Онлайн-кассы

ККТ? Пример оформления документов и порядок ведения бухгалтерского учета продажи товаров оптовым покупателям за наличный расчет

Ни один из действующих в настоящее время нормативных документов, регулирующих порядок работы с наличными денежными средствами и бухгалтерского учета этих операций, не дает точного ответа на вопросы, возникающие при работе с применением кассовой техники после вступления в действие нового закона.

   Ни один из действующих в настоящее время нормативных документов, регулирующих порядок работы с наличными денежными средствами и бухгалтерского учета этих операций, не дает точного ответа на вопросы, возникающие при работе с применением кассовой техники после вступления в действие нового закона.

Аудитор Холмогорова Татьяна Афанасьевна.
426057 г. Ижевск-57 тел. (3412) 75-11-86
E-mail: auditor-k@udmnet.ru

 

Главная цель закона – осуществление контроля государством за выручкой, поступающей в наличной форме. В какие-либо нормативные документы, связанные  с учетом кассовых операций, изменения не вносились, поэтому не изменились и правила ведения бухгалтерского учета операций наличных расчетов покупателей за отгруженный товар (работы, услуги).

Рассмотрим на примере два варианта оформления документов и порядок ведения бухгалтерского учета продажи товаров оптовым покупателям за наличный расчет. Аналогичным образом можно оформлять документы при получении денежных средств за выполненные работы и оказанные услуги.

Предположим, что основным видом деятельности организации ООО «Феникс» является розничная торговля, но осуществляются и оптовые отгрузки товара, при этом оформляется накладная и счет-фактура. Для получения наличных денежных средств от оптовых покупателей  используется ККМ, находящаяся

Так как порядок ведения бухгалтерского учета розничной и оптовой торговли различный, то для учета поступления денежных средств от продажи товаров оптовым покупателям,  «открыта» секция № 2 ККМ. Разблокировку секций ККМ осуществляют работники технического центра, обслуживающие организацию.

   Организация ООО «Вымпел» приобрела оптом товара на сумму 35000 рублей. Оплата за товар проведена наличными денежными средствами. Чек пробит через секцию № 2 ККМ, находящуюся в торговом зале магазина.

ООО «Феникс» ведет аналитический учет по расчетам с оптовыми покупателями на счете 62/1 «Расчеты с покупателями».

1 вариант. ООО «Феникс» принял решение не  выдавать покупателям вместе с кассовым чеком квитанцию приходного ордера.

Оформить отгрузку и оплату товара можно следующим образом.

1. Работники ООО «Феникс» оформляют накладную и счет-фактуру. Материально-ответственное лицо отпускает товар по накладной.

2. Кассир-бухгалтер выдает покупателю Справку, которую тот передает кассиру-операционисту для пробивания чека.

 

  Заполнение Справки преследует несколько целей:

  • исключает подделку чеков со стороны покупателя;
  • исключает обязательное присутствие работника бухгалтерии при оплате товара покупателем кассиру-операционисту;
  • облегчает аналитический учет покупателей, оплативших товар наличными денежными средствами.

3. Кассир-операционист получает деньги от покупателя и печатает чек через секцию № 2, ставит подпись в Справке, которую возвращает покупателю.

4. Покупатель с чеком и Справкой возвращается в бухгалтерию, где ему выдается счет-фактура. Справка передается кассиру-бухгалтеру. 

5. По окончании рабочего дня кассир-операционист сдает выручку в кассу организации.

Предположим, что выручка секции № 1 составила  34256,13 рублей, секции № 2 –80300 рублей. У кассира-бухгалтера имеются выписанные в течение дня Справки на полученные денежные средства от следующих организаций:

  •   ООО «Вымпел» - на сумму 35 000 рублей;
  •   ЗАО «СК» - на сумму  15 300 рублей;
  •   ООО «Сирень» - на сумму 30 000 рублей.
  • В бухгалтерском учете выручка от розничной продажи оприходована  (оформлен приходный ордер)

    Д  50   К 90 – на сумму 34 256,13 рублей.

    Выручка от оптовой продажи - 

    •   50  К  62/1 – 35 000 рублей от ООО «Вымпел»;
    •   50  К  62/1 – 15 300 рублей от ЗАО «СК»;
    •   50  К  62/1 – 30 000 рублей от ООО «Сирень».

      На каждого покупателя оформлен свой приходный ордер. В этом случае выручка секции № 2 в сумме 80300 рублей будет разбита на

      Для того,

      Реестр можно заменить распечаткой из бухгалтерской программы. Например, программа «1С» позволяет сделать очень удобную распечатку «Журнал проводок» по проводке Д 50  К

      Оформление Реестра необходимо для того, чтобы:

      • сверить сумму полученных денежных средств от кассира-операциониста с суммой выручки, отраженной в бухгалтерском учете записью:  Д  50  К
      • сверить правильность отражения в бухгалтерском учете и соответствие суммы выручки показаниям счетчика секции № 2 ККМ, отраженным в «Z» отчете.

      Поэтому, если вы используете распечатку из бухгалтерской программы, в конце документа  следует сделать приписку аналогичную той, что приведена в Реестре, сделав обязательно ссылку на сумму выручки, отраженную в «Z» отчете.

      2 вариант. ООО «Феникс» выдает покупателям вместе с кассовым чеком квитанцию приходного ордера. ООО «Феникс» является плательщиком НДС

      Ситуацию рассмотрим исходя из тех же условий – выручка от оптовой продажи учитывается через ККМ, находящуюся в торговом зале. В этом случае возникает вопрос: «Где же должны находиться денежные средства - в кассе организации или в кассе ККМ?»

      При решении этого вопроса учтем то, что многие организации розничной торговли предпочитают не хранить всю выручку, полученную в течение дня в кассе ККМ. Поэтому примем решение, что денежные средства, полученные от оптовых покупателей, будут находиться в кассе организации.

      Документальное оформление отгрузки товара оптовым покупателям и его оплата будут следующими.

      1. Работники ООО «Феникс» оформляют накладную и счет-фактуру. Материально- 

      ответственное лицо отпускает товар по накладной.

      2. Кассир-бухгалтер получает деньги, оформляет приходный ордер, выдает покупателю Справку, которую тот передает кассиру-операционисту для пробивания чека.

      В отличие от варианта 1 форма Справки немного изменена. По смыслу Справка стала заменять расписку кассира-бухгалтера о получении денег, так как, фактически денежные средства кассир-бухгалтер получает сразу в кассу организации, минуя кассу ККМ. При необходимости  в Справке можно указать дополнительные данные: номера накладной, счета-фактуры, приходного ордера.

      3. Кассир-операционист на основании Справки бухгалтерии, пробивает чек через секцию № 2, ставит подпись в Справке.

      Деньги приняты по приходному ордеру от ООО «Вымпел» и находятся в кассе организации. У кассира-операциониста остается Справка (можно назвать ее распиской) о том, что деньги сданы в  кассу организации через ООО «Вымпел».

      4. Покупатель с чеком возвращается в бухгалтерию, где ему выдаются счет-фактура и квитанция приходного ордера. Рекомендуем на обратной стороне квитанции сделать запись: «Без кассового чека № …. недействительна» и подпись. Так как все-таки в соответствии с действующим законодательством кассовый чек и квитанция приходного ордера являются самостоятельными платежными документами.

      5. По окончании рабочего дня кассир сдает выручку в кассу организации.  У кассира-операциониста находится выручка секции № 1, выручка секции № 2 – в кассе организации. Поэтому необходимо составить Реестр полученных денежных средств от оптовых покупателей. Основанием для Реестра будут являться Справки (расписки) кассира-бухгалтера, которые предоставит кассир-операционист. Итоговая сумма в Реестре должна совпадать с показаниями счетчика секции № 2 в «Z» отчете.

      Хотелось бы обратить внимание на то, что некоторые организации и индивидуальные организации продолжают принимать наличные денежные средства за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги без применения ККТ. Например, наличные расчеты за оказанные услуги организации железнодорожного транспорта, продолжают осуществлять без применения ККТ. С первого взгляда кажется, что неблагоприятные последствия  могут быть только для организаций-продавцов, которые нарушают закон о применении ККТ.

      Какие последствия могут быть для организаций и индивидуальных предпринимателей, оплачивающих товары (работы, услуги) наличными денежными средствами, но не подтверждающие оплату кассовым чеком?

      Это коснется тех, кто применяет кассовый метод определения выручки для целей исчисления налога на прибыль, а также тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения и определяет объект налогообложения как «доходы минус расходы».

      У тех, и у других расходы принимаются только тогда, когда затраты осуществлены и оплачены. Затраты должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законом № 54-ФЗ от 22 мая 2003 года установлено, что оплата за товары, работы, услуги наличными денежными средствами должна  осуществляться с применением ККТ. В случае отсутствия кассового чека можно сказать, что оплата не подтверждена установленным действующим законодательством документом. Следовательно, при проверках налоговые органы будут вправе не принять такую оплату в качестве расходов.

      Возможно, негативные последствия возникнут и при исчислении налога на добавленную стоимость. В настоящее время есть обширная арбитражная практика, касающаяся тех, кто не имел в расчетных документах отдельно выделенной строки с указанием суммы НДС. Арбитраж складывается в пользу налогоплательщика. И основанием для доказательства является то, что фактически платеж произведен. Будет ли суд признавать действительным платеж, осуществленный с нарушением действующего законодательства? Вполне возможно, что нет. Поэтому квитанция приходного ордера с выделенной суммой НДС без кассового чека может быть не принята к учету в качестве платежного документа для возмещения НДС.

      И совет напоследок. Необходимо оформить дополнение к учетной политике, в котором отразить способ оформления наличных расчетов с оптовыми покупателями при применении кассовой техники.

       

    Начать дискуссию