Бюджетный учет

Списание казенным учреждением силовых структур автомобиля с учета

Любое имущество, в том числе автотранспортная техника, периодически подлежит списанию. Причины выбытия автомобиля с баланса учреждения могут быть разные: например, износ, утрата (хищение), безвозмездная передача. В статье мы рассмотрим порядок списания автомобиля и отражения данной операции в учете.

Источник: Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение"

Любое имущество, в том числе автотранспортная техника, периодически подлежит списанию. Причины выбытия автомобиля с баланса учреждения могут быть разные: например, износ, утрата (хищение), безвозмездная передача. В статье мы рассмотрим порядок списания автомобиля и отражения данной операции в учете.

Общие нормы по списанию имущества (автомобиля) с учета

В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ имущество казенного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Положение о списании федерального имущества утверждено Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834).

В соответствии с п. 3 Положения № 834 решение о списании федерального имущества принимается в случае, если данное имущество:

  • непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
  • выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

Федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание и недвижимого, и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых находятся (п. 4 Положения № 834). Общий Порядок согласования списания федерального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ № 96, Минфина РФ № 30н от 10.03.2011. На основании этого документа для согласования решения о списании федерального имущества руководитель учреждения должен направить в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого оно находится:

  • перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;
  • копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя учреждения) – если такая комиссия создается впервые либо в положение или в состав внесены изменения;
  • копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;
  • акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти.

Необходимо отметить, что соответствующие силовые структуры ведомственными приказами утверждают для подведомственных учреждений (территориальных органов):

  • порядок согласования решения о списании имущества;
  • перечень документов, необходимых для принятия этого решения;
  • порядок согласования актов о списании.

Например, для территориальных органов МВД действует Приказ МВД РФ от 18.10.2012 № 954, для учреждений в структуре МЧС – приказы МЧС РФ от 20.09.2011 № 524, от 07.02.2013 № 68, для учреждений в структуре ФСИН – Приказ ФСИН РФ от 12.04.2012 № 196. Так, для списания автомобиля с учета в учреждении ФСИН необходимо представить следующий пакет документов:

  • копию паспорта (формуляра) транспортного средства (при его отсутствии – материалы служебной проверки по факту утраты паспорта (формуляра) транспортного средства, справку о балансовой принадлежности, содержащую все необходимые сведения для идентификации имущества по наименованию, местонахождению, основаниям возникновения права);
  • технико-экономическое обоснование списания транспортного средства;
  • семь фотоснимков транспортного средства форматом 9 x 12 см (вид автомобиля спереди, сзади, справа, слева, двигатель, номер шасси (кузова, двигателя)).

При списании транспортных средств, получивших повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия, дополнительно к документам, названным выше, представляются:

  • справка о дорожно-транспортном происшествии по форме, утвержденной Приказом МВД РФ от 01.04.2011 № 154;
  • копия заключения о результатах служебной проверки;
  • заключение независимой технической экспертизы транспортного средства;

Все представляемые копии документов должны быть заверены уполномоченным лицом и гербовой печатью.

Таким образом, в отношении конкретного федерального казенного учреждения, территориального органа власти действует свой порядок согласования решения о списании федерального имущества, разработанный соответствующим федеральным органом исполнительной власти с учетом отраслевой специфики используемого имущества.

Подготовка к процедуре списания автомобиля с учета

В целях подготовки и принятия решения о списании имущества в казенном учреждении силовых министерств и ведомств создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию указанного решения. Она наделяется следующими полномочиями (п. 6 Положения № 834):

  • осмотр автотранспорта, подлежащего списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
  • принятие решения по вопросу о целесообразности дальнейшего использования автотранспорта, возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от него;
  • установление причин списания автотранспорта, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и другие причины, которые привели к необходимости списания автомобиля;
  • подготовка акта о списании и формирование пакета документов в соответствии с перечнем, утверждаемым органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.

Обратите внимание

Срок рассмотрения комиссией представленных ей документов не должен превышать 14 дней. Заседание комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее 2/3 членов состава комиссии (п. 7 Положения № 834).

В случае отсутствия у учреждения работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты. Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе. Если договором, заключенным между учреждением, в котором создана комиссия, и экспертом, участвующим в ее работе, предусмотрена возмездность оказания его услуг, то труд эксперта оплачивается в пределах бюджетных ассигнований, определенных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций федерального казенного учреждения (пп. «а» п. 8 Положения № 834).

Напомним, что решение комиссии учреждения о списании автомобиля оформляется актом о списании автотранспортных средств (ф. 0306004). Заметим, что амортизация, начисленная в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не является основанием для принятия решения об их списании (п. 87 Инструкции № 157н ).

Все подготовленные документы по списанию основного средства (автомобиля) передаются на согласование собственнику имущества до утверждения акта на списание его с учета.

Обратите внимание

Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств до утверждения в установленном порядке решения о его списании (выбытии) и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускаются (п. 52 Инструкции № 157н, п. 11 Положения № 834).

Отражение операции по списанию автомобиля с учета

Пришедший в негодность автомобиль необходимо снять с учета в органах ГИБДД (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации») и утилизировать. Договор на утилизацию должен быть оформлен с использованием процедур, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ .

В силу п. 51 Инструкции № 157н операции по списанию объектов основных средств отражаются по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т. п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств по иным основаниям, установленным законодательством РФ.

В бухгалтерском учете операции по списанию автомобиля нужно отразить следующим образом (п. 10 Инструкции № 162н ):

Дебет счетов 1 104 35 410 «Уменьшение за счет амортизации стоимости транспортных средств – иного движимого имущества учреждения», 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

Кредит счета 1 101 35 410 «Уменьшение стоимости транспортных средств – иного движимого имущества учреждения»

Запасные части, полученные в результате ликвидации автомобиля и пригодные для дальнейшего использования, принимаются к учету по рыночной стоимости, что отражается записью (п. 23 Инструкции № 162н):

Дебет счета 1 105 36 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»

Кредит счета 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

Для справки

Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету. Текущая рыночная стоимость в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта определяется исходя из цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на этот или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем (п. 25 Инструкции № 157н).

Аналитический учет полученных материальных ценностей ведется в карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041), книге (карточке) учета материальных ценностей (ф. 0504042 (ф. 0504043)).

Пример 1

Казенным учреждением, входящим в структуру МЧС, получено разрешение на списание автомобиля. Первоначальная стоимость основного средства составляет 450 000 руб. Амортизация начислена в размере 100%.

От разборки транспортного средства оприходованы запасные части, узлы и детали на сумму 35 000 руб.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражено списание автомобиля с бухгалтерского учета

1 104 35 410

1 101 35 410

450 000

Приняты к учету запасные части, полученные в результате ликвидации автомобиля и пригодные для дальнейшего использования

1 105 36 340

1 401 10 172

35 000

Отражение операций по сдаче автомобиля в утиль

Отметим, что любое имущество (в том числе металлолом) может реализовываться казенным учреждением только в порядке, установленном уполномоченным органом государственной власти.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых данные доходы образовались.

Из содержания п. 3 ст. 41 БК РФ следует, что доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной (муниципальной) собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов РФ, являются одним из видов неналоговых доходов бюджетов. Иными словами, средства от реализации имущества, принадлежащего казенному учреждению на праве оперативного управления, независимо от источников его приобретения должны перечисляться в доход соответствующего бюджета.

Что касается исполнения обязанностей плательщика НДС и налога на прибыль, следует обратить внимание на следующие положения НК РФ.

В соответствии со ст. 247 НК РФ казенное учреждение при осуществлении указанных операций является плательщиком налога на прибыль.

Базой по налогу на прибыль организаций признается денежное выражение прибыли, определяемой согласно ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению (п. 1 ст. 274 НК РФ). Доходами от приносящей доход деятельности в силу гл. 25 НК РФ признаются доходы государственных (муниципальных) учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных и имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме (ст. 249 НК РФ). Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ.

Согласно п. 13 указанной статьи стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств включается в состав внереализационных доходов. Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, принимаются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (п. 5 ст. 274 НК РФ). Принимая во внимание вышеизложенное, металлолом, полученный от списания автомобиля и оцененный в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, будет являться для казенного учреждения внереализационным доходом. В силу пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения внереализационного дохода в виде металлолома при применении метода начисления признается день составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного согласно требованиям бухгалтерского учета.

Выручка от реализации металлолома признается доходом от реализации. На основании пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации товаров и (или) имущественных прав налогоплательщик вправе уменьшить доходы от данных операций на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ. Исходя из этой нормы стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13 и 20 п. 2 ст. 250 НК РФ.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на стоимость данного металлолома, оцененного в соответствии со ст. 105.3 НК РФ.

Согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от обложения НДС. Следовательно, указанные операции, совершаемые казенными учреждениями, обложению НДС не подлежат.

В силу ст. 162 БК РФ казенные учреждения осуществляют принятие и исполнение бюджетных обязательств (в том числе бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль) в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Исходя из Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н:

– зачисление денежных средств от реализации металлолома следует отражать по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ;

– уплату налога на прибыль с доходов от реализации металлолома – по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

На основании Инструкции № 162н операции по реализации металлолома отражаются в бюджетном учете следующими бухгалтерскими записями (Письмо Федерального казначейства от 28.12.2012 № 42-7.4-05/8.0-748):

п/п

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

Начисление дохода от сдачи имущества на металлолом

1 205 74 560

1 401 10 172

2

Поступление средств от сдачи имущества на металлолом в доход бюджета

1 210 02 440

1 205 74 660

3

Получение лимитов бюджетных обязательств для уплаты налога на прибыль

1 501 15 290

1 501 13 290

4

Начисление сумм налога на прибыль

1 401 20 290

1 303 03 730

5

Принятие бюджетного обязательства по уплате налога на прибыль

1 501 13 290

1 502 11 290

6

Принятие денежного обязательства по уплате налога на прибыль

1 502 11 290

1 502 12 290

7

Перечисление сумм налога на прибыль в доход бюджета

1 303 03 830

1 304 05 290

Пример 2

Казенным учреждением ФСИН в результате разборки автомобиля оприходован металлолом, который впоследствии реализован специализированной организации на сумму 25 000 руб. Средства от реализации металлолома поступили напрямую в доход федерального бюджета. Казенное учреждение является администратором доходов бюджета.

В бухгалтерском учете были сделаны такие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оприходован металлолом по рыночной стоимости

1 105 36 340

1 401 10 172

25 000

Списан с учета металлолом для последующей реализации

1 401 10 172

1 105 36 440

25 000

Начислен доход от реализации металлолома

1 205 74 560

1 401 10 172

25 000

Поступили в доход бюджета средства от реализации металлолома

1 210 02 440

1 205 74 660

25 000

Отметим, что в рассматриваемом примере налогооблагаемая прибыль от реализации равна нулю, поскольку выручка от реализации металлолома согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе доходов.

На транспортном средстве должен хорошо различаться государственный регистрационный знак, на обороте каждого фотоснимка указываются марка (модель), инвентарный номер, государственный регистрационный знак транспортного средства (прим. автора).

  1. Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Начать дискуссию