НК РФ

Не думайте о льготах свысока…

«Мальчик, конфету хочешь?» - «Хочу!» - «А нету…» - примерно так у нас власти понимают налоговое стимулирование.
Не думайте о льготах свысока…
Владимир Кашин, д.э.н., государственный советник налоговой службы II ранга, профессор Российского экономического университета им. Плеханова. Фото из архива В. Кашина

«Мальчик, конфету хочешь?» - «Хочу!» - «А нету…» - примерно так у нас власти понимают налоговое стимулирование.

Недавно Минфин России инициировал проведение инвентаризации действующих у нас налоговых льгот. И что оказалось? Сколько у нас всего этих льгот – никто не знает, сколько от них теряют бюджеты всех уровней – подсчитать невозможно, и каков от них вообще эффект для налогоплательщиков, никак непонятно. Какой-то и для кого-то, наверное, все же есть, но пока все они молчат и никто из них в этом не признается (правда, все опросы проводились без применения специальных средств дознавательной работы).

Но президент сказал налоговикам: ребята, поменьше фискальности, понизьте уровень кошмарности и давайте, наконец, беритесь за стимулирование. Что же, цели определены, задачи поставлены? За работу, товарищи! 

Но вот что здесь получается. Когда я однажды как-то взялся за работу по международному налогообложению, то с удивлением обнаружил, что нигде нет (не только в нашей стране!) ни простого и внятного определения налоговых льгот, ни какой-либо адекватной классификации этих льгот. С тех пор прошли времена и даже эпохи, империи распадались и возрождались, а мировая налоговая мысль в этом месте как-то по-прежнему цепенеет.

Что делать? А студенты спрашивают и где-то даже надоедают. Поэтому чисто для дидактических целей мне тогда же пришлось построить следующую простенькую таблицу; она же – и классификация налоговых льгот (на само определение термина я даже и не замахивался – тут нужна высокая теория!).

При этом оказалось, что на английском языке подобрать нужные названия льгот значительно легче, чем на русском. Поэтому в основе моей классификации заложены английские названия, а к ним уже подбирались, более или менее удачно, их русские эквиваленты.

И первые трудность возникла уже с самим общим названием «налоговых льгот». Из применяемых в английском языке названий - tax allowances и tax breaks - я выбрал первое (чистая вкусовщина!?). На русском языке выбор оказался богаче, но я все же остановился на привычном -  «льготы». С «послаблениями» возникли сомнения (автора слабит?), «преференции» показались недостаточно толерантными (все же демократия, понимаешь, это - свобода и равенство!), ну а «привилегии» вообще видятся очень опасными (не накликать бы новую перестройку!). А ведь давно известно: как предмет назовешь, так он и «поедет». Поэтому – только «льготы».

А названия отдельных видов льгот смотри далее в таблице: на английском – практически железобетонно устоявшиеся, на русском – чаще просто описания, а что касается точных терминов - пока есть свобода для вариаций.

Общая классификация налоговых льгот

Tax immunities

Tax exemptions

Tax deductions

Tax credits – до negative taxation

Tax rebates

Tax referrals

Tax

compensations

Tax annulations

Исключение из состава налогоплательщиков

Исключение из числа объектов обложения

Вычеты из налоговой базы по налогу

Вычеты из суммы начисленного налога – до начисления «избытка» налогового платежа

Снижение ставки налога

Отсрочки, рассрочки – для даты налогового платежа

Компенсации, возвраты из сумм уплаченного налога

Списание задолженности по налогам

Любые виды налогов

Подоходные налоги, НДС, налоги на имущество

Подоходные налоги, налоги на имущество

Подоходные налоги

Любые виды налогов

Любые виды налогов

Любые виды налогов

Решения судов, налоговые амнистии – для любых видов налогов

Далее определим следующих три фундаментальных условия (принципа) налогового стимулирования: а) любые льготы должны предоставляться «по факту» (определяющему их применение), и никак не по личному усмотрению какого-то чиновника; б) главным условием эффективности всякой налоговой льготы является «высота» вытесняемого этой льготой налогового платежа (высокая ставка налога); в) обязательным условием защиты интересов казны при применении любых налоговых льгот является наличие отлаженной системы налогового администрирования  по данному виду налога (жесткого и всеохватывающего налогового контроля).

По условиям «б» и «в» - мы все еще гордимся самой низкой и самой «плоской» ставкой подоходного налога, у нас десятки миллионов граждан живут вне всякого представления об их доходах у официальных налоговых органов (но всякие рейдеры, рэкетиры и покинутые жены как-то обеспечивают себя всей необходимой информацией), плюс есть и еще целые сферы жизнедеятельности людей, где свирепствует вирус СПИН («синдром придуманного иммунитета от налогов»). Это – вся сфера криминала, коррупция, банкиры – «канализаторы» оборота грязных денег, мигранты, и т.д.

А как же иначе? – спросите вы. Ну да, вот у нас покупает безработный «Ламборджини-Дъяболо» (самокат по цене около миллиона долларов). Его вызывают: «Где взял?» - «Купил!» - «Откуда деньги?! – «Украл!» - «У кого?» - «Ну, такой высокий, в шляпе и с портфелем!» - «Ладно, будем искать, а пока – распишитесь вот здесь». И дальше – все тем же макаром: «Ну вот, опять мы вас пригласили. Так как, фамилию господина с… («А портфель я выкинул!» - «Ну, ладно, ладно, господина без портфеля»), не вспомнили?» - «Нет-нет, и была ли у него родинка на щеке, тоже не помню!» - «Ну, ладно, ждите следующей повестки!» А потом раз, и срок давности вышел: «Здрасте, ваше дело закрыто, распишитесь здесь и здесь».

И это все называется у нас – официально и общегласно - «презумпция невиновности». Украл – сохранил невинность – получи иммунитет от налогов.

А вот как в США. За известным гангстером Альфонсом Габриэлем Капоне (по прозвищу «Большой Аль») полиция охотилась еще с 1917 года, его обвиняли в ведении незаконного игорного бизнеса, бутлегерстве, сутенерстве, и т.д. В конце концов, он создал целую преступную империю (которую охранял самыми жестокими методами – по его приказам были убиты сотни людей), он имел на содержании мэров целых городов и даже судей – и отсюда не удивительно, что все обвинения в судах против него разрушались «из-за отказа свидетелей от своих показаний».

Но вот в 1931 г. за него взялись налоговые органы. «Большой Аль» вначале действовал абсолютно по нашей схеме: «На что живешь? Откуда деньги на рестораны, на курорты, на девочек?» - «Что-то нашел, что-то от бабушки осталось, где-то друзья помогают, и т.д. А так я же нигде не работаю, ничего не зарабатываю, и вообще все эти авто, яхты и виллы – совсем не мои и даже не на меня записаны».

Результат – решение суда: «расходы доказаны, доходы не декларировал и налоги с них не уплачивал   – получи десять лет тюрьмы и штрафы за неуплаты налогов на сумму в 388 тыс. дол. (в нынешних долларах сумма будет раз в 20 больше).

С этих времен все деятели американского криминального мира добросовестно и аккуратно уплачивают все полагающиеся с них налоги со всех своих доходов. Вначале, правда, была небольшая заминка: как указывать в налоговых декларациях источники доходов – «украл», «отнял», «вымогал», и т.д.? Не совсем как-то удобно!

Но тут очень удачно подвернулась идея прачечных: занял подвал, поставил десяток прачечных автоматов – и сдавай ежедневно «наличку» от вполне «легального бизнеса». Отсюда и известное на весь мир американское изобретение  – наряду с Кока-Колой и Макдональдсом –  безукоризненная модель «отмывания грязных денег». Грабь, убивай, воруй – но есть у тебя прачечная, бар, салон красоты, фитнесс-центр, и т.д. – тогда просто сдаешь на их счета в банке «выручку», платишь все положенные налоги – и ты чист перед законом.

Сразу скажем, что у нас никакого «отмывания» денег (превращения наличных денег в средства на банковском счете) нет и его просто у нас и не надо - поскольку налоговый контроль в отношении оборота наличных денег и капиталов в РФ отсутствует и спрашивать у людей о том, на что они живут и как так «без всяких доходов» вполне преуспевают, никак нельзя. А почему? Потому что у нас теперь имеет место быть «истинно демократическое» правило «презумпции невиновности».

Кстати, и законы США о борьбе против отмывания (легализации) «грязных денег» - совсем не то, что у нас. К примеру, в них есть норма, запрещающая деньги, заработанные незаконным путем, вкладывать в легальные отрасли бизнеса. А это конкретно означает следующее: если на средства, полученные от преступной деятельности, будут приобретены акции легально действующей компании, или объект недвижимости, или эти средства будут положены на депозит в банк, то по этому закону тюремное заключение грозит не только самому фигуранту этой деятельности, но также и кассиру банка, принявшего деньги на счет, и маклеру-риэлтеру, подготовившему сделку, и продавцу объекта недвижимости, принявшему наличные в уплату за свою собственность (если расчеты идут через банк – смотри выше), и клерку, заносившему сведения о переуступке ценных бумаг в реестр акционеров компании – вообще любым лицам, которые каким-либо образом принимали участие в оформлении сделок, признанных «легализацией» доходов, полученных от противоправной деятельности.

А такими, напомним, по законам США признаются любые доходы (наличные и безналичные), которые не задекларированы должным образом перед налоговыми органами и с которых не уплачены положенные с них налоги. И при этом «доходом» считаются любые денежные суммы, находящиеся в распоряжении налогоплательщика – как наличные, так и безналичные – в отношении которых налогоплательщиком не доказано обратное (к примеру, он должен предъявить документы, что эти деньги только что сняты со счета в банке, или что он обналичил чек на эту сумму, или что он занял эту сумму у друга – правда, в этом случае происхождение наличной суммы денег придется таким же образом доказывать уже самому этому другу, и т.д.).

А для иллюстрации нашей практики «работы» с налоговыми льготами достаточно привести пример так называемых «налоговых кредитов». Действительно, такая льгота в мире есть, она показана выше в нашей таблице, и она очень эффективна. Достаточно сказать, что вся огромная сфера благотворительной деятельности в США (с оборотами в сотни миллиардов долларов!) своему существованию обязана исключительно высоким ставкам подоходных налогов и сопутствующим им «налоговым кредитам».

А что у нас? Есть и у нас в НК РФ «налоговые кредиты», однако льготы такой нет, а под этим модным лейблом просто укрыли банальные отсрочки налоговых платежей. Ошибки – намеренные или нет, не знаем – в следующем.

Первая – просто в переводе. Далекий от темы переводчик  в  tax credit,  вместо «крЕдит» - как против бух. «дебета»,  перевел «кредИт» - как ссуда, предоставление займа. Вторая – уже и в самой сути этого термина. На самом деле, налоговая льгота в форме «налогового  кредита» не бывает просто как «налоговый кредит», всегда в ней должно присутствовать  указание на предмет «льготирования»: инвестиции – «инвестиционный налоговый кредит», инновации – «инновационный налоговый кредит»,  на цели создания новых рабочих мест – «имплоймент тэкс кредит», и т.д.

Ну, конечно, и третья ошибка – общая у нас убежденность властей в том, что любая льгота должна предоставляться «по усмотрению» начальника, а не автоматически, просто по предъявлению доказательства о выполнении условий применения данной льготы (смотри выше наш принцип «а»).

Но, по правде сказать, в отношении льготы «налоговые кредиты» не все так безнадежно. На самом деле, эта «зарубежного происхождения» налоговая льгота у нас есть, и в наше налоговое право она давно проникла из давно действующих у нас налоговых соглашений с другими странами (а их у нас более 70!). Это – «иностранный налоговый кредит» - в одних налоговых соглашениях (или «зачет» - как весьма приблизительно переведено в русских текстах других налоговых соглашений).

Но и первый перевод, строго говоря, тоже неверный: правильно будет – «крЕдит на сумму иностранного налога».  Немножко коряво, но зато – точно.  А дальше можно было пойти  и на включение этой правильной (и очень важной и нужной!) налоговой льготы и в наш Налоговый кодекс.

Но – не получилось! Возможно, как раз по причине этой неустранимой (так ли?) потенциальной корявости ее точного перевода на русский язык и сложилась так несчастливо последующая судьба этой льготы в нашем налоговом законодательстве.

А вообще, конечно, все попытки властей как-то упорядочить применение у нас налоговых льгот можно только приветствовать. И здесь надо указать на желательность – или даже необходимость!? – введения в нашу налоговую и бюджетную статистику таких понятий, как tax expenditures и tax gaps, успешно применяемых в западной  практике бюджетного планирования для контроля за обоснованностью и эффективностью всей массы применяемых там налоговых льгот. А отсюда уже будет недалеко и до предметного разговора о совершенствовании и вообще всей системы налогового стимулирования – как это и было прямо обозначено в последних указаниях нашего президента.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию