаром, поскольку переносных ККМ организация не имеет. Формально до момента передачи документов в бухгалтерию по кассе получается недостача. Однако штрафных санкций за это не предусмотрено. Выручка от продажи товара в соответствии с пунктом 12 ПБУ 9/99 будет отражена в день передачи товара покупателю. Привлечь продавца к ответственности за неприменение ККТ нельзя: обязанность выдать кассовый чек он выполнил.

Решить проблему, связанную с получением наличных денег в счет оплаты товара, с помощью бланков строгой отчетности не удастся. Для данных ситуаций такая возможность законодательно не предусмотрена, говорят эксперты журнала «Московский бухгалтер».

Когда предпочесть безналичные расчеты

В виртуальном магазине могут обслуживаться покупатели из другого города. Документы на передачу товара доставит собственная курьерская служба или сторонняя компания, которой это поручено. При этом чека контрольно-кассовой машины продавца, скорее всего не будет. Обычно для подобных случаев предусмотрена предварительная оплата через банк или почтовым переводом. В такой ситуации продавец после оформления заказа направляет покупателю счет, в котором указаны стоимость товара и реквизиты для перечисления денег.

Также расчет может быть произведен в тот момент, когда покупка уже доставлена получателю, то есть наложенным платежом. Пересылку осуществляет Федеральная почтовая служба, заказ покупателю вручают  в местном отделении связи. При этом стоимость товара будет увеличена на сумму, начисленную почтовым ведомством за пересылку, и страховой сбор, внесенный отправителем. Рассчитываясь наложенным платежом, покупатель оплачивает на почте товар и почтовый сбор уже при получении посылки. Факт оплаты подтвердит квитанция отделения связи или чек ККТ отделения связи, который выдается покупателю в момент проведения денежных расчетов. 

Для расчетов с использованием пластиковых карт виртуальный магазин следует зарегистрировать в платежной системе. Также надо заключить договор с банком  на интернет-эквайринг. Эта услуга позволит принимать к оплате пластиковые карты различных платежных систем.

При подобном виде расчетов данные о карте и затребованной сумме передаются банку, выдавшему карту своему клиенту. После этого проходит авторизация платежа - это разрешение, которое дает кредитная организация на проведение операции с использованием карты. Платежный сервер снимает средства со счета владельца карты и передает информацию о результате авторизации продавцу. Далее магазин получает из системы интернет-платежей положительный результат авторизации с номером заказа владельца пластиковой карты. Это и будет основанием для отпуска товара – с момента авторизации обязанность покупателя по оплате товара выполнена. В бухгалтерском учете интернет-магазина нужно отразить кредиторскую задолженность перед покупателем.

Имейте в виду, на данном этапе деньги с пластиковой карты покупателя зачислят на специально открытый в расчетном банке счет, то есть сразу к продавцу они не попадают. Только потом расчетный банк перечисляет средства интернет-магазину. В договоре на интернет-эквайринг можно оговорить, что суммы будут переведены на расчетный счет продавца в течение нескольких банковских дней.

На основании отчета расчетного банка о снятии денег со счета покупателя сумму предварительной оплаты бухгалтер отражает по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетом 57 «Переводы в пути». Как правило, банк переводит средства за вычетом своей комиссии. Ее размер определяется  договором интернет-эквайринга. В магазине эти расходы относятся к операционным (п. 11 ПБУ 10/99) и отражаются по дебету счета 91 «Прочие расходы».

Пример

ООО «Марет» торгует телефонами через виртуальный магазин. Покупатель 6 ноября 2005 года оформил заказ на покупку радиотелефона стоимостью 15 000 рублей, в том числе НДС 2 288 рублей. Товар был оплачен с помощью пластиковой карты покупателя. Договор купли-продажи заключен с обязательством доставки. Телефон передан покупателю 7 ноября 2005 года. На расчетный счет продавца оплата за товар поступила 8 ноября 2005 года. Вознаграждение банка за проведение платежей составляет 2 процента от суммы заказа. Себестоимость радиотелефона – 10 000 рублей.

Бухгалтер ООО «Марет» сделал следующие записи в учете:

6 ноября 2005 года:

Дебет 57   Кредит 62

– 15 000 рублей – получено подтверждение банка о перечислении покупателем денежных средств;

Дебет 62   Кредит 68

– 2 288 рублей – начислен НДС к уплате в бюджет с суммы авансового платежа.

