Новая фирма: что ждет бухгалтера?

В конце года директор объявил об открытии новой фирмы. Эта новость принесет бухгалтеру много хлопот. Особенно внимательно надо отнестись к первой сдаче отчетности, поскольку для новичков существуют свои правила.

Материал предоставил ЮЦ "Взгляд" ( www.barrit.ru ) .


В конце года директор объявил об открытии новой фирмы. Эта новость принесет бухгалтеру много хлопот. Особенно внимательно надо отнестись к первой сдаче отчетности, поскольку для новичков существуют свои правила.


Затраты на регистрацию



О появлении новой фирмы можно говорить только после ее государственной регистрации. Для получения регистрационного свидетельства необходимо представить в налоговую инспекцию нотариально заверенные копии учредительных документов, квитанцию или платежное поручение об уплате государственной пошлины, а также заявления о регистрации и постановке на налоговый учет.



Таким образом, оплата услуг нотариуса и госпошлины производится учредителем до регистрации фирмы, то есть эти затраты еще не являются расходами организации. Возникает закономерный вопрос: что с ними делать?



Например, в учредительном договоре может быть закреплено, что расходы на создание фирмы являются вкладом в уставный капитал. Подтверждением суммы вклада в данном случае будут документы, удостоверяющие произведенные затраты. Организационные расходы являются нематериальными активами и амортизируются в течение 20 лет (п. 4, 17 ПБУ 14/2000).



Налоговый кодекс не предусматривает учета таких затрат в целях налогообложения прибыли. Следовательно, сумма амортизации будет образовывать постоянные разницы, которые в свою очередь ведут к возникновению постоянного налогового обязательства (ПБУ 18/02).


Пример 1



Иванов Н.Н. решил создать ООО "Альфа". В учредительном договоре он указал, что расходы на государственную регистрацию являются частью его вклада в уставный капитал общества. Иванов Н.Н. заплатил: госпошлину — 2000 руб., за услуги нотариуса — 500 руб. В учетной политике организации закреплено, что амортизация считается линейным способом. Годовая норма амортизации составит 5% (100% : 20 лет) а годовая сумма — 125 руб. (2500 руб. x 5%).



Дебет 75 субсчет 1 Кредит 80



- 10 000 руб. — отражена задолженность учредителя по вкладу в уставный капитал;



Дебет 08 субсчет 5 Кредит 75 субсчет 1



- 2000 руб. — оплачена госпошлина Ивановым Н.Н.;



Дебет 08 субсчет 5 Кредит 75 субсчет 1



- 500 руб. — оплачены услуги нотариуса Ивановым Н.Н.;



Дебет 04 Кредит 08



- 2500 руб. — организационные расходы учтены в составе нематериальных активов;



Дебет 50 Кредит 75 субсчет 1



- 7500 руб. — внесен в кассу остаток задолженности по вкладу в уставный капитал;



Дебет 26 Кредит 05



- 10,42 руб. (125 руб. : 12 мес.) — начислена амортизация на сумму организационных расходов за первый месяц;



Дебет 99 субсчет "налог на прибыль" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"



- 2,50 руб. (10,42 руб. x 24%) — отражено в учете постоянное налоговое обязательство.


В случае, когда расходы не являются вкладом в уставный капитал, они могут быть возмещены учредителю — физическому лицу за счет собственных средств организации. Сумма компенсации списывается в бухгалтерском учете на счет 91 по статье "Прочие расходы". Данные затраты не уменьшают налогооблагаемую прибыль.



Обращаем внимание на то, что с такой компенсации должен быть удержан и перечислен в бюджет налог на доходы физических лиц.



Расходы растут




Для начала полноценной работы компании придется понести еще ряд расходов. Например, на изготовление печати. Как правило, заботы по подготовке эскизов, необходимых документов и т. д. берет на себя организация, изготавливающая печати. В этом случае созданная фирма оплачивает услуги посреднику. Также соответствующий сбор взимается за выдачу кодов статистики в отделении Росстата. Определенных затрат потребует и открытие расчетного счета, ведь банк запросит у вас комплект нотариально заверенных документов.



Все вышеперечисленные расходы учитываются в бухгалтерском учете на счете 26 "Общехозяйственные расходы".



Данные затраты уменьшают налоговую базу по прибыли, поскольку удовлетворяют требованиям статьи 252 Налогового кодекса. Они являются документально подтвержденными (первичные документы об оплате) и экономически обоснованными (без них фирма не может начать деятельность). Исключение составляют услуги нотариуса в части, превышающей тарифы, установленные в статье 333.24 Налогового кодекса.







Часть названных расходов может включать НДС. При наличии счета-фактуры и выполнении прочих условий возмещения налога, он может быть предъявлен к вычету из бюджета.


