Трудовое право

Спецоценка условий труда и изменения в законодательстве

В Минюсте зарегистрирован Приказ Минтруда РФ от 20.02.2014 № 103н, вносящий изменения в некоторые нормативные правовые акты Минздравсоцразвития, Министерства труда и социального развития и Министерства труда и социальной защиты и признающий утратившими силу два приказа.

Источник: Журнал "Руководитель бюджетной организации"

В Минюсте зарегистрирован Приказ Минтруда РФ от 20.02.2014 № 103н, вносящий изменения в некоторые нормативные правовые акты Минздравсоцразвития, Министерства труда и социального развития и Министерства труда и социальной защиты и признающий утратившими силу два приказа.

Документы, затрагивающие аттестацию рабочих мест по условиям труда, приводятся в соответствие с законодательством РФ о специальной оценке условий труда (СОУТ). Так, слова «аттестация рабочих мест по условиям труда» заменены словами «специальная оценка условий труда».

Подробнее рассмотрим некоторые более серьезные изменения.

Как рассчитать коэффициент проведения СОУТ?

Согласно поправкам, внесенным в Методику расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденную Приказом Минтруда РФ от 01.08.2012 № 39н (далее – Методика расчета), коэффициент проведения СОУТ (q1) у страхователя рассчитывается как отношение разницы числа рабочих мест, где проведена СОУТ, и числа рабочих мест, условия труда на которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам проведения СОУТ, к общему количеству рабочих мест страхователя:

q1 = (q11 - q13) /q12, где:

q11 – количество рабочих мест, в отношении которых проведена СОУТ на 1 января текущего календарного года;

q12 – общее количество рабочих мест (ранее – число рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

q13 – количество рабочих мест, условия труда на которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам проведения СОУТ (п. 2.4 Методики расчета).

Если аттестацию рабочих мест по условиям труда могла проводить организация, аккредитованная на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда, то СОУТ осуществляется организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в установленном законодательством РФ порядке.

Особенности финобеспечения мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний

Наибольшие изменения коснулись Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее – Правила финобеспечения).

Согласно внесенным дополнениям, Правила финобеспечения определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер, которое осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС на текущий финансовый год.

За счет чего осуществляется обеспечение?

Обеспечение осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисляемых в ФСС в текущем финансовом году.

Объем направляемых страхователем средств не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем календарном году.

Если организация со штатом до 100 человек в течение 2 последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, не обеспечивала финансово предупредительные меры, объем средств, направляемых ей на финансовое обеспечение указанных мер, не может превышать:

  • 20 % сумм страховых взносов, начисленных ей за 3 года, предшествующих текущему финансовому, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем за 3 последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году;
  • сумму страховых взносов, подлежащих перечислению организацией в территориальный орган ФСС в текущем финансовом году.

Какие расходы можно покрывать за счет страховых взносов?

Согласно новой норме – п. 3 Правил финобеспечения – за счет сумм страховых взносов страхователь может обеспечивать расходы на следующие мероприятия:

  • проведение СОУТ;
  • приведение уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с нормативными требованиями охраны труда;
  • обучение по охране труда следующих отдельных категорий работников (в том числе руководителей государственных (муниципальных) учреждений);
  • приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее – работники спецкатегорий), средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов проведения СОУТ, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;
  • санаторно-курортное лечение работников спецкатегорий;
  • проведение обязательных периодических медосмотров работников спецкатегорий;
  • обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено соответствующими документами;
  • приобретение алкотестеров или алкометров, если обязательны предсменные и (или) предрейсовые медосмотры;
  • приобретение тахографов перевозчиками;
  • приобретение аптечек для оказания первой помощи.

Как получить финансовое обеспечение?

Для получения финансового обеспечения предупредительных мер страхователь должен обратиться с соответствующим заявлением (на бумажном носителе либо в электронной форме) в территориальный орган ФСС по месту регистрации до 1 августа текущего календарного года.

С заявлением представляются:

  1. план финобеспечения предупредительных мер в текущем году, составленный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения СОУТ, и (или) коллективного договора, с указанием суммы финансирования;
  2. копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда и (или) копия (выписка из) коллективного договора;
  3. ряд документов для обоснования финансового обеспечения предупредительных мер, в зависимости от включения в план различных мероприятий (например, копия приказа о направлении работников на обучение по охране труда с отрывом от производства, список работников, направляемых на обучение).

В рамках межведомственного взаимодействия территориальный орган ФСС должен запросить самостоятельно следующую информацию (в зависимости от перечня мероприятий):

  • сведения о включении организации, проводящей СОУТ, в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда);
  • сведения о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
  • сведения о лицензиях организаций, осуществляющих санаторно-курортное лечение, а также регулярные, предсменные (предрейсовые) медосмотры работников.

Сведения о лицензии на осуществление страхователем перевозок и (или) сведения, подтверждающие соответствующий вид экономической деятельности страхователя, которые входят в состав сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ежедневно поступают в территориальный орган ФСС в рамках системы «одного окна» из территориального органа ФНС.

Тем не менее страхователь может представить документы, сведения о которых могут быть запрошены в рамках межведомственного взаимодействия.Копии таких документов должны быть заверены печатью страхователя. Следует обратить внимание, что согласно новой норме – п. 4 Правил финобеспечениятребование иных документов у страхователя не допускается.

Почему страхователю может быть отказано в финансовом обеспечении?

Информацию о поступившем заявлении, а также о ходе его рассмотрения территориальный орган ФСС должен разместить на своем сайте.

Если у страхователя сумма взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 8 млн руб. включительно, то решение об обеспечении предупредительных мер, объеме обеспечения или об отказе принимается территориальным органом ФСС, а если сумма взносов более 8 млн руб. – территориальным органом ФСС после согласования с ФСС.

Отказ в финобеспечении дается только в случаях:

  • недоимки по уплате страховых взносов, непогашенных пеней и штрафов;
  • недостоверной информации в документах;
  • распределения всех предусмотренных средств;
  • некомплекта документов (п. 10 Правил финобеспечения).

Страхователь вправе обратиться в ФСС повторно, но не позднее установленного срока, а также обжаловать решение об отказе в вышестоящем органе территориального органа фонда или в суде.

Каков порядок контроля за использованием полученных средств?

Страхователь должен вести учет поученных средств и ежеквартально представлять в ФСС отчет об их использовании, а после завершения запланированных мероприятий представить в ФСС подтверждение расходов.

Пункт 13 Правил финобеспечения устанавливает ответственность страхователя за использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с согласованным планом и обязывает в случае неполного использования указанных средств сообщить об этом в территориальный орган ФСС по месту регистрации до 10 октября текущего года.

Если расходы страхователя не подтверждены документами о целевом использовании средств, они не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.

Изменения в формах документов при несчастных случаях на производстве

Следует также обратить внимание на изменения в формах документов 1 – 9, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве .

В формах 1, 2, 4, 5 слова «ОКОНХ основного вида деятельности» заменить словами «код основного вида экономической деятельности по ОКВЭД».

Изменения, касающиеся проведения СОУТ, внесены в акт о несчастном случае на производстве (формы 2, 3), акт о расследовании группового несчастного случая, заключение государственного инспектора труда, протокол осмотра места несчастного случая, сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах, журнал регистрации несчастных случаев на производстве.

Документы, утратившие силу

Признаны утратившими силу следующие документы:

  • Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н;
  • Приказ Минтруда РФ от 12.12.2012 № 590н, вносящий изменения в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Литература:

  1. Утверждены Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н.
  2. Постановление Минтруда РФ от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

1
  • Роман
    Малый бизнес скрестя пальцы ждет и надеется на милость, на кость с богатого стола, тем более что эту кость уже показали и намекнули, что для них отменят эту по сути "бумажную" на деле, но денежную по факту процедуру. Я не верю, но тем не менее жду и буду рад :)