За 14 лет работы компания «Такском» проложила немало новых путей в развитии электронного документооборота. Не стоит она на месте и сейчас. О том, какие полезные новинки оператор приготовил клиентам и каким ЭДО станет в ближайшие годы, корреспонденту Клерк.Ру Сергею Васильеву рассказывают заместитель генерального директора "Такском" Артем Меликджанян и руководитель коммерческого департамента компании Константин Головкин.
- Господа, прежде чем заглядывать в будущее, давайте поговорим о текущих делах "Такскома". О чем клиентам нужно знать уже сегодня?
А.М.:
- Думаю, не стоит забывать о том, что с 2015 года ФНС вводит для налогоплательщиков новые меры ответственности за соблюдение порядка электронного обмена документами.
ФНС и сегодня присылает свои запросы в электронном виде. Установлен срок, в течение которого организация должна на этот запрос отреагировать, но фактической ответственности за его несоблюдение пока что нет.
А вот с 1 января 2015 года вступают в силу поправки в ст. 23 и 76 НК РФ, и компании, по закону сдающие декларации через интернет, обязаны будут в течение шести рабочих дней с даты отправки инспекцией электронных требований передавать налоговикам квитанции о приеме этих требований. В противном случае ИФНС имеет право заблокировать расчетный счет налогоплательщика.
Согласитесь, неприятная ситуация. Чтобы подстраховать клиентов от того, чтобы поступившее требование ФНС по недоразумению осталось незамеченным, мы еще в прошлом году предложили им бесплатное приложение для смартфонов, которое практически моментально сообщает о приходе важных документов. Пока что оно действует для устройств на Android, но до конца года мы запустим его и под iOS.
- ФНС - давний и хорошо знакомый клиентам "адресат". Планируете ли вы расширять круг госведомств, отчетность в которые можно отправлять электронным способом?
А.М.:
- Скоро наладим полноценное взаимодействие с Федеральной таможенной службой. С конца 2013 года при информационном обмене с таможенными органами можно использовать электронные подписи, выпущенные нашим удостоверяющим центром. Тогда же "Такском" получил статус Информационного оператора ФТС.
Сейчас мы проводим пилоты с компаниями, использующими электронное декларирование, и в этом году введем услугу информационного обмена с ФТС в коммерческую эксплуатацию.
Работаем над предоставлением электронной отчетности в Росприроднадзор. К предстоящей июльской отчетной компании предоставим всем абонентам программное средство для отправки отчетности на веб-портал Росприроднадзора. А к следующей отчетной компании предложим уже полноценную услугу по сдаче отчетности - аналогичную тем, которые действуют в отношении ФНС, ПФР, Росстата и т.д.
- Ваша компания видит перспективу в развитии так называемого единого комплексного сервиса Такском Доклайнз. А что это такое?
К.Г.:
- Сочетание «Такском Доклайнз» нашим клиентам известно и сейчас. Но сегодня под ним понимается лишь облачный сервис по обмену счетами-фактурами и иными документами предприятий. В будущем мы хотим объединить под этим названием все направления работы «Такском» - отчетность через интернет, электронный документооборот, управления сертификатами электронной подписи, интеграцию с учетными системами и отдельно 1С.
- Ну допустим. И что это даст клиентам?
К.Г.:
- Слияние сервисов будет означать появление единой системы электронного документооборота между любыми участниками экономических отношений.
Вместо нескольких сред, нескольких приложений появится одно окно, одна точка входа для любой потребности клиента в ЭДО. Клиент выбирает нужно направление обмена документами (тот или иной госорган, контрагент или группа контрагентов) – и на экран выводится нужные опции, ничего лишнего.
Базы данных разных приложений будут объединены, приложения будут "знать" о документах друг друга. Можно будет работать в едином архиве значимых электронных документов
А.М.:
- Возвращаясь в настоящее, надо заметить, что если обмен документами с госорганами достаточно понятен (один процесс, универсальный для всех), то обмен первичкой между организациями не всегда просто поддается переводу на электронную основу. Внутренние бизнес-процессы у организаций разные, сложные и не везде автоматизированные.
Отправлять легко - принимать сложнее. К примеру, приходит акт выполненных работ - ответственный за направление должен посмотреть, все ли правильно, бухгалтерия - проверить, все ли корректно, чтобы потом этот документ в учете принять. Иногда юристы проверяют на соответствие договору, и получается целая цепочка, которая "в бумаге"-то понятно как ходит. Но если у вас не поставлен процесс согласования в электронном виде, то ценность перехода на ЭДО сокращается.
Сейчас внутренние процессы во многих компаниях автоматизируются уже с прицелом на электронный обмен с контрагентами. К примеру, у 1С есть комплексное решение - 1С Документооборот, которое "бесшовно " интегрируется с 1С Бухгалтерией или 1С Торговлей, где уже сейчас реализован совместный функционал обмена "1С-Такском". В Такскоме, внедряя документооборот с поставщиками, мы пошли именно этим путем.
- Считается, что традиционная схема перехода бизнеса на ЭДО выглядит так: первым переходит крупный поставщик или торговая сеть, и уже потом они "тянут" за собой сеть своих контрагентов. А у вас получается наоборот: все-таки пользователи CRM от 1С - это далеко не самый крупный бизнес в России...
А.М.:
- Схема перехода действительно такая, но тем, кто крупнее, бывает иногда сложнее. У небольших компаний внутренние бизнес-процессы не так зарегламентированы и зажаты, в этой связи проводить изменения получается быстрее. Полностью избавить себя от бумаги и перейти на ЭДО, как правило, не удается, бумажный документооборот в каких-то сферах сохраняется, и компаниям приходится в течение некоторого времени вести сразу оба направления. Мы надеемся, что это временное явление на рынке, но это необходимо принимать в расчет при старте внедрения.
