ЭДО

Нужно ли ФНС создавать собственный сервис документооборота?

Когда в кулуарах заходит речь об операторах электронного документооборота (ЭДО), коллеги часто начинают удивляться: если ФНС так сильно форсирует наш переход на ЭДО, почему же тогда она сама не создаст сервис обмена и не начнет предлагать его налогоплательщикам бесплатно? Этот же вопрос мы получаем и на открытых площадках – на форумах, в блогах и социальных сетях. Действительно, ведь ФНС совсем не скрывает своей заинтересованности в ЭДО и всячески мотивирует нас переходить на электронный обмен.
Нужно ли ФНС создавать собственный сервис документооборота?
На фото Карина Кассис, аналитик компании Synerdocs

Когда в кулуарах заходит речь об операторах электронного документооборота (ЭДО), коллеги часто начинают удивляться: если ФНС так сильно форсирует наш переход на ЭДО, почему же тогда она сама не создаст сервис обмена и не начнет предлагать его налогоплательщикам бесплатно? Этот же вопрос мы получаем и на открытых площадках – на форумах, в блогах и социальных сетях. Действительно, ведь ФНС совсем не скрывает своей заинтересованности в ЭДО и всячески мотивирует нас переходить на электронный обмен.

Предыстория

В 2012 году у российских налогоплательщиков появилась возможность выставлять и получать счета-фактуры в электронном виде. Как это обычно бывает, у каждой возможности есть свои ограничения. На этот раз ограничение заключалось в том, что обмениваться электронными фактурами разрешалось исключительно через операторов электронного документооборота. Устанавливая такие требования, ФНС дала развитие новому направлению бизнеса – предоставление услуг по организации межкорпоративного электронного документооборота.

Спустя два года ничего не изменилось, и многих налогоплательщиков возмущает тот факт, что за отправку электронного документа надо платить. Доводы о том, что бумага обходится дороже, мало кого убеждают, сила привычки куда сильнее.

А что было бы, если тогда, два года назад, ФНС своими силами или с помощью аутсорса разработала свой сервис обмена счетами-фактурами и предлагала использовать его на бесплатной основе?

Сервис обмена от ФНС – хорошо

Первый и самый очевидный плюс – бесплатный обмен. Сомнительный, но теоретически возможный. Сомнительный потому, что не имеет значения, кто является разработчиком сервиса, государство или коммерция, в любом случае требуются специалисты, работу которых необходимо оплачивать, а также постоянная поддержка сервиса также нуждается в финансировании. Лучший способ сделать услугу бесплатной со стороны государства – поднять налоги.

Будь у нас сервис от ФНС, не пришлось бы сейчас операторам «ломать» голову, как организовать роуминг. Такая потребность просто не могла бы появиться, и это положительный момент.

Обмениваясь документами через ФНС, как оператора, не пришлось бы приобретать системы по сдаче налоговой отчетности и представлению документов, все необходимые документы служба проверяла бы сразу, что сэкономило бы время и финансы, как налогоплательщикам, так и инспекторам.

Также в плюсы можно отнести то, что не пришлось бы тратить время на отслеживание изменений законодательства по формам и форматам электронных документов. Все изменения сразу бы проходили в сервисе, и налогоплательщикам не пришлось бы волноваться, что их документы могут не соответствовать требованиям действующих нормативных актов.

Сервис обмена от ФНС – плохо

Будь у нас один оператор в лице ФНС, сервис обмена не получил бы никакого развития, и оставался бы неизменным на протяжении многих лет, несмотря на то, что весь ИТ-мир не стоит на месте. Представьте только, что у вас больше нет права выбора и никому неважно устраивает вас функциональность приложения или нет. Нет конкуренции – нет развития.

У плюса, что не пришлось бы приобретать системы по сдаче налоговой отчетности и представлению документов, есть и другая сторона. ФНС будет иметь доступ ко всем документам, которыми происходил обмен через сервис. Компании, которые готовы открыть свою бухгалтерию сегодня есть, но это единицы. В большинстве остаются компании, которых это не устраивает.

Нельзя забывать о том, что современный оператор ЭДО всегда может выступить третьей независимой стороной в спорных ситуациях между контрагентами и подтвердить факт передачи любого документа. В случае работы через сервис ФНС, ни о какой независимой стороне говорить не приходиться.

***

Как у любого явления, в том, что ФНС не разработала свой сервис обмена электронными документами, есть плюсы и минусы.

В результате все зависит лишь от того, каково ваше отношение к сложившейся ситуации. Иногда достаточно взглянуть на вещи под другим углом, и мир перестает быть враждебно настроенным.

Комментарии

5
  • Kalita
    Умиляет "сервис без развития с ограниченной функциональностью", как минус. Как раз он и нужен для ЭДО, без всяких функциональностей.
    А то своими дополнительными "функциональностями" каждый сервис стремится напичкаться, в результате у пользователей сносит крышу, каждая программа становится все тяжелее и неповоротливей, а в дополнительных функциональностях просто некогда разбираться большинству пользователей.
    Шлюз ФСС по шифрованию и приему 4-ФСС- был идеальный. Еще бы ЭЦП бесплатно выдавал.

  • Kalita

    Цитата:
    "только ФСС требовал своих уникальных ЭЦП, строил свой отдельный достаточно неудобный документооборот "

    у меня ничего не требовал, шифровался файл, сделанный в любой программе и подписывался ЭЦП, выданный любым оператором. Отправлялся через шлюз ФСС, без участия операторов. Приходила квитанция о приеме, там же. Он, вроде, и сейчас еще действует, этот шлюз?

  • Karina Kassis

    Цитата:

    "Шлюз ФСС по шифрованию и приему 4-ФСС- был идеальный. "

    Хочется обратить внимание, что в статье речь идет про сервисы обмена электронными документами, а не про сервисы сдачи отчетности.