Экономика России

«Дорогая» моя Москва

Во всей нашей безбрежной по затратам «экономике» рекорд по абсурдности замыслов и необоснованности затрат ставит Москва. Что нам говорят? Москва нуждается в расширении, жилищное строительство надо наращивать, для решения транспортной проблемы надо расширять въезды в Москву, строить новые транспортные кольца (вокруг Москвы и в самой Москве), реконструировать вокзалы. А как на самом деле?
«Дорогая» моя Москва
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Во всей нашей безбрежной по затратам «экономике» рекорд по абсурдности замыслов и необоснованности затрат ставит Москва. Что нам говорят? Москва нуждается в расширении, жилищное строительство надо наращивать, для решения транспортной проблемы надо расширять въезды в Москву, строить новые транспортные кольца (вокруг Москвы и в самой Москве), реконструировать вокзалы. А как на самом деле?

Начнем с транспортной проблемы. Действительно, Москва задыхается в пробках. А можно ли ожидать иного, если все дороги, из области и в самой Москве, ведут в центр Москвы и если эти дороги и улицы в центре Москвы используются не для проезда, а для парковки.  Казалось бы, ясно, что надо делать – запретить парковать машины на проезжей части улиц и строить автобаны, не упирающиеся в центры городов.

Но нет, делается все наоборот: проезжая часть улиц урезается платными парковками, новые автомагистрали планируются и уже начинают строиться опять «из центра-в-центр» (Москва – Питер, Москва – Казань, Москва – Юг, дороги на Минск, Киев, Ярославль, и т.д.).

Все едут в Москву, а зачем? Везут грузы – из них 70 % транзитом, затем их надо вывозить из Москвы. Едут лавочники из регионов – закупиться на московских рынках по оптовым ценам. Едут москвичи – на свои дачи. Но вот вопросы: а какой рок заставлял размещать склады (даже таможенные – где Москва, а где граница?) и оптовые рынки именно в Москве? 

А иметь квартиру и дачу одновременно – да и еще отдельно стоящий гараж? Такой роскоши не могут позволить себе даже очень состоятельные люди в самых богатых странах мира. А москвичи себе позволяют – и потом еще жалуются на тяжелую жизнь!

Но не будем винить людей: началось это безумие еще в советское время, когда квартиры давали по нормам площади (но зато бесплатно), людей насильно сбивали в гаражные кооперативы, а на строительство дачных домов налагали строгие ограничения. 

Теперь сравним Москву с примерно равными по площади и населению Лондоном и Нью-Йорком. Если исключить центр Лондона и Манхэттен, то в обоих этих городах люди предпочитают жить «на одной точке» - в своем доме с гаражом в нем же и с прилегающим приусадебном участком. Это дешевле, удобнее и освобождает улицы от припаркованных автомобилей.

Но Москва упорно идет своим путем. Вместо того, чтобы решать проблемы, ее правители усугубляют старые проблемы и активно создают новые. Продолжают строительство многоэтажных зданий – в таких домах в развитых странах живут только иммигранты и социальные иждивенцы; реализуется программа строительства пятиэтажных «народных гаражей» - в других странах это крытые паркинги на 50 и более этажей (там на дорогой земле предпочитают экономить) для временного хранения автомобилей; народу – конечно, для его же блага – обещают дачную амнистию – хотя уже и дети, и внуки этих наших дачников в ужасе бегут от этих убогих построек.

И государство еще все время жалуется на сложность решения «проблемы ЖКХ», а чиновники опять же постоянно твердят о том, как много сил им приходится тратить для решения этой «проблемы». А если изменить подход - позволить людям жить так, как они хотят, как живут те же лондонцы и жители Нью-Йорка, когда каждый на своем участке, в своем доме, сам и ведет и сам отвечает за свое «жкх»? Нет, этого почему-то никому в голову не приходит.

Москва растет, надо все больше строить и строить, а московской земли не хватает – надо расширяться. Но сейчас в Москве уже больше 3 млн. пенсионеров (и еще новые подтягиваются из провинции) и  почти 1 млн. студентов. И, что, они очень счастливы от проживания в дорогом, грязном, загазованном и забитом пробками городе? Если опять же взять пример Лондона и Нью-Йорка, то нормальные пенсионеры там не живут – предпочитают Флориду, Коста-Рику или приморские районы Испании и Португалии. Там жить лучше, здоровее и дешевле.