К.Г.:
Вот еще хороший пример полезности ЭДО внутри бизнеса - использование электронной подписи в работе с интернет-магазинами. «Физикам" это не нужно, а вот с юрлицами ситуация принципиально иная. Допустим, я закупаю в интернет-магазине бумагу, и мне нужно доставить ее в пять разных точек города. У меня формируются пять разных накладных, которые мне каким-то способом нужно доставить в бухгалтерию, и ввести их в систему. Если мы используем ЭДО, то все эти бумажные перемещения уходят в прошлое. Поставщик выставил пять накладных и счетов-фактур, на пяти складах подтвердили прием товара, информация тут же пришла в ERP и отражена у меня по всем проводкам.
Первые варианты такого подхода к сервису сможем показать примерно к концу 2015 года.
- Короче, в единстве наша сила. А кстати, если уж говорить о единстве - когда клиенты разных операторов ЭДО смогут, наконец, без проблем обмениваться между собой счетами-фактурами?
К.Г.:
- Тут должна быть проявлена активность Операторами. Государство четко установило два стандарта - ЭП с ее форматами и правилами выдачи сертификатов (в законе №63-ФЗ) и формат нескольких важнейших документов - счетов-фактур, актов выполненных работ либо универсальных передаточных документов. «Большая четверка» операторов ЭДО отладила между собой технические решения в обмене документами. Тестовые испытания проведены. Дальнейшее развитие упирается в отсутствие реальной потребности у клиентов и заключение межоператорских соглашений. В области связи, например, государство очень четко прописало правила присоединения различных сетей. Кто в каком месте за что отвечает, и кто кому за что когда платит. В области ЭДО такого описания зон ответственности на данный момент нет. Операторы готовятся, «дружат» свои системы, но пока клиенты сильно не настаивают - сроки непонятны.
- Когда появится возможность пользоваться для разных целей одним ключом ЭП вместо нескольких?
К.Г.:
- Теоретически такая возможность есть уже сейчас. С введением закона №63-ФЗ у нас в стране появился головной удостоверяющий центр Минкомсвязи и появилась сеть аккредитованных удостоверяющих центров. Любой из таких центров получил возможность выдавать сертификаты усиленной квалифицированной электронной подписи, которая приравнивается к бумажной подписи, и которую обязаны принимать все государственные органы и коммерческие организации. Если только в законе четко не прописано использование в каком-то случае именно документа на бумажном носителе. В этом и заключается ключевое отличие 63-ФЗ от предыдущего закона, который предусматривал разрешительный порядок – каждое ведомство самостоятельно определяло требования к ЭП.
Если госорганы в основном соглашаются с позицией закона, по которому квалифицированная подпись должна являться единым инструментом, то негосударственные коммерческие структуры зачастую предъявляют специфические требования к сертификатам. У электронных торговых площадок позиция двойственная, большинство из них работают с квалифицированными подписями, не предъявляя дополнительных требований.
В общем, движемся потихоньку в этом направлении, боремся с предубеждениями, в том числе делая более удобными наши сервисы.
- А обновлять ключи по-прежнему придется каждый год?
К.Г.:
- Рынок средств криптозащиты и электронных подписей развивается. Уже сейчас начинают появляться решения, позволяющие не заботиться о необходимости замены закрытого ключа в течении трех лет. Мы пристально следим за трендами в этой области и прорабатываем возможные варианты. Надеемся, что в будущем мы предложим нашим клиентам такие решения.
- В отличие от интернета или мобильной связи, использование электронной подписи для «обычных» людей пока что по-прежнему остается экзотикой. Изменится ли ситуация в будущем, будет ли ключ ЭП в кармане у каждого из нас, как сегодня смартфон?
К.Г.:
- Ну, не такой уж и экзотикой. По статистике портала госуслуг, 20% пользователей авторизуются на нем именно при помощи ЭП. С другой стороны, у нас в стране одних бухгалтеров больше миллиона, плюс полмиллиона активных участников электронных торгов плюс государственные служащие... Конечно, им использование ЭП более близко и знакомо, чем остальным.
Уже с июля этого года использовать в своей деятельности электронную подпись будут обязаны нотариусы: по желанию клиента они должны выдавать ему электронные копии документов, заверенные своей ЭП. Обратиться к нотариусу удаленно при помощи ЭП пока нельзя, но работа в этом направлении идет.
Электронные подписи, выданные УЦ Такском сейчас применяются в так называемом кредитовании p2p (от английского "person to person" – "от человека к человеку"). Уже действуют электронные площадки, на которых одни люди могут размещать свободные деньги под проценты, а другие люди – эти деньги под проценты же, соответственно, занимать. Для обеих видов операций нужна электронная подпись.
Сама по себе электронная подпись ценности не создает. Но в кармане у каждого ключ ЭП появится лишь тогда, когда рынок предложит достаточное количество сервисов для граждан, использующих электронную подпись. Примером такого сервиса может служить внедрение в организации электронной переписки с сотрудниками. Отправили удаленному работнику приказ о распорядке работы в выходные или праздничные дни, получили подписанное электронной подписью подтверждение о доставке, и ознакомлении с документами. Все, необходимые формальности кадрового делопроизводства соблюдены. Пригодится, например, для проверок ФСС, ПФР, трудовой инспекции.
Комментарии
1