7 ноября 2005 года:

Дебет 62   Кредит 90

– 15 000 рублей – отражена реализация товара;

Дебет 90-3   Кредит 68

– 2 288 рублей – начислен НДС с реализации товара;

Дебет 90-2   Кредит 41

– 10 000 рублей – списана себестоимость товара;

Дебет 68   Кредит 62

– 2 288 рублей – восстановлен НДС с суммы авансового платежа.

8 ноября 2005 года:

Дебет 51   Кредит 57

– 14 700 рублей – зачислены на расчетный счет продавца денежные средства, поступившие по пластиковой карте;

Дебет 60   Кредит 57

– 300 рублей – удержана комиссия банком;

Дебет 91-2   Кредит 60

– 300 рублей – признаны расходы по оплате вознаграждения банку.

Покупку можно оплатить и с помощью электронных денег. Речь в данном случае идет о расчетах с использованием одной из платежных систем. Чтобы стать участником расчетов, интернет-магазину и покупателю необходимо зарегистрироваться в системе. Для магазина эта услуга платная – вознаграждение за нее бухгалтер отражает по счету 44 «Расходы на продажу». Расчеты с администратором системы ведут с  использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Пример

Покупатель решил, что за товар, приобретаемый через интернет-магазин, ему удобно расплачиваться электронной наличностью. Он зарегистрировался в той же системе платежей, с которой работает интернет-магазин. 10 ноября 2005 года он заплатил за радиотелефон 10 000 рублей (НДС – 0%). В этот же день на расчетный счет ООО «Марет» поступили денежные средства. За проведение операций по перечислению денег с магазина взимается плата в размере одного процента от стоимости покупки.

Бухгалтер ООО «Марет» сделал следующие записи в учете:

Дебет 62   Кредит 90

– 10 000 рублей – отражена реализация товара;

Дебет 51   Кредит 76

– 9 900 рублей – поступили денежные средства от администратора системы;

Дебет 60   Кредит 76

– 100 рублей – отражена сумма вознаграждения администратору;

Дебет 44   Кредит 60

– 100 рублей – признаны расходы по оплате вознаграждения администратору системы;

Дебет 76   Кредит 62

– 10 000 рублей – погашена задолженность.

Виртуальный формат возврата товаров

Продажа через Интернет предусматривает следующий порядок. Покупатель не видит «вживую» товары, он может ознакомиться только с их изображением, то есть с образцами. Правила такой торговли прописаны в постановлении правительства от 21 июля 1997 г. № 918. А порядок возврата товаров в розничной торговле регулирует гражданское законодательство и закон «О защите прав потребителей» (далее – Закон). Его новая редакция (Закон от 21 декабря 2004 г. № 171-ФЗ) дополнена статьей 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров». Она регламентирует деятельность интернет-магазинов.

Товар ненадлежащего качества покупатель вправе вернуть в течение семи дней, но при условии, что информация о порядке и сроках возврата была предоставлена покупателю в письменной форме в момент доставки. В ином случае срок отказа от товара увеличивается до трех месяцев.

В соответствии с пунктом 4 статьи 26.1 Закона желание покупателя вернуть покупку должно быть  удовлетворено, если сохранены ее товарный вид и потребительские свойства. Также при возврате  необходимо предъявить документ, подтверждающий факт и условия покупки: кассовый и товарный чеки.  В случае их отсутствия покупатель может ссылаться на другие доказательства приобретения товара, например, на свидетельские показания. Денежная сумма, уплаченная за товар, должна быть возвращена не позднее чем через десять дней с момента предъявления соответствующего требования. Последствия продажи товара ненадлежащего качества при виртуальной торговле регулируются теми же нормами, что и при реализации через обычный магазин (ст. 18–24 Закона).

Для налогового учета различий нет

Что касается вопросов налогообложения, то учет в интернет-магазине и  в обычной торговле не отличаются друг от друга. При необоснованном возврате передача товара от покупателя продавцу рассматривается как обратная реализация. Уплата НДС производится как при договоре купли-продажи. В соответствии с главой 30 Гражданского кодекса возврат товара по инициативе покупателя является обоснованным, если договор купли-продажи не соблюден по одной из следующих причин:

  • нарушено условие о количестве товара;
  • нарушено условие об ассортименте товара;
  • состоялась передача товара ненадлежащего качества;
  • произведена передача некомплектного товара;
  • имела место передача товара без тары или упаковки или в ненадлежащей таре и упаковке.

Начать дискуссию