Но разве не то же было бы благом и для московских пенсионеров – если взять юг России (сейчас с Крымом) или Турцию с Болгарией. Но государство привязало пенсионеров к Москве бесплатно приватизированными квартирами (и продолжает это делать), которые и продавать опасно и еще более опасно пытаться устроиться с этими деньгами на жительство в других регионах.

И что делается для решения этой реальной проблемы? Наоборот, пенсионеров еще сильнее привязывают к Москве новыми льготами и надбавками «на дороговизну жизни».

На Западе все лучшие и самые большие вузы располагаются вне крупных городов (в специальных просторных и зеленых лагерях-кампусах) – для взаимной пользы как студентов, так и городов. Как у нас решают эту реальную проблему? Никак.

Интересно, что «ужать» москвичей по числу принадлежащих им объектов недвижимости и убрать вообще из Москвы четыре миллиона пенсионеров и студентов, то можно вообще без затрат государственных средств – и даже с возможной значительной экономией (если учесть возврат в оборот дорогой московской недвижимости, облегчение транспортных затруднений и высвобождение соответствующей инфраструктуры (в здравоохранении, культуре, торговле и проч.) – высвободить значительные площади даже в центре Москвы. И тогда сразу сократятся и потребности в «обслуживании» этой «ушедшей» из Москвы массы людей, отпадет и потребность в ввозе задействованной в их обслуживании дополнительной рабочей силы. А таких мигрантов у нас в Москве до 2 миллионов – и все они где-то живут, пользуются общественным транспортом, создают нагрузку на учреждения образования и здравоохранения! 

Что у нас остается из населения Москвы? Промышленные рабочие? А где она, эта промышленность? «Продвинутая» интеллигенция? А что она в Москве делает, кроме походов «на Болотную»? Банкиры-спекулянты – а надо вообще Москве столько банков и разного рода «инвестиционных» контор?

Остаются чиновники, милиционеры-полицейские и «население» всяких домзаков. Последние для центров городов – вообще несусветная дикость, а правоохранительных сил в Москве почему-то в разы больше, чем в Лондоне или Нью-Йорке.

Значит, получается Москва – город для чиновников. А не дорого ли это для России – и если учесть, что их все еще надо обустраивать и снабжать всем им «положенным» (включая лимузины с личными шоферами и учреждения «соцпакетного обслуживания»)? На самом деле, сокращения (в разы!) здесь возможны – и давно необходимы – как за счет сокращения и числа ведомств, так и их сотрудников.

И возьмем даже такой вопрос: зачем центру Москвы столько посольств (включая почти 90 «посольств» от субъектов РФ)? Пусть едут в пригороды – что для них удобнее и дешевле (и многие страны такую экономию будут только приветствовать).

Далее, «Москва – порт пяти морей, в ней девять вокзалов». Мы к этому уже привыкли. А, подумаем, зачем везти грузы и людей непосредственно в центр города? «Сапсан» со свистом долетает до Сходни, а затем тащится еле-еле до Каланчевки, откуда кому-то потом придется опять добираться до той же Сходни или Химок.

Но наши власти – «решают проблему»: расширяют и улучшают вокзалы, прокладывают новые пути в центр города, строят «современные» многоуровневые развязки, и т.д. И на все это деньги находятся.

А почему не сделать самое простое – что прямо напрашивается, стоит только просто посмотреть на карту города. Надо убрать все вокзалы из центра города – со всеми их «хозяйствами» и жд путями, а «концы» направляющихся в Москву железных дорог замкнуть на уже имеющиеся аэропорты. Соответственно, обозначить эти новые транспортные узлы («хабы»), как Москва-Север (бывший Шереметьево), Москва-Юг (Домодедово) и Центральный имени Гагарина (Внуково). Заодно и избавимся от этих жутких названий, в которых фатально путаются операторы и туристы всего остального мира.

Будут ли довольны пассажиры? Уже сейчас эти хабы связаны с центром Москвы электричками-экспрессами, время пути которых легко сократить с нынешних 40-50 минут до 20-30. Далее, эти хабы нужно будет соединить такими же скоростными экспрессами между собой – что легко сделать, совместив эти работы с прокладкой новой ЦКАД.

Технические возможности? Около каждого аэропорта простаивают огромные «мертвые зоны», на которых ничего серьезного, по высоте, строить нельзя. А железнодорожные пути и перроны в высоте как раз не нуждается; к тому же их для комфортности можно и вообще убрать под землю.

