Транспортный налог

Виражи транспортного налога

Вслед за изменениями, внесенными в главы Налогового кодекса о прибыли, налоге на добавленную стоимость и спецрежимах, законодатели приняли поправки, касающиеся транспортного налога. Подробности читайте в статье.

О. Горшенина, эксперт ПБ

Вслед за изменениями, внесенными в главы Налогового кодекса о прибыли, налоге на добавленную стоимость и спецрежимах, законодатели приняли поправки, касающиеся транспортного налога. Подробности читайте в статье.

С 1 января 2006 года вступят в силу два закона, содержащие поправки в главу 28 Налогового кодекса. Законом от 18 июня 2005 г. № 62-ФЗ внесены незначительные изменения, коснувшиеся лишь налогоплательщиков-граждан. А вот более серьезные коррективы, затрагивающие в основном интересы юридических лиц, приняты Законом от 20 октября 2005 г. № 131-ФЗ.

Установили периоды...

Начнем с того, что октябрьский закон ввел по транспортному налогу для организаций понятие "отчетный период" (п. 2 ст. 360 НК РФ в новой редакции). Им будут являться первый, второй и третий кварталы календарного года. Но вместе с тем пункт 3 измененной статьи 360 Налогового кодекса предоставляет право законодательным органам субъектов РФ не устанавливать отчетные периоды. То есть в этом случае фирмы будут уплачивать налог одним платежом по итогам налогового периода. Таким образом, бухгалтерам предстоит следить и за законотворчеством местных властей. Возможно, они воспользуются своим правом и освободят фирмы от лишней мороки поквартальной сдачи отчетности и уплаты авансов. Например, не предполагают вводить авансовые платежи депутаты Мосгордумы. Они считают, что это осложнит жизнь фирмам и налоговым инспекторам.

...узаконили авансы

Кроме отчетного периода в главу "Транспортный налог" введено понятие "авансовый платеж". Эта поправка наконец-то поставит точку в споре о легитимности авансовых платежей по данному налогу, установленных региональными законами. Дело в том, что Налоговый кодекс не предусматривает уплаты авансов по транспортному налогу. Однако многие местные законодатели при вводе данного налога предусмотрели по нему авансовые платежи, объяснив это тем, что, устанавливая авансы, они всего лишь определили порядок уплаты налога. Такое право региональным властям дает статья 356 кодекса. О том, что местные законодатели глубоко заблуждаются, высказались сотрудники Минфина России в письме от 13 мая 2005 г. № 03-06-04-04/23. Финансисты категорично утверждают, что авансовые платежи относятся не к порядку уплаты, а к правилам исчисления налога. А последние прописаны в статье 362 кодекса и менять их субъекты РФ не вправе.

Но вопреки всему во многих регионах авансовые платежи введены законами cубъектов РФ. И, как любой другой закон, фирмы вынуждены его соблюдать. В противном же случае налоговые инспекторы взыскивают с нарушителей пени. Хотя в упомянутом выше письме сотрудники финансового ведомства высказались и о том, что у сотрудников налоговой службы нет законных оснований для взыскания с организаций пеней за просрочку уплаты авансовых платежей. Но зачастую ревизоры игнорируют мнение Минфина.

К тому же, администрируя этот налог, региональные инспекторы проявляют особенное усердие. В арбитражной практике есть примеры, когда ревизоры оштрафовали фирму за неполную уплату "транспортного аванса" на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса. Защититься от старания инспекторов организация смогла только в суде (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июля 2005 г. по делу № Ф04-4706/2005(13259-А70-33).

Теперь же требование перечислять авансовые платежи приобрело официальный статус и учтено в новой редакции статьи 362 кодекса. Авансовым платежом будет являться одна четвертая часть произведения налоговой базы и налоговой ставки.

Что следует принимать за налоговую базу для расчета, указано в статье 359 кодекса. Напомним: для транспортных средств базой будет являться мощность двигателя в лошадиных силах, для воздушного транспорта — статистическая тяга реактивного двигателя и т. д. Ставки транспортного налога установлены пунктом 1 статьи 361 Налогового кодекса. Однако надо иметь в виду, что субъекты РФ имеют право увеличивать ставки, но не более чем в пять раз.

Пример

Допустим, в 2006 году ЗАО "Гамма" имеет в собственности два автомобиля: Audi 100 мощностью 150 л.с. и ГАЗ-3110 мощностью 100 л.с.

В соответствии с региональным законом фирмы должны платить по налогу авансовые платежи. Сумма аванса будет равна одной четвертой части произведения налоговой базы и налоговой ставки.

В регионе, где работает "Гамма", ставка транспортного налога на автомобиль мощностью 150 л.с. составляет 15 руб./л.с., мощностью 100 л.с. — 10 руб./л.с.

Автомобиль ГАЗ-3110 принят к учету 12 декабря 2005 года.

Автомобиль Audi 100 принят к учету 1 марта 2006 года.

Так как автомобилем Audi 100 фирма владеет не с начала года, бухгалтер должен рассчитать поправочный коэффициент. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 362 Налогового кодекса (новой редакции) он будет равен:

1 мес. : 3 мес. = 0,33.

По другой машине коэффициент не рассчитывается, так как она была зарегистрирована в 2005 году.

Сумма налога по отдельным видам транспорта будет равна:

- по Audi 100 — 185,63 руб. (150 л.с. x 15 руб./л.с. x 0,33 x 1/4);

- по ГАЗ-3110 — 250 руб. (100 л.с. x 10 руб./л.с. x 1/4).

Сумма авансового платежа за первый квартал 2006 года составит 435,63 руб. (185,63 + 250).

Начислив аванс по транспортному налогу, бухгалтер сделает проводки:

Дебет 26 Кредит 68 " Расчеты по транспортному налогу"

- 435,62 руб. — начислен аванс по налогу за первый квартал;

Дебет 68 " Расчеты по транспортному налогу" Кредит 51

- 435,62 руб. — перечислен в бюджет аванс по транспортному налогу.

Платить авансы фирмы должны по итогам отчетного периода по месту регистрации транспортных средств. Сроки уплаты устанавливаются законами субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ). По итогам года организаций заплатит разницу между годовой суммой налога и суммой авансовых платежей, уплаченных в отчетных периодах (п. 2 новой редакции ст. 362 НК РФ). Также региональным законодателям дано право освобождать некоторые категории организаций от обязанности исчислять и уплачивать авансы (п. 6 новой редакции ст. 362 НК РФ).

Разбираемся с отчетностью

В соответствии с действующим законодательством наравне с определением ставки налога, порядка и сроков его уплаты региональные власти имеют право устанавливать форму отчетности (ст. 356 НК РФ). Но на практике эта норма практически не применялась. Ведь с 2003 года все фирмы-налогоплательщики обязаны подавать декларацию, утвержденную приказом МНС России от 29 декабря 2003 г. № БГ-3-21/724.

Теперь в соответствии с поправками регионы не смогут утверждать формы отчетности по транспортному налогу. Эта обязанность с нового года возложена на Минфин. Финансовое ведомство должно разработать не только декларацию, но и форму налогового расчета по авансовым платежам.

Расчет по авансовым платежам необходимо будет представлять в налоговую инспекцию по месту регистрации транспортных средств по итогам первого, второго и третьего кварталов. Но это будет актуально только для тех регионов, где законодатели установят отчетные периоды. Сдавать квартальную отчетность фирмам предстоит не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

По итогам года по транспортному налогу подается декларация. Ее форма, как уже говорилось выше, утверждена МНС России. Но поскольку обязанность по утверждению бланков отчетности возложена на Минфин, то в новом году скорее всего появится новая форма документа.

Начать дискуссию

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 
IT-компании

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Интересные материалы

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году