13 августа Министерство финансов внесло в правительство законопроект о налоге с продаж. Предлагаемые изменения в Налоговый кодекс позволяют регионам с 1 января 2015 года вводить налог с продаж в размере 3% от цены реализации товаров и услуг. Таким образом власти планируют собрать в бюджет порядка 200 млрд руб. в год.
Вообще попытки ввести налог с продаж в России предпринимались неоднократно. Так, впервые он был введен в 1991 году, ставку установили 5 %. Однако уже в конце того же года, одновременно с распадом Советского Союза, произошли фундаментальные изменения в российском налоговом законодательстве, и в новой системе налогов и сборов, введенной с 1 января 1992 года законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», налог с продаж отсутствовал.
Второй раз соответствующий налог был введен в России в 1998 году в качестве регионального. При этом законодательно было установлено, что каждый субъект федерации самостоятельно принимает решение о введении налога на своей территории, а также устанавливает его ставку в пределах максимальной. Максимальная ставка была вновь установлена в размере 5 %. Предусмотрен был также обширный перечень товаров и услуг, реализация которых налогом с продаж не облагалась. Таким образом, в течение 1998 и 1999 годов налог с продаж был введен в большинстве субъектов Российской Федерации и вплоть до 1 января 2004 года взимался по максимальной пятипроцентной ставке. Собираемость налога составляла порядка 35 % от общего числа налогоплательщиков.
В 2014 году президент России Владимир Путин поддержал возвращение налога с продаж с 1 января 2015 года, и Минфин подготовил соответствующий законопроект. Стоит отметить, что текст документа практически полностью повторяет конструкцию, которая существовала в Налоговом кодексе до 2004 года. Новый налог, скорее всего, будет установлен в размере 3 %, вводить его будут регионы и зачисляться он будет в региональные бюджеты. Причем его существование параллельно с НДС фактически приведет к ситуации двойного налогообложения. Из-за чего Конституционный Суд РФ уже дважды – в 2001 и 2003 годах – признавал налог с продаж неконституционным.
В отличие от НДС налог с продаж берется только на стадии конечного потребления, то есть в розничной продаже, и, несмотря на распространенное мнение о простоте взимания, на практике этот налог создаст серьезные проблемы администрирования. Например, совершенно непонятно, каким образом облагать налогом услуги сотовых компаний или как быть с налогообложением компаний, которые занимаются интернет-торговлей? Как собрать налог с индивидуальных предпринимателей, которые применяют патентную систему налогообложения; с компаний на УСН? Несомненно, введение налога с продаж повлечет необходимость реформировать и все существующие на сегодняшний день спецрежимы налогообложения: упомянутые УСН, патентную систему налогообложения (ПСН), а также ЕНВД. Это, в первую очередь, связано с тем, что предприниматели на ЕНВД и ПСН в настоящее время вообще не имеют обязанности вести учет выручки и использовать ККТ. Соответственно, для того, чтобы поправки в НК РФ, возвращающие налог с продаж, работали и компании не были априори поставлены в условия неравной конкуренции, придется менять правила ведения налогового