НДС

Новая коллекция НДС 2006

Итак, в главу, посвященную налогу на добавленную стоимость, внесены кардинальные поправки. В следующем году бухгалтерам придется серьезно пересмотреть свою политику и постараться адаптироваться к новым условиям расчета налога.

Т. Бартенева


Итак, в главу, посвященную налогу на добавленную стоимость, внесены кардинальные поправки. В следующем году бухгалтерам придется серьезно пересмотреть свою политику и постараться адаптироваться к новым условиям расчета налога.


Фирмам дали время привыкнуть к новому НДС


Начнем с приятного: с нового года начнет действовать обновленная статья 145 Налогового кодекса. Теперь можно будет получить освобождение от уплаты налога, если сумма выручки за три месяца не превысила 2 миллионов рублей. Напоминаем, что в старой редакции закона фигурировала цифра в 1 миллион. Высчитать налоговый период для этого можно следующим образом. Если выручка за последние три месяца 2005 года (октябрь, ноябрь, декабрь) не превысила указанной суммы, то с 1 января 2006 года фирма может получить освобождение. Отметим, этот пункт изменили в пользу организаций.


Основной вопрос, который волнует бухгалтеров в связи с принятием новой редакции главы 21 Налогового кодекса, – это переход на единый метод начисления. Ранее выбор – «по отгрузке» или «по оплате» – лежал на организации. С нового года законодатель устанавливает одинаковую для всех позицию – «по отгрузке». Это значит, что фирма может зачесть НДС, не дожидаясь перехода права собственности на товар. Налоговая база возникает сразу при получении счета-фактуры.


Переход на новый метод начисления будет происходить постепенно. Для него законодатели выделили два года. Организациям, работавшим «по оплате», необходимо провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности на 31 декабря 2005 года. Это нужно для того, чтобы установить, сколько товара отгружено или получено, но не оплачено. НДС по нему можно будет начислять по мере оплаты.


Для товаров, работ и услуг, переданных покупателям, но не оплаченных до 2006 года, по-прежнему можно будет отражать НДС «по оплате». То есть налог надо будет начислять по мере того, как от покупателей поступят деньги или другое имущество в счет погашения долга. Но действовать так можно только до 1 января 2008 года. В первом же налоговом периоде 2008-го весь НДС по неоплаченным товарам, реализованным до 1 января 2006 года, придется заплатить в бюджет.


Те же, кто сейчас определяет налоговую базу «по отгрузке», в первом полугодии 2006-го зачтут весь входной НДС за 2005 год. Сделают они это помесячно равными долями.


Кто не сможет без оплаты


Несмотря на то что начислять НДС будут только по факту отгрузки товаров, в новом году для некоторых случаев сохраняется необходимое условие оплаты. Например, при покупке за рубежом фирма должна подтвердить, что на таможне груз оплачен.


Также только после факта оплаты налоговый агент сможет поставить НДС, удержанный и перечисленный в бюджет, к вычету. Да и для того, чтобы возместить налог по строительно-монтажным работам, выполненным по договорам подряда, факт уплаты необходим.


Следующее условие вычета по факту оплаты прописано в пункте 2 статьи 172 Налогового кодекса. В нем указано, что в обязательном порядке налог должен быть оплачен, если вы приобретаете товары, работы и услуги за счет собственного имущества. Изменилась и статья 161 кодекса. Теперь она предполагает, что с января 2006 года обязанности налогового агента возникнут и у посредников.


Внесены изменения и в пункт 4 статьи 168 кодекса. Напомним, она касается неденежных форм расчетов. Так, с 1 января 2007 года все фирмы, рассчитывающиеся подобным образом, обязаны будут в платежке выделять НДС отдельной строкой. Для того чтобы они могли это сделать, в будущем году законодатели собираются ввести новую форму платежного поручения.


Ноль – это серьезно


Существенным изменением по нулевой ставке стало исключение пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса. Это дало возможность не платить авансы организациям, которые реализуют товар с НДС 0 процентов (например, экспортерам). Но в этом случае необходимо обратить внимание на пункт 9 статьи 167. В нем указан срок для сбора необходимых экспортеру документов, чтобы получить право на применение ставки


0 процентов. Если же в данный период пакет собран не будет, фирме придется заплатить НДС с фактически полученных авансов.