Пример 2



ООО "Бета" прошло государственную регистрацию. Затем были произведены затраты по изготовлению печати — 1770 руб. (в том числе НДС — 270 руб.), получению кодов статистики — 200 руб. без НДС и оплате услуг нотариуса — 700 руб. без НДС (стоимость услуг соответствует тарифам главы 25.3 НК РФ). Оплату всех расходов произвел директор из выданной ему подотчетной суммы.



Дебет 71 Кредит 50



- 3000 руб. — выданы средства под отчет;



Дебет 26 Кредит 71



- 1500 руб. — приняты к учету расходы на изготовление печати;



Дебет 19 Кредит 71



- 270 руб. — учтен НДС по затратам на изготовление печати;



Дебет 26 Кредит 71



- 200 руб. — учтен сбор за получение кодов статистики;



Дебет 26 Кредит 71



- 700 руб. — учтены услуги нотариуса;



Дебет 50 Кредит 71



- 330 руб. (3000 — 1770 — 200 — 700) — возвращен неизрасходованный остаток подотчетной суммы;



Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19



- 270 руб. — предъявлен к вычету НДС.


Сдаем отчетность в первый раз...



Бухгалтерскую



Пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" устанавливает особый порядок формирования отчетности для фирм, зарегистрированных в IV квартале. Для них первый отчетный год длится с момента создания организации до конца следующего года. Таким образом, фирма с датой рождения "IV квартал 2005 года" первую промежуточную бухгалтерскую отчетность должна сдать не позднее 30 апреля 2006 года.



Налоговую



Пункт 2 статьи 55 Налогового кодекса устанавливает иной порядок отчетности, чем в бухгалтерском учете. Так, фирмы, созданные в октябре и ноябре, отчитываются в общем порядке, поблажка дается только организациям, зарегистрированным в период с 1 по 31 декабря. Для них первый налоговый период длится со дня создания до конца следующего года.



Рассмотрим поподробнее, какую отчетность и в какой срок должна представить фирма, созданная в декабре 2005 года.



Справки по форме 2-НДФЛ в данном случае подаются лишь после окончания налогового периода, то есть после 31 декабря 2006 года.



Платеж по ЕСН и пенсионным взносам за декабрь 2005 года для таких компаний будет авансовым. Первую отчетность по социальному налогу и взносам на пенсионное страхование фирма должна представить не позднее 20 апреля 2006 года. При этом регрессивную шкалу бухгалтер сможет применить с учетом начислений за декабрь 2005 года.



Что касается данных по персонифицированному учету, то их необходимо сдать всем организациям не позднее 1 марта 2006 года. Такое правило установлено в пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".



По налогу на имущество первый отчетный период начнется с даты регистрации фирмы и закончится 31 марта 2006 года. Таким образом, в расчет налога за I квартал попадает 4 месяца + 1 (п. 4 ст. 376 НК РФ), а первую отчетность бухгалтеру придется сдать не позднее 30 апреля.



Правила статьи 55 Налогового кодекса применимы и к налогу на прибыль.



Отчетными периодами по данному



налогу являются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ). Следовательно, первый авансовый платеж фирма должна сделать не позднее 28 апреля 2006 года. В этот же срок она обязана представить отчетность. В расчет войдут и суммы за декабрь 2005 года.*



Особым случаем будет НДС, так как по нему налоговым периодом является месяц. Поэтому вне зависимости от даты создания организация должна будет отчитываться ежемесячно, начиная с первого месяца. Исключение составят только фирмы, чья выручка не превышает 1 000 000 рублей в месяц.



Как отчитаться "упрощенцу"?



Новая организация может применять упрощенную систему налогообложения при условии, что она одновременно с регистрацией в налоговой инспекции подала заявление о переходе на этот режим. Обращаем ваше внимание, что Законом от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ в пункт 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ внесены поправки. В соответствии с изменениями с 1 января 2006 года фирмам дается время на раздумье: заявление о переходе на "упрощенку" может быть подано в течение пяти дней после регистрации.



Первую отчетность декабрьские "упрощенцы" должны сдавать не позднее 25 апреля 2006 года (п. 1 ст. 346.23 НК РФ).



Порядок уплаты авансовых платежей и подачи отчетов по пенсионному страхованию аналогичен правилам, принятым по ЕСН у фирм, использующих общую систему налогообложения.

Внимание


Законом от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ внесены изменения в пункт 2 статьи 163 Налогового кодекса. С 1 января 2006 года ежеквартально по НДС могут отчитываться фирмы, выручка которых за месяц без учета налога не превышает 2 000 000 рублей.



Юридический Центр «Взгляд» ( www.barrit.ru) занимается профессиональным оказанием юридических услуг, юридическими консультациями по вопросам международного и российского законодательства. Юристы Центра имеют большую практику по представлению интересов граждан и организаций при ведении дел в судах общей юрисдикции и арбитражном суде. Также Центр занимается регистрацией и ликвидацией как российских компаний, так и компаний, находящихся в оффшорных зонах.


Начать дискуссию