Источник: Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение"
Как известно, Законом о контрактной системе установлено достаточно большое количество способов, чтобы осуществить закупки для обеспечения деятельности учреждений. Некоторые из них зависят от суммы закупки или процента от совокупного годового объема средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком. Наибольший интерес представляют закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и запрос котировок. О том, при каких условиях возможно осуществление данных закупок в настоящее время и как планируется облегчить использование этих способов, расскажем в статье.
Определение совокупного объема закупок
Важным моментом является расчет совокупного годового объема закупок, ведь именно от него зависит определение процента средств для проведения закупок у единственного поставщика и путем запроса котировок. На сайте Минэкономразвития можно найти разъяснения о том, каким образом в 2014 и 2015 годах заказчики осуществляют расчет совокупного годового объема закупок. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона о контрактной системе такой расчет производится заказчиками без использования планов-графиков. Вместе с тем в силу ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте РФ в Интернете для размещения сведений о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, с учетом особенностей, установленных Приказом Минэкономразвития РФ № 544, Казначейства РФ № 18н от 20.09.2013.
При этом расчет совокупного объема закупок в 2014 и 2015 годах производится с использованием планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы.
Кроме того, следует отметить, что договоры, заключенные в 2013 году в соответствии с лимитами 2014 года, не учитываются в совокупном годовом объеме закупок 2014 года, который исчисляется в соответствии с планом-графиком размещения заказов на 2014 год.
Такое разъяснение потребовалось ввиду отсутствия определения совокупного годового объема закупок. Однако директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития М. В. Чемерисов на проведенной в г. Пятигорске 10 и 11 апреля 2014 года конференции для заказчиков Северо-Кавказского федерального округа указал, что планируется скорректировать ст. 3 Закона о контрактной системе путем ввода в нее п. 16, согласно которому совокупным годовым объемом закупок будет считаться утвержденный заказчику на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления закупок на основании Закона о контрактной системе, в том числе для оплаты обязательств по контрактам, заключенным до начала финансового года.
То есть годовым объемом закупок будет являться сумма денежных средств, которую заказчик потратит на закупки в текущем году. Это деньги как на оплату ранее заключенного контракта, так и на оплату тех контрактов, которые заключаются и исполняются в текущем году. Например, если контракт заключается в текущем году и будет исполняться в течение нескольких лет, в совокупный годовой объем закупок войдет лишь та часть суммы контракта, которая в соответствии с доведенными лимитами либо (для бюджетных учреждений) планами финансово-хозяйственной деятельности будет оплачена в текущем году.
В настоящее время для определения совокупного годового объема закупок рекомендуем взять за основу сумму денежных средств, определенную планом материально-технического снабжения, планом финансово-хозяйственной деятельности или другим документом, без учета расходов на выдачу заработной платы, уплату страховых взносов и осуществление компенсационных выплат работникам.
Например, в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности ГУЗ на 2014 год объем расходов составляет 15 млн руб., из которых ФОТ равен 8 млн руб., обязательные платежи (налоги, госпошлина и пр.) – 0,5 млн руб., а компенсации работникам – 0,3 млн руб. В таком случае совокупный годовой объем закупок составит 6,2 млн руб. (15 - 8 - 0,5 - 0,3).
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Согласно ст. 93 Закона о контрактной системе существуют 33 основания, по которым осуществляется закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Нам интересен п. 4 ч. 1 данной статьи, согласно которому осуществление такой закупки возможно при закупке товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 5% от размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более 50 млн руб. в год.
Обратите внимание
Требование об осуществлении закупок в соответствии с утвержденным планом-графиком вступает в силу с 1 января 2016 года (ч. 3 ст. 114 Закона о контрактной системе). Но учиться работать согласно этому правилу нужно уже сейчас.
Итак, медицинскому учреждению следует четко уяснить, что оно может осуществить лишь определенное количество закупок у единственного поставщика, сумма каждой из которых не может быть более 100 000 руб., и отслеживать это. Как только в сумме они превысят 5% от годового объема средств на все закупки, закупка у единственного поставщика станет невозможной. Например, у городской больницы совокупный объем средств на осуществление закупок на 2014 год в соответствии с планом-графиком составляет 35 млн руб. Данная больница сможет осуществить закупки у единственного поставщика на сумму не более 1,75 млн руб. (5% от 35 млн руб.), при этом каждая из них должна быть на сумму не более 100 000 руб. То есть данным способом больница сможет осуществить минимум 17 закупок.
Отметим, что Минэкономразвития представило на рассмотрение предложение о том, что заказчик сможет выбирать, на какую сумму от объема закупок он будет осуществлять закупки у единственного поставщика:
- 2 000 000 руб.;
- 5% от размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок, но не более 50 млн руб.
Первый вариант, по мнению ведомства, подойдет для «маленьких» заказчиков с объемом закупок до 10 млн руб. в год, и такие изменения позволят учреждениям более оперативно размещать заказы на большую сумму.
Запрос котировок на закупку товаров, работ, услуг
В соответствии со ст. 72 Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок информация о закупаемых для обеспечения нужд учреждения товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
При этом учреждение здравоохранения вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 000 руб. Совокупный годовой объем закупок, осуществляемых данным способом, не должен превышать 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более 100 млн руб. в год.
В случае с запросом котировок, как и при осуществлении закупок у единственного поставщика, медицинскому учреждению для расчета совокупного годового объема закупок можно применять план финансово-хозяйственной деятельности или иной документ, поскольку положения Закона о контрактной системе об обязательности плана-графика вступают в силу с 2016 года.
Например, у больницы совокупный объем средств на осуществление закупок на 2014 год в соответствии с планом-графиком составляет 15 млн руб. Она сможет осуществить запросы котировок на сумму не более 1,5 млн руб., при этом сумма каждой закупки должна быть не более 500 000 руб.
* * *
Подводя итог, отметим, что заказчику – медицинскому учреждению необходимо заблаговременно спланировать свои закупки. При этом нужно расставить приоритеты и определить, какие товары, работы и услуги будут закупаться у единственного поставщика, а какие – другими способами, чтобы рассчитанный лимит от совокупного годового объема закупок расходовался на первоочередные нужды.
Начать дискуссию