НДС

Обязательства по НДС: может ли УК получить полное освобождение?

Вариант оптимизации налоговых обязательств УК, который будет предложен в статье, вызывает интерес уже давно. Он рискованный, как и любой другой способ высвобождения операций из‑под налогообложения, прямо не установленный в НК РФ. Данный вариант подойдет не всем организациям, поскольку он ориентирован на УК с относительно небольшими оборотами.

Источник: Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение"

Вариант оптимизации налоговых обязательств УК, который будет предложен в статье, вызывает интерес уже давно. Он рискованный, как и любой другой способ высвобождения операций из под налогообложения, прямо не установленный в НК РФ. Данный вариант подойдет не всем организациям, поскольку он ориентирован на УК с относительно небольшими оборотами. Его суть заключается в том, чтобы одновременно воспользоваться всеми возможными вариантами освобождения, предусмотренными Налоговым кодексом, а именно положениями ст. 145 и 149 НК РФ.

Операции, не подлежащие налогообложению

Для УК перечень таких операций установлен пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ – в части реализации коммунальных услуг и реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Трудностям, которые возникают у налогоплательщиков, пытающихся применить льготный порядок налогообложения, было уделено внимание сразу в нескольких номерах журнала (№ 11, 2013 и № 1, 3, 2014). Их немало, и все они подталкивают УК к отказу от применения льготы, поскольку стопроцентное совпадение размера платы для потребителей и стоимости услуг сторонних организаций практически недостижимо. Если размер платы превышает стоимость приобретенных товаров, работ, услуг, образуется дельта, которую необходимо обложить НДС. Мы называем такую рекомендацию финансистов изобретением нового метода определения налоговой базы по НДС – «метода разниц». Если в УК всегда образуется только положительная дельта, использование этого метода применительно к реализации коммунальных услуг может несколько упростить работу бухгалтера, только и всего. В части содержания и ремонта поквартальное определение разниц не дает достоверных сведений о добавленной стоимости, поэтому можно сказать, что суммы налога в этом случае вообще берутся с потолка. Никакой выгоды с точки зрения налогообложения по сравнению с традиционным способом расчета НДС к уплате в бюджет (начисленный налог за минусом соответствующих вычетов) «метод разниц» не дает. Если же дельта принимает отрицательное значение, в УК возникают убытки в результате применения «метода разниц» в виде потерянных вычетов, перенесенных на себестоимость работ и услуг.

Не будем больше вдаваться в подробности, констатируем лишь следующее. Управляющие организации, которые не оформляли отказ от применения льгот, предусмотренных пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, все равно имеют облагаемые НДС обороты. Причем их достоверный подсчет подчас является более трудоемким, чем исчисление НДС в обычном порядке. А простое сопоставление размера платы и стоимости услуг третьих лиц не только не минимизирует налоговые обязательства УК по НДС, но и увеличивает их в определенных ситуациях.

Однако если отказ не оформлен и освобождение применяется в том или ином виде, то можно попытаться достичь полного освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ, которое обычно компании недоступно в силу больших оборотов.

Освобождение от исполнения обязанностей по НДС

В силу п. 1 ст. 145 НК РФ организация может оформить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, только если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превышает в совокупности 2 000 000 руб. Именно поэтому в большинстве случаев воспользоваться преимуществами ст. 145 НК РФ у УК нет шансов. Почему же они есть у тех, кто использует льготы по пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ?

Дело в том, что согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 № 10252/12, институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении тех налогоплательщиков, которые имеют незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. Поэтому предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС.

В Письме ФНС РФ от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911@ по этой теме содержатся следующие выкладки. С одной стороны, п. 1 ст. 145 НК РФ не предусматривает исключения из суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), операций, не подлежащих обложению НДС либо не признаваемых объектом обложения данным налогом. С другой стороны, постановления Пленума ВАС и Президиума ВАС для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой налоговым органам следует руководствоваться при рассмотрении вопроса о целесообразности доначисления сумм НДС в рассматриваемом случае.

Отсюда следует вывод: размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ нужно рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

В нашем случае это значит, что в расчет выручки должны войти только разницы между начисленной платой и стоимостью приобретенных работ (услуг), а также облагаемые НДС поступления, не связанные с управлением МКД и содержанием и ремонтом общего имущества домов. Это значительно увеличивает шансы УК на получение освобождения от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ.

Примечательно, что, оформив такое освобождение, УК, конечно же, нужно будет контролировать размер дельт, чтобы не превысить предельную величину выручки и не утратить право на освобождение, но начислять НДС с таких разниц не придется, и это существенный момент.

Правила использования освобождения

Согласно п. 3 ст. 145 НК РФ организации, использующие право на освобождение, должны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное уведомление1 и документы, подтверждающие право на такое освобождение. В их числе выписки (п. 6):

  • из бухгалтерского баланса;
  • из книги продаж;
  • из книги учета доходов и расходов (при применении УСНО).

При оформлении освобождения в 2014 году понадобится еще копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур. С 2015 года данный документ представлять будет не нужно (см. Федеральный закон от 20.04.2014 № 81 ФЗ).

Направить пакет документов в налоговую инспекцию нужно не позднее 20 го числа месяца, начиная с которого организация использует право на освобождение. Кстати, это можно сделать и по почте, заказным письмом (п. 7 ст. 145 НК РФ).

Сделав это, организация уже не сможет добровольно отказаться от освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев (п. 4 ст. 145 НК РФ).

Утрата права на освобождение происходит в том случае, если сумма выручки за каждые три последовательных календарных месяца все же превысит 2 000 000 руб. (п. 5 ст. 145 НК РФ). Надо полагать, под суммой выручки здесь также нужно понимать только гипотетически облагаемую НДС выручку, то есть обороты, освобождаемые от обложения НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ, не должны принимать участие в расчете.

* * *

В статье предложен способ оптимизации обязательств УК по НДС, основанный на одновременном применении двух статей Налогового кодекса – ст. 149 и 145. Первый шаг на пути полного освобождения от обязанностей налогоплательщика – это применение льготы по содержанию и ремонту, а также по коммунальным услугам. Однако даже в рамках этих операций могут возникать (и чаще всего возникают) облагаемые НДС обороты в виде превышения размера начисленной потребителям платы и стоимости работ, услуг сторонних организаций. Поэтому второй шаг – оформление освобождения по ст. 145 НК РФ. Оно возможно для организаций, выручка которых (только облагаемая НДС) не превышает 2 000 000 руб. за квартал. То есть стоимостные показатели операций, не облагаемых НДС в порядке пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, в расчете не участвуют. Так считает Президиум ВАС, и с ним вынуждены были согласиться налоговики. Именно такое положение вещей дает основания полагать, что отдельные УК смогут уложиться в установленный лимит и оформить на год полное освобождение от исполнения обязанностей по НДС, а потом (при необходимости) продлить его.

1 Форма уведомления утверждена Приказом МНС РФ от 04.07.2002 № БГ-3-03/342.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию