Банковские карты – это удобно, современно, оперативно и надежно. Наличные деньги и переводы – вчерашний день и пережиток. За картами будущее, а наличка не сегодня так непременно завтра и вовсе потеряет всякую актуальность. По крайней мере, именно так заверяют нас финансовые аналитики и представители самих кредитных организаций. Законодательство о банках и банковской деятельности между строк говорит практически то же самое. Интересы клиента для кредитных организаций – в первую очередь, и даже при утрате банковской карты деньги с нее можно получить, особо не напрягаясь (смущает, правда, что процедура такого возврата у каждого банка своя собственная – но не суть).
По закону вроде бы все четко и ясно. На бумаге у них всегда все гладко. Но все кардинальным образом меняется, когда банковские служащие по тем или иным причинам начинают проявлять инициативу. Если же подобная инициатива выходит за пределы внутрибанковского распорядка работы с клиентами и сотрудники банков стараются разрешить ваши проблемы в тесном сотрудничестве с органами государственной власти – пиши пропало. Банки + чиновники – смесь термоядерная.
Недавно (несколько месяцев назад) потребовалось снять деньги с карты, оформленной в Сбербанке на ребенка-инвалида. Здесь надо отметить, что оформление данной карты было буквально навязано собесом – мол, опекуны в настоящее время могут испытывать значительные трудности с получением денег, поступающих на счет родственников-инвалидов, и мы рекомендовали бы вам (прозвучало как угроза) оформить карту в следующих банках. Список аккредитованных контор прилагался. Но это все мелочи. До недавнего времени все шло нормально и никаких проблем не возникало.
А тут БАЦ! – и банкомат зажевал карту. Подождав несколько минут (сам банк открывался через два часа), мною было принято решение (глупое, чрезвычайно глупое решение) позвонить и заблокировать несчастную карту. Карту благополучно заблокировали, о чем незамедлительно сообщили по телефону.
Вечером, придя в отделение банка для снятия законно полагающихся денег, с удивлением для себя обнаружил, что деньги даже при предъявлении паспортов и свидетельства о том, что действительно являюсь опекуном, я получить не могу. Сотрудница так и заявила – деньги с заблокированных карт мы не выдаем и зря вы вообще ее заблокировали.
Вот не знаю, сколько там зарабатывают кассиры, но порядка 250 тысяч рублей, накопленных за год на карте, для многих людей являются порядочной суммой, оставлять которую в непонятной коробке на улице – верх легкомыслия.
К тому же я был крайне поражен тем фактом, что выдача денег с заблокированной карты невозможна. Почему-то всегда при упоминании карт у меня всплывала аналогия – де, деньги хранятся не на самой карте, а в амбаре, то есть на счете, а пластик – всего лишь ключ от этого самого амбара, дубликатов которому тьма. Ну, да ладно – финансовая безграмотность, знаете ли.
Выразив робкую надежду на возможность восстановления карты, или же ее закрытие с последующей выдачей денег снова был изумлен своим незнанием матчасти. Для получения денег карту необходимо сначала восстановить. А для восстановления, оказывается, требуется специальное решение органа опеки и попечительства! Поругавшись в банке со всеми, с кем только возможно, предпринял попытку обратиться по вышеозначенному адресу. Уж там-то, казалось, должны понять и пойти навстречу. Этих-то исключительно нужды беспомощных и беззащитных интересуют, а не какая-то там жажда легкой наживы и алчный расчет. Ну, я так думал.
Обратившись в отдел опеки по месту регистрации, был вынужден долго и подробно объяснять, почему это мне и в каком-таком состоянии взбрело в голову заблокировать фактически чужую (прям так и сказали – чужую!) карту и кто мне это вообще позволил. Затем они позвонили в банк, затем банк им перезвонил, затем все то же самое повторилось раз пять. В общем, прошел допрос чуть ли не на детекторе лжи, и мною был получен долгожданный ответ – согласие на восстановление карты они смогут дать только по решению специальной комиссии, соберут которую уже практически на неделе по предъявлении мной всех необходимых документов. Перечень документов прилагался.
Что именно они там решали на этой комиссии и почему по мою душу не был созван межрегиональный консилиум, неизвестно. Но через неделю мне позвонили и сказали, что я могу прийти за готовыми документами. Документы и впрямь оказались хороши – новенькие, чистенькие, видно, комиссия поработала на славу. Молодцы!
Правда, вот в банке оказались противоположного мнения.
Как выяснилось, комиссия что-то там напутала с номерами счетов, и восстановление карты опять зависло на неопределенный срок. Вот незадача-то.
Одно радовало – в опеке извинились и заявили о том, что больше они меня тревожить не будут, с банком урегулируют вопрос самостоятельно, и, как только все разрешится, из банка мне позвонят. Не прошло и двух недель – карту восстановили, но сказали, что деньги еще не перевели, и придется подождать. Подождать пришлось еще неделю. Такой вот неторопливый сервис. Такие вот интересные банкоматы. Все для людей.
Вот не хотелось бы ругать Сбербанк. Хочется верить, что это лишь частный случай. По крайней мере, собираюсь и дальше продолжать пользоваться их услугами. Но знаете...осадочек остался...
P.S. Спросите, почему написал сюда? Бухгалтер и Клерк читаю. Смысла жаловаться не увидел, но не рассказать не могу.
Комментарии
19Подобная ситуация могла быть в любом банке, не только в Сбере. Проблема не в банке, а в системе работы наших чиновников.
Карты это настоящее, а будущее это технология NFC, когда вы поднесли смартфон к другому смартфону или устройству и перечислили денежки.