Финансовые ограничения? Их нет, поскольку сразу же освобождается огромные участки дорогостоящей московской земли, плюс отпадает необходимость в постоянной «модернизации» старых вокзалов и прилегающих к ним технических зон. А они, по некоторым оценкам, занимают сейчас до 12-15 % лучших территорий Москвы!

И если взять опять же опыт других стран, то, действительно,  по десятку вокзалов в центре города никто не держит, а те один-два-три вокзала, которые еще есть, «загоняются» под землю, где их совмещают с действующими линиями метро.

В Москве же, если прибавить к этим 12-15 % еще примерно 20 % - территории простаивающих промышленных зон, участки, занимаемые складами и оптовыми рынками, плюс освобождающиеся площади от хотя бы частичного переселения пенсионеров и вывода из Москвы вузов, обнаружится не недостаток, а ИЗБЫТОК территорий, которые можно использовать как угодно, вовсе не прибегая к такой экзотике, как протягивание зон-«щупалец» за пределы МКАД. 

А, как очевидно, тогда сразу отпадет и необходимость вообще в расширении Москвы – вообще исчезнет эта проблема как таковая, вместе с уже заложенными в бюджеты и только еще планируемыми колоссальными затратами на ее «решение».

И если опять взять пример того же Нью-Йорка – то почему пенсионеры покидают его без всяких сожалений? Во-первых, во всех пригородах Нью-Йорка (в прилегающих штатах) жить и дешевле, и лучше, и здоровее, и безопаснее. Во-вторых, в Нью-Йорк легко и удобно приезжать и железной дорогой, и самолетом, и на собственном автотранспорте. В-третьих, не страшно уехать и довольно далеко: и на Великие озера («на природу»), и в Техас («на свое ранчо»), и во Флориду («на пляж») есть масса рейсов «бюджетных» авиакомпаний со стоимостью билетов от 25-30 долларов в одну сторону.

Почему бы и у нас не сделать то же самое? Все эти условия – вполне «рукотворные»: «природы» у нас хватает, транспортные пути  можно наладить,  а авиационный керосин у нас из своей нефти, а не из покупной, как в США. Чего же не хватает? Желания? Или чего-то еще?

Заодно отметим, что в СМИ постоянно мусолят «проблему» недоступности, по ценам, московского жилья «для простых людей». Но так во всем мире: в дорогих городах либо ты много зарабатываешь – и можешь себе позволить жилье в этом городе (не обязательно купить, снять – в Нью-Йорке 50 % населения живет в съемных домах и квартирах), либо ты перебираешься жить в другое место. И вообще, в бюджет любой даже самой развитой страны не закладываются расходы на бесплатные раздачи квартир чиновникам (даже богатым странам это не «по карману») и если и нужно обеспечить некоторые нуждающиеся семьи жильем, то они могут получить такое жилье только в наем (не в собственность!) и, конечно, не в столице. 

А дальше, если мы уберем пресловутые московские надбавки и льготы и прекратим бесплатную раздачу квартир чиновникам и так называемым «льготникам» («льготники», по определению, люди бедные, зачем их привязывать бесплатным жильем именно к Москве), то увидим реальную картину – что Москва, даже в нынешних границах,  будет со временем реально сдвигаться к УМЕНЬШЕНИЮ, а не РОСТУ населения. Опять же – грязь, пробки, дороговизна жизни и не самый лучший климат, добровольцев идти на такие жертвы будет все меньше и меньше.

И это хорошо – и с политической, и с оборонной, и, как раньше говорили, «с народно-хозяйственной» точки зрения – ведь на самом деле Москва давно уже для страны ничего полезного не производит, и если убрать из нее жирующих чиновников и обрезать «заливающие» московские банки нефтегазовые доходы, то она сразу превратится в зону запустения (как у Тарковского в «Сталкере»).

И вообще, если говорить  о планировке Москвы как таковой, то застройка ее «зеленой», лесной зоны в радиусе 12-15 км за МКАД, это – одновременно и ошибка, и преступление. Во-первых, как мы показали, в этом нет никакой жизненной необходимости, и во-вторых, это – мина под отдаленное будущее Москвы.

На самом деле, наиболее правильным было бы сейчас немедленно застройку этих прилегающих к МКАД районов, а все высвободившиеся средства пустить на создание поселений-городов-спутников Москвы - и при этом по модели не просто малоэтажной, но «одноэтажной России» - и на строительство транспортной сети, обеспечивающей связи этих поселений-городов с центральными районами Москвы в пределах 30-40-50 мин. общественно-транспортного экспресс-сообщения.    

Конечно, при нынешней территориально-административной схеме Москвы и Московской области даже и просто поставить эту задачу очень сложно. Единственный путь - хотя бы начать движение в этом направлении, это – создание на базе Москвы, ее «зеленого пояса» и цепи городов-спутников Центрального федерального округа, управляемого губернатором, назначаемым непосредственно президентом РФ.

Но для этого нужно решение на самом высшем уровне, и это нужно делать без всякого промедления. Иначе огромные, колоссальные ресурсы и денежные средства опять будут растрачены, и не просто без всякой пользы, но на те действия, последствия которых придется потом долго исправлять нашим потомкам.

Комментарии

8
  • Cветлана
    Какая хорошая статья и, главное, верная!
  • тишина

    Осилила половину текста, 90% кажется бредом.

    Цитата:
    "И если опять взять пример того же Нью-Йорка – то почему пенсионеры покидают его без всяких сожалений? Во-первых, во всех пригородах Нью-Йорка (в прилегающих штатах) жить и дешевле, и лучше, и здоровее, и безопаснее. Во-вторых, в Нью-Йорк легко и удобно приезжать и железной дорогой, и самолетом, и на собственном автотранспорте. В-третьих, не страшно уехать и довольно далеко: и на Великие озера («на природу»), и в Техас («на свое ранчо»), и во Флориду («на пляж») есть масса рейсов «бюджетных» авиакомпаний со стоимостью билетов от 25-30 долларов в одну сторону. "

    Цитата:
    "Почему бы и у нас не сделать то же самое? Все эти условия – вполне «рукотворные»: "

    Где вы собрались это делать? пускать самолет в деревню гадюкино, а где он приземлится? на картофельном поле?

  • тишина
    классно цитата вставилась, сами собой смайлики образовались)
НДФЛ

Не получится полностью получить компенсацию за утечку персданных

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT

Москва и Санкт-Петербург – города, где можно без проблем обменять USDT. Причем, многие обменники принимают как наличные рубли, доллары и евро, так и крипту*! Все лучшие криптообменники в СПБ имеют свои офисы и обслуживают клиентов в индивидуальном порядке – при личной встрече. Где находятся эти офисы, и как через них совершать крипто-сделки?

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT
Лучшие спикеры, новый каждый день

На Авито появляется новый функционал для продавцов, который ранее был у покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Расширят административную ответственность за предоставление недостоверных сведений в закупках

ФАС продолжает работу над инициативой введения в КоАП административной ответственности за предоставление недостоверных сведений в закупках.

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

На бирже намечается реальная движуха, и я не про IPO Светофора. Доллар вплотную приблизился к желающим купить его по 90, индекс Мосбиржи обновил годовой максимум, а бедным московским инвесторам придётся богатеть, чтобы инвестировать в бетон. Квартиры меньше 28 метров под запретом!

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
2

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.

Кабмин направит на поддержку Запорожской и Херсонской областей 4,4 млрд рублей

Деньги пойдут на выплату зарплат сотрудников бюджетных учреждений.

Госзакупки

Самые интересные споры по госзакупкам за 1 квартал 2024 года

ФАС привела обзор судебной практики в сфере госзакупок за 1 квартал 2024 года.

Инвестиции

Святой рандом мая. PIKK — акции ПИК

Продолжаю третий сезон святого рандома с покупкой российских акций. Каждый месяц я выбираю одну рандомную акцию из индекса Мосбиржи. Ну как я, делает это святой рандом, он же генератор случайных чисел. Я её потом просто покупаю. Почему? Да потому что какой смысл ручками выбирать акции, если рынок ведет себя непредсказуемо ¯\_(ツ)_/¯

Святой рандом мая. PIKK — акции ПИК
Бесплатно с Трудовые отношения

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Порядок оплаты сверхурочных работ закреплен в обновленной ст. 152 ТК во исполнение поручения, которое дал законодателям КС в постановлении от 27.06.2023 № 35-П. Теперь при оплате сверхурочной работы необходим принимать во внимание все компенсационные и стимулирующие выплаты.

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Интересные материалы

Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики