Е. Пальмина
В конце года фирмы традиционно делают сверку расчетов. В этом году такое мероприятие стало особенно необходимым. Ведь с 2006 года изменится порядок уплаты НДС в бюджет. В связи с этим законодатели обязали всех плательщиков провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности.
С одной стороны, инвентаризацию расчетов перед составлением годовой отчетности нужно проводить в любом случае. Это следует из пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Однако зачастую компании игнорируют это требование или относятся к нему формально.
Сейчас ситуация складывается по-другому. Как вы уже знаете, с 1 января 2006 года фирмы должны платить НДС по наиболее ранней из двух дат: отгрузка или оплата товара (новая редакция п. 1 ст. 167 НК). И если у компании не будет данных инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2005 года, у нее могут быть серьезные проблемы с «переходным» НДС.
Именно поэтому законодатели обязали всех налогоплательщиков этого налога сверить свои обязательства (п. 1 ст. 2 Закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ). «Сразу отметим: это распространяется на всех налогоплательщиков НДС. Как на тех, кто сейчас работает “по оплате”, так и на тех, кто считает налог “по отгрузке”, объясняет Ирина Мамина, генеральный директор ООО АФ “Аудиторское партнерство”. – При этом инспекторов интересуют только те расчеты, в которых фигурирует налог на добавленную стоимость».
Готовим основу для нового НДС
Инвентаризация дебиторки нужна прежде всего фирмам, которые сейчас уплачивают НДС «по оплате». Она поможет им зафиксировать, сколько покупатели должны за реализованную (отгруженную), но еще не оплаченную продукцию (работы, услуги) по состоянию на 1 января 2006 года. И соответственно зафиксировать суммы НДС, входящие в состав этих долгов.
Дело в том, что в течение еще двух лет налогоплательщики смогут начислять налог за прошлые поставки методом «по оплате». Если же покупатели не погасят долги в течение этих двух лет, то с их суммы придется начислить налог в первом налоговом периоде 2008 года (п. 7 ст. 2 Закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ).
Инвентаризация кредиторской задолженности нужна для фиксирования сумм по товарам и услугам, которые приняты к учету, но на 1 января 2006 года еще не оплачены. Принять НДС к вычету по этим товарам можно будет после оплаты. Однако если компания не заплатит поставщикам в течение двух лет, то сумму НДС все равно можно будет принять к вычету в первом периоде 2008 года (п. 9 ст. 2 Закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ).
Налогоплательщикам, которые сейчас работают «по отгрузке», тоже придется потратить время на инвентаризацию расчетов с контрагентами.
Инвентаризационные акты и описи зафиксируют суммы за принятые к учету, но еще не оплаченные товары (работы, услуги) на 1 января 2006 года. Принять НДС к вычету по ним можно будет в течение первого полугодия 2006 года (п. 10 ст. 2 Закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ). Если фирма платит налог на добавленную стоимость помесячно, то по 1/6 каждый месяц. Если поквартально, то по 1/2 за квартал.
Соблюдаем формальности
Порядок проведения инвентаризации описан в методичке, утвержденной приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49. А документы, которые нужно оформить, приведены в постановлении Госкомстата от 18 августа 1998 г. № 88. Проведение инвентаризации оформляют приказом руководителя. В нем же (или в отдельном распоряжении) назначают инвентаризационную комиссию.
Инвентаризацию проводят в присутствии лица, ответственного за ведение документов по расчетам с контрагентами. Но если ответственный работник отсутствует, можно провести выверку сумм и документов без него. На результаты инвентаризации это не повлияет. А вот отсутствие одного из членов комиссии в момент инвентаризации дает основание считать ее результаты недействительными. Поэтому таким сотрудникам нужно приказом руководителя назначать замену.
В ходе инвентаризации составляют акты сверки расчетов в двух экземплярах. Первый высылают контрагенту, а второй оставляют в бухгалтерии. Обратите внимание: специального бланка акта нет. Поэтому его можно оформлять в произвольном виде. Однако есть условие: никакого зачета между дебетовой и кредитовой частью быть не должно. И не забудьте выделить суммы НДС.
Зачесть взаимные обязательства партнеры могут только по результатам сверки. Обратите внимание: для решения о взаимозачете достаточно заявления одной стороны.
После того как акты сверки подписаны, оформляют акт инвентаризации по форме № ИНВ-17 – в двух экземплярах. Акт составляют на основе справки (приложение к форме № ИНВ-17). Один экземпляр акта передают в бухгалтерию, а второй оставляют в комиссии.
Списываем долги под шумок
В результате инвентаризации может всплыть просроченная задолженность. Как дебиторская, так и кредиторская. А значит, придется ломать голову, что с ней делать.
Фирмам, которые платят НДС «по отгрузке», долги по дебиторке желательно побыстрее списать. Но сделать это не так-то просто. Сначала нужно убедиться, что истек срок исковой давности (три года), затем доказывать налоговой, что долг действительно безнадежен. Ведь даже решение суда и отсутствие имущества у должника порой не гарантируют возможность списать задолженность на расходы. По закону к приставам можно обращаться до бесконечности.
На практике получается, что только ликвидация контрагента позволяет воспользоваться правом, указанным в пункте 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации» и подпункте 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса. Да и в этом случае фирме необходимо получить выписку из госреестра. По мнению инспекторов, только она может подтвердить запись о ликвидации дебитора в Едином государственном реестре юридических лиц (письмо МНС от 15 сентября 2004 г. № 02-5-10/53).
Допустим, все эти препятствия вы преодолели. Тогда в налоговом учете относим на расходы сумму дебиторки с учетом НДС (письмо Минфина от 7 октября 2004 г. № 03-03-01-04/ 1/68).
Плательщики НДС «по оплате» в списании просроченной дебиторки не заинтересованы. Ведь инспекторы обязывают их перечислить в бюджет НДС (п. 5 ст. 167 НК). «Поэтому раньше многие фирмы хитрили и продлевали срок исковой давности с помощью письма или акта сверки с контрагентом, – поясняет Владимир Мещеряков, глава авторского коллектива книги “Годовой отчет – 2005”. – Теперь же получается, что по истечении двух лет фирме все же придется уплатить “переходный” НДС со всей суммы неоплаченной своевременно задолженности».
Аналогично обстоит дело и с просроченной кредиторской задолженностью. Фирмы не заинтересованы признавать ее таковой, чтобы не включать ее в доходы и не платить налог на прибыль. Владимир Мещеряков советует предпринять для этого следующее: «По просроченной кредиторской задолженности можно удлинить срок исковой давности. Для этого нужно отправить кредитору письмо или акт сверки. Тем самым фирма признает свой долг, а “исковый” срок продлится еще на три года. Однако в любом случае по истечении двух лет суммы “переходного” НДС по этой кредиторке можно будет принять к вычету».
Начать дискуссию