Изменения коснулись также статьи 176 кодекса. Напомним, она устанавливает срок, в который налоговики должны вынести решение, возмещать НДС из бюджета или нет. Он исчисляется со дня представления декларации и иных документов, предусмотренных статьей 165 кодекса. В течение этого времени налоговый инспектор проводит камеральную проверку, встречные сверки поставщиков и направляет запросы в государственные органы. С нового года налоговым органам на проверку отведено фактически два месяца.


Здесь надо сказать, что при внесении изменений в статью 165 Законом от 22 июля 2005 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”» законодатели допустили оплошность. В пункте 1 этой нормы установлен перечень документов, обязательных для применения ставки 0 процентов. Напомним, что закон № 117-ФЗ добавил подпункт 5. В соответствии с ним помимо других документов (подп. 1—4 п. 1 ст. 165 НК) фирме, расположенной в свободной экономической зоне (ОЭЗ), нужно также представлять:



  • контракт (его копию) с резидентом особой экономической зоны;
  • платежные документы об оплате товаров;
  • таможенную декларацию с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны;
  • копию свидетельства о регистрации лица в качестве резидента ОЭЗ, выданную федеральным органом исполнительной власти.


В том же случае, если организация не представит эти документы, ей откажут в применении ставки 0 процентов.


Но давайте посмотрим внимательнее на это требование. Анализ статьи предполагает, что при таком составе документов ни одна фирма не получит вычет. Ведь экспортер не сможет представить таможенную декларацию с помещением под таможенный режим свободной экономической зоны, потому что у него будет совершенно другой режим. Точно так же резидент никогда не представит грузовую таможенную декларацию в экспортном режиме.


Справедливости ради стоит отметить, что законодатели признали свою ошибку. Сейчас в Госдуму внесен законопроект, изменяющий редакцию 165-й статьи. Депутаты надеются в ближайшее время устранить проблему подтверждения налоговой ставки 0 процентов.


НДС и спецрежимы


Теперь поговорим о предприятиях, применяющих упрощенку или желающих на нее перейти. Каким образом предъявлять НДС к вычету при перемене режима? К сожалению, этот вопрос на сегодняшний момент остался нерешенным. Очень много проблем возникает, когда фирма меняет специальный режим на общий.


Например, организация, находясь на упрощенной системе, приобрела товары и услуги с НДС. Она их не использовала и теперь переходит на традиционную систему налогообложения. Должен ли бухгалтер задним числом рассчитать налог и можно ли эту сумму принимать к вычету? Минфин разъяснил, что можно (письмо от 26 апреля 2004 г. № 04-03-11/62). Но давайте посмотрим главу 21 Налогового кодекса. Там указано, что к вычету принимается тот налог, который выставлен «плательщику налога на добавленную стоимость». А упрощенец им не является.


Есть еще один спорный момент. Допустим, товар реализован в период, когда компания находилась на спецрежиме. Оплата за него поступила уже в следующем году, когда фирма перешла на обычную систему налогообложения. Нужно ли включать эту сумму в налоговую базу по НДС? На этот вопрос ответа пока нет.


Итак, законодателю предстоит решить эти и другие проблемы учета. Только тогда можно будет надеяться, что переходный период по НДС пройдет относительно безболезненно.



справочно


Особая экономическая зона – это часть территории России, где действует особенный режим предпринимательской деятельности (ст. 2 закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ). Свободная таможенная зона – таможенный режим, при котором российские товары размещаются и используются на условиях, сходных с режимом экспорта (ст. 37 закона № 116-ФЗ). При этом фирма уплачивает акцизы, но не платит вывозные таможенные пошлины.



 



справочно


Недавно в столице прошел круглый стол, посвященный изменению главы 21 Налогового кодекса. Его организаторами были государственный научно-исследовательсткий институт развития налоговой системы ФНС, издательство «Бератор» и журнал «Консультант». Наиболее важные моменты нового НДС прокомментировала руководитель департамента косвенных налогов Минфина Надежда Чамкина:


«Обратите внимание на операции по договорам простого товарищества и доверительного управления (ст. 174 НК). Как быть тем налогоплательщикам, которые по разным причинам освобождены от уплаты НДС? Оказывается, на кого выставлен счет-фактура, значения не имеет. Учитывать и платить налог должен доверительный управляющий, то есть тот участник, которому доверили общие дела. Он же представляет декларацию.


Еще один нюанс. В будущем году законодатели планируют освободить от уплаты авансовых платежей поставки продукции с длительным производственным циклом. Состав такой продукции должен быть определен постановлением правительства, которого на данный момент нет. Если законодатели не прояснят этот вопрос до января 2006-го, фирмы не смогут воспользоваться льготой».




Начать дискуссию