НК РФ

Поправки в НК РФ: госпошлины и изменения в порядке администрирования НДС

В конце июля Президентом РФ был подписан ряд федеральных законов, направленных на совершенствование процедур администрирования налога на добавленную стоимость и механизма взимания государственной пошлины за совершение юридически значимых действий.
Поправки в НК РФ: госпошлины и изменения в порядке администрирования НДС
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

В конце июля Президентом РФ был подписан ряд федеральных законов, направленных на совершенствование процедур администрирования налога на добавленную стоимость и механизма взимания государственной пошлины за совершение юридически значимых действий.

В частности, Федеральный закон № 238-ФЗ уточняет момент принятия к вычету сумм НДС, уплаченных с авансов, порядок восстановления НДС, ранее принятого к вычету с выданных авансов, а также место реализации работ и услуг, которые оказываются филиалами на территории иностранных государств. Соответствующие поправки вносятся в статью 170 и пункт 6 статьи 172 НК РФ. Закон устанавливает, что вычеты НДС производятся с даты отгрузки соответствующих товаров, выполнения работ, оказания услуг, или передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров, переданных имущественных прав, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, или частичной оплаты согласно условиям договора.

Относительно восстановления НДС закон определяет, что суммы налога, принятые к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров и выполнения работ, подлежат восстановлению в размере налога, принятого налогоплательщиком к вычету по приобретенным им товарам, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты, согласно условиям договора.

Поправки в статью 148 НК РФ вносятся в целях уточнения порядка определения места реализации работ (услуг) в случае их оказания (приобретения) на территории иностранного государства филиалом российской организации, состоящим на учете в данном иностранном государстве. Место реализации будет определяться на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство. Данная поправка обусловлена необходимостью исключения возможности двойного налогообложения указанных операций.

Также поправками расширяется возможность применения добровольного порядка составления счетов-фактур при совершении сделок. Счета-фактуры можно будет не составлять при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Это будет возможно по письменному согласию сторон сделки на несоставление налогоплательщиком счетов-фактур.

Одновременно закон дополнил перечень лиц, обязанных вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. Сейчас в отношении посреднической деятельности законодательством предусмотрена обязанность всех налогоплательщиков НДС включать в декларацию по НДС сведения из журнала учета счетов-фактур, притом что посредники не ведут такие журналы. Поэтому теперь такую обязанность станут исполнять налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, а также лица, не являющиеся налогоплательщиками, в случае выставления и получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица.

Сюда относится деятельность, осуществляемая на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и приобретение товаров, работ и услуг, на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика. Напомним, сейчас обязанность ведения журнала учета в части посреднической деятельности может дополнительно возлагаться исключительно на лиц, не являющихся налогоплательщиками, а плательщики, освобожденные от уплаты НДС, в круг лиц, обязанных вести журнал учета, не входят.

Правда, в указанной части законодатель устанавливает ряд оговорок. Так, обязанность по ведению журнала учета может возлагаться на экспедиторов лишь в случае определения ими налоговой базы как суммы дохода, полученной в виде вознаграждения при исполнении данных договоров. При этом в журнале учета не подлежат регистрации счета-фактуры, выставленные на сумму дохода в виде вознаграждения при исполнении вышеуказанных договоров.

В случае выставления и получения посредниками счетов-фактур в налоговую декларацию включаются сведения, указанные в журнале учета счетов-фактур в отношении указанной деятельности. При этом на них возлагается обязанность представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующий журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур по установленному формату в электронной форме через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Теперь что касается государственных пошлин. Федеральный закон № 221-ФЗ предусматривает увеличение размеров государственной пошлины, предусмотренных главой 25-3 части второй Налогового кодекса РФ, исходя из уровня инфляции. По словам авторов поправок, необходимость их принятия обусловлена тем фактом, что индексация размеров госпошлин не производилась уже с 2009 года, тогда как более поздними законами были установлены новые размеры действовавших пошлины.

Поскольку показатель инфляции в России за период с 2009 года по 2015 год составит 61 процент, то с учетом того, что величины пошлин устанавливались в разное время и с оглядкой на различный уровень инфляции, средний коэффициент индексации пошлин в конечном счете составит 1,57. Таким образом, здесь можно говорить о так называемом дифференцированном подходе – величины пошлин, определенная до 2009 года, была проиндексирована на 61 процент, а пошлин, установленных с 2010 года по 2013 год, на уровень накопленной инфляции. Данный уровень был исчислен отдельно для каждой пошлины исходя из даты принятия соответствующего федерального закона.

Так, госпошлина за внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций (за включение некоммерческой организации в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций) вместо 4 000 рублей составит 6 500 рублей. При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина для физлиц составит 300 рублей, а для организаций - 6 000 рублей. Подача искового заявления о расторжении брака обойдется в 600 рублей. Подача заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц будет стоить для физических лиц 300 рублей, а для организаций – 4 500 рублей.

Предусматривается введение и новых пошлин. Например, вводится пошлина за совершение действии уполномоченных органов, связанных с лицензированием предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В частности, за предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами придется уплатить 30 000 рублей.

За переоформление лицензии на управление многоквартирными домами пошлина станет взиматься в размере 5 000 рублей. Такая же пошлина устанавливается и за предоставление (выдача) дубликата лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Также пошлина в размере 100 рублей вводится за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями. За выдачу аттестата аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации будет взиматься 3 500 рублей.

Как бы то ни было, поправки предполагают не только увеличение финансовой нагрузки на плательщиков пошлин. Другой целью закона является стимулирование получения госуслуг посредством использования Единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Поэтому закон провозглашает, что размеры государственной пошлины будут применяться с учетом коэффициента 0,7 в случае совершения юридически значимых действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, и получением результата услуги в электронной форме. При этом льготный размер пошлины установлен за совершение юридически значимых действий только в отношении физических лиц. Данное послабление будет действовать вплоть до 1 января 2019 года.

Кроме того, законодатель сохранил действующий размер государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица, за аккредитацию филиалов иностранных организаций, а также за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Исключение составили регистрация ликвидации юридических лиц и регистрация политических партий. За государственную регистрацию политической партии, а также каждого регионального отделения политической партии теперь придется уплатить 3 500 рублей.

По общему правилу закон вступает в силу с 1 января 2015 года. При этом нормы, регламентирующие величину государственной пошлины за лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, начнут действовать уже с 1 сентября 2014 года.

Начать дискуссию