Cергей Белов, аудитор
Одно из июльских событий мало кем замечено, хотя оно очень важно. Прекратил действовать документ, благодаря которому налоговики пять с лишним лет пытались незаконно завысить прибыль организаций, списывающих ГСМ. Станет ли проще работать этим налогоплательщикам?
Раньше налоговики считали (а многие до сих пор считают), что предприятие не может увеличивать затраты на стоимость всего топлива, израсходованного на служебные машины. По мнению чиновников, надо учитывать нормы расхода ГСМ, введенные Минтрансом России в 1997 году. О незаконности самих норм и требований инспекторов мы уже не раз говорилось. Но к этой теме нужно вернуться.
Дело в том, что срок действия первоначально введенных норм Минтранс России не раз продлевал. Последний раз – до 1 июля 2003 года «в связи с предполагаемым завершением доработки в первом полугодии 2003 года дополнений к нормам» (так было сказано в решении о продлении норм). Однако свой план чиновники не выполнили, а нового решения о продлении не издали. Так что сейчас даже в Минтрансе России не могут говорить о существовании лимитов на списание ГСМ. И надеемся, это учтут налоговики, тем более что в ряде регионов они уже начали отказываться от нормирования. Например, недавно было обнародовано письмо УМНС России по г. Москве № 26-12/7430, где хоть и упоминается о том, что нормы используются для «обеспечения расчетов налогообложения», но указывается, что без них можно обойтись. Организация вправе уменьшать прибыль на стоимость ГСМ «в случае превышения норм расходования» (цитата из того же письма). Надо только подтвердить затраты и доказать их экономическую обоснованность. То есть у фирмы должны быть чеки на топливо и путевые листы. Инспекторы вправе проверить эти документы, например сравнить маршруты, указанные в путевых листах, с адресами контрагентов. А пересчитывать расходы, заявляя, что «у вас нормы не те», контролеры не должны. Но не слишком ли «радужная картина» получилась?
Ведь от идеи разработать новые нормы Минтранс России не отказался. Да и глава МНС России Геннадий Букаев не так давно потребовал от своих подчиненных тщательнее проверять обоснованность затрат. Так что не исключено, что завтра транспортники установят новые нормы (или продлят действие старых), а налоговики возьмут их на вооружение. Если новых лимитов от Минтранса России так и не появится, то особо ретивые контролеры могут использовать и старые или просто не принимать часть расходов на ГСМ. Такие действия незаконны, но возможны, и с ними надо бороться. Можно обратиться в суд, который почти всегда поддерживал налогоплательщиков (постановления ФАС МО от 18 ноября 2002 г. № КА-А40/ 7558-02, ФАС СКО от 8 февраля 2001 г. № Ф08-168/2001-58А, ФАС ВСО от 16 мая 2001 г. № А74-1170/ 00-К2-Ф02-1007/01-ОС1...). После отмены норм судьи тем более должны принять сторону организаций.
Конечно, не хочется тратить времени на суды. Избежать лишних тяжб проще, если
руководитель компании издаст приказ о введении на предприятии норм расхода
топлива. В нем следует указать, сколько бензина может быть списано на 100 километров
пробега той или иной машины. Таким образом вы покажете, что фирма контролирует
затраты. Инспектор может посчитать, что нормы должны быть меньше, но ему будет
сложно обосновать свое мнение. Ведь даже по автомобилям одной и той же марки
расход ГСМ может отличаться, поскольку зависит от множества факторов. Так что
начислить налоги и штрафы ревизор сможет только в одном случае – если вы преследуете
две цели: ввести ограничения для водителей (заставляя их самих оплачивать сверхлимитный
бензин) и отчитаться перед налоговиками. Тогда, установив для шоферов минимальные
нормы, вы можете «ударить» по фирме. Поэтому мы рекомендуем в приказе на 15–20
процентов завысить расход бензина, а для сотрудников неофициально ввести более
низкие лимиты. Также в приказе надо записать, что нормы могут изменяться в
зависимости от условий использования транспорта и его состояния. Благодаря
этой формулировке вы всегда сможете увеличить норматив.
Начать дискуссию