Несколько лет подряд вы во всем себе отказывали – копили на первый взнос для получения ипотеки. И вот приходите в банк, проверяете счет, а денег… НЕТ! Причем, сам банк – жив, здоров. С новой, но не такой уж редкой напастью на российских вкладчиков мы и ознакомимся в данной статье.
О том, что деньги у вкладчиков из банка иногда «пропадают», не было секретом и раньше. Действительно, в прессе периодически появляется информация о том, что очередной предприимчивый банковский IT-шник «слепил» программу, которая обкрадывала клиентов, снимая мелкие суммы со счетов пластиковых карт и перечисляла их на счет зарвавшегося клерка.
Но потери каждого конкретного потерпевшего вкладчика в подобных случаях, в основном, были незначительными. Поэтому какого-то повышенного интереса подобные новости уже не вызывают. Большинство к ним уже просто привыкли.
Не слишком удивляют и случаи, когда деньги вкладчиков воруют в промышленных масштабах, с ведома руководства банка, у которого скоро отзовут лицензию. Так, после отзыва лицензии у банка «Огни Москвы», множество клиентов этого банка (с совокупными остатками в миллиарды рублей) обнаружили, что они «досрочно закрыли свои вклады и уже получили деньги».
Похожая ситуация была и у 30-ти VIP-вкладчиков Мастер-банка. Их вклады (в сумме около 1 млрд. рублей) еще с момента открытия счета не отражались в балансе банка.
Но самым вопиющим (пока?) является случай с Мособлбанком. Сумма украденных денег у клиентов оказалась весьма впечатляющей – почти 60 млрд. рублей. И вся эта сумма «депозитов» с самого начала прошла мимо отчетности банка – не была отражена в ней вовсе.
Но все эти примеры – скорее, отражение бардака, в котором находится сейчас банковский надзор в нашей стране. Власти предпочитают говорить вкладчикам на все это: «Сами знали, куда деньги несли!»
Внимательнее присмотреться к проблеме автор посчитал необходимым после изучения новости о том, что «крупная группировка мошенников лишь за 1 год своего существования сумела снять со счетов клиентов ОАО «Сбербанк России» сумму, значительно превышающую 400 млн. рублей».
Члены этой преступной группы получали неправомерный доступ к счетам клиентов банка и посредством системы, позволяющей распоряжаться банковским счетом с помощью сети интернет и сотовой связи, переводили денежные средства на счета подконтрольных им организаций и физических лиц, а затем обналичивали в отделениях банков и банкоматах.
По мнению правоохранительных органов, схема, по которой действовали злоумышленники, была довольно примитивной и основывалась на информации о клиентах банка, которую преступникам предоставлял соучастник, работавший в этой кредитно-финансовой организации.
После того, как работник банка предоставлял своим подельникам конфиденциальные данные клиентов, мошенники, в зависимости от ситуации, действовали либо совсем примитивно (производя по поддельным документам и доверенностям перечисления средств со счетов жертвы на счета подконтрольных организаций), либо, в случае если заинтересовавший их вкладчик был подключен к услуге интернет-банкинга, прибегали к «высокотехнологичным приемам». Мошенники, также используя подложные документы, обращались к операторам мобильной связи и получали, взамен якобы утерянных, телефонные сим-карты людей, счета которых они хотели облегчить. И затем, пользуясь паролями, предоставленными им работавшим в банке сообщником, давали удаленную команду на проводку средств между счетами.
Что, в описанном примере, поражает больше всего?
Не бессилие Центрального банка, который запрашивает у банков тонны отчетности и анализирует ее в режиме реального времени и все равно не замечает подобных нарушений годами. Нет!
Не изобретательность (или, напротив, примитивность) обнаглевших банковских клерков, чувствующих свою безнаказанность, и откровенно ворующих сбережения доверившихся им граждан. Нет, не это!
Больше всего поражает то, как спокойно банки (в том числе – государственные) перекладывают СВОИ промахи в работе (в том числе – в кадровой) на плечи своих клиентов, доверивших им свои сбережения!
Просто задумайтесь:
- Вкладчик принес свои деньги и передал их на хранение в банк.
- Сотрудник банка (с попустительства службы внутреннего контроля и службы безопасности банка, как минимум) украл деньги вкладчика.
- Вкладчик остался без денег.
- Банк увольняет нерадивого сотрудника и обращается в правоохранительные органы. Банк не считает себя чем-либо обязанным обворованному вкладчику.
- Правоохранительные органы занимаются поиском правонарушителей.
- Суд дает оценку происходящему. В лучшем случае, вкладчику удается взыскать с бывшего сотрудника банка хоть что-то из украденных у него денег.
Почему такая практика – является НОРМОЙ???
Почему банк не отвечает перед вкладчиком СВОИМ капиталом?
Почему банк не страхует свои риски на такой случай?
Уверен, большинство банкиров считают, что именно у них в банке ничего подобного произойти не может. Отлично! Так застрахуйте такой риск перед вкладчиком! Раз в вашем банке все так хорошо, значит – страховая компания возьмет за такую страховку – сущие копейки!
Но банкиры предпочитают эту тему замалчивать. Никто на себя ответственность перед потенциально обворованным вкладчиком брать НЕ ХОЧЕТ.
И поэтому складывается огромное подозрение, что подобное может случиться в ЛЮБОМ российском банке и с ЛЮБЫМ вкладчиком!
Какие меры предосторожности следует предпринять в таком случае?
(рекомендации касаются, в первую очередь, вкладчиков-физических лиц)
- Никакого пластика! Практика показывает, что именно с пластиковых карт воруют деньги чаще всего. Если вы очень продвинутый «пользователь» и без карты – прямо никак не обойтись, тогда задумайтесь – стоит ли хранить на карте значительные средства? Карта – это инструмент расчетов. Не стоит хранить на карте «состояния».
- Никакого интернет-банкинга! Наибольшая вероятность потерять деньги именно у клиентов, подключенных к системе «Клиент-Банк». Причем, это негласно подтверждают и сами банкиры: неспроста старейшие швейцарские и прочие респектабельные банки категорически не хотят внедрять у себя «новые технологии» и отказываются принимать распоряжения от клиента, кроме как лично или через голосовое подтверждение.
- Напишите официальное заявление, запрещающее любые доверенности и распоряжения по вашему вкладу без вашего личного присутствия. Конечно, настоящий мошенник (тем более, если он – сотрудник банка) сможет подделать и отзыв такого заявления. Но, все-таки, мошенники очень редко преследуют цель обокрасть кого-то конкретного. Поэтому, чем больше у вас будет «блокировок» (все-таки это – косвенный признак того, что вы следите за состоянием своих сбережений и сможете вовремя заметить неладное), тем меньше с вашим вкладом захотят связываться мошенники.
- Поставьте себе обязательное СМС-уведомление обо всех транзакциях по счету. Стоит это – недорого, но о странных операциях по счету узнаете оперативно.
- Требуйте сберегательную книжку! Казалось бы, сберегательная книжка – очевидный анахронизм и банковский рудимент. Но книжка хороша именно тем, что там НА БУМАГЕ и в одном месте отражаются все ваши операции. Очевидно, хранить (и, при необходимости, изучать) сберегательную книжку, точно удобнее, чем хранить множество приходных и расходных чеков.
- Храните все первичные документы по вкладу (как приходные, так и расходные). Именно эти документы позволят вам (при плохом раскладе) доказать свои права на свой вклад.
- Чаще проверяйте состояние своего счета. Задавайте вопросы по любым расходным операциям (особенно, по взимаемым комиссиям), которые вы не припомните, чтобы совершали.
А что по этому поводу думаете вы? Храните ли вы свои сбережения в банке и как защищаете их при этом?
Комментарии
16Цитата:
"А что значит "скомпрометировали"? "
без понятия))) это все, что мне сказали, видно я сама должна сделать какие- то умозаключения из этого красивого слова.
Надо 1 государственный банк, а не 1000 коммерческих, тогда порядок будет.