Налог с продаж

Налог с продаж не пополнит региональные бюджеты

13 августа Министерство финансов внесло в правительство законопроект о налоге с продаж. Предлагаемые изменения в Налоговый кодекс позволяют регионам с 1 января 2015 года вводить налог с продаж в размере 3% от цены реализации товаров и услуг. Таким образом власти планируют собрать в бюджет порядка 200 млрд руб. в год.

13 августа Министерство финансов внесло в правительство законопроект о налоге с продаж. Предлагаемые изменения в Налоговый кодекс позволяют регионам с 1 января 2015 года вводить налог с продаж в размере 3% от цены реализации товаров и услуг. Таким образом власти планируют собрать в бюджет порядка 200 млрд руб. в год.

Вообще попытки ввести налог с продаж в России предпринимались неоднократно. Так, впервые он был введен в 1991 году, ставку установили  5 %. Однако уже в конце того же года, одновременно с распадом Советского Союза, произошли фундаментальные изменения в российском налоговом законодательстве, и в новой системе налогов и сборов, введенной с 1 января 1992 года законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», налог с продаж отсутствовал.

Второй раз соответствующий налог был введен в России в 1998 году в качестве регионального. При этом законодательно было установлено, что каждый субъект федерации самостоятельно принимает решение о введении налога на своей территории, а также устанавливает его ставку в пределах максимальной. Максимальная ставка была вновь установлена в размере 5 %. Предусмотрен был также обширный перечень товаров и услуг, реализация которых налогом с продаж не облагалась. Таким образом, в течение 1998 и 1999 годов налог с продаж был введен в большинстве субъектов Российской Федерации и вплоть до 1 января 2004 года взимался по максимальной пятипроцентной ставке. Собираемость налога составляла порядка 35 % от общего числа налогоплательщиков.

В 2014 году президент России Владимир Путин поддержал возвращение налога с продаж с 1 января 2015 года, и Минфин подготовил соответствующий законопроект. Стоит отметить, что текст документа практически полностью повторяет конструкцию, которая существовала в Налоговом кодексе до 2004 года. Новый налог, скорее всего, будет установлен в размере 3 %, вводить его будут регионы и  зачисляться он будет в региональные бюджеты. Причем его существование параллельно с  НДС фактически приведет к ситуации двойного налогообложения. Из-за чего Конституционный Суд РФ уже дважды – в 2001 и 2003 годах – признавал налог с продаж неконституционным.

В отличие от НДС налог с продаж берется только на стадии конечного потребления, то есть в розничной продаже, и,  несмотря на распространенное мнение о простоте взимания, на практике этот налог создаст серьезные проблемы администрирования. Например, совершенно непонятно, каким образом облагать налогом услуги сотовых компаний или как быть с налогообложением компаний, которые занимаются интернет-торговлей? Как собрать налог с индивидуальных предпринимателей, которые применяют патентную систему налогообложения; с компаний на УСН? Несомненно, введение налога с продаж повлечет необходимость реформировать и все существующие на сегодняшний день спецрежимы налогообложения: упомянутые УСН, патентную систему налогообложения (ПСН), а также ЕНВД. Это, в первую очередь, связано с тем, что предприниматели на ЕНВД и  ПСН в настоящее время вообще не имеют обязанности вести учет выручки и использовать ККТ. Соответственно, для того, чтобы поправки в НК РФ, возвращающие налог с продаж, работали и компании не были априори поставлены в условия неравной конкуренции, придется менять правила ведения налогового учета при этих режимах налогообложения  таким образом, чтобы, с одной стороны, учитывалась выручка, а с другой стороны, для исчисления налога с продаж разграничивались реализация для конечного потребления и для производственных целей.

Кроме того, с введением налога с продаж нагрузка на малый бизнес возрастет колоссально. Учитывая, что сектор розничной торговли представлен преимущественно (порядка 70–75 %) предприятиями малого бизнеса, налоговое нововведение затронет большое количество предприятий.

Не исключено, что из-за роста цен – а бизнес, без сомнения, заложит налоговые «расходы» в стоимость товаров – и падения покупательского спроса, неминуемо сократится производство отдельных категорий товаров и услуг.

Налог с продаж – региональный, и конечно, можно было бы  говорить о необходимости его введения как своеобразной мере поддержки бюджетов регионального уровня. Но если обратиться к опыту предыдущих лет, то он свидетельствует о неэффективности такой меры. Так, из  100% сборов налога с продаж в бюджет Москвы поступило порядка 36%, в бюджет Московской области 10%, в бюджет Санкт-Петербурга 8%. А это означает, что в бюджеты  всех остальных регионов, коих их почти 90, поступило менее 50% общего сбора этого налога. Это объясняется тем, что поступления от налога были сконцентрированы в экономически успешных регионах с высоким оборотом розничной торговли. Получается, что введение налога с продаж не позволит решить проблему дефицита региональных бюджетов и возвращаться к нему нецелесообразно.

Для пополнения бюджета регионального уровня более эффективным было бы введение повышенной ставки налога на прибыль, который поступает в бюджеты субъектов, а также увеличение ставки налога для компаний на УСН. По крайне мере,  административные  затраты при реализации такой меры были бы куда более ощутимыми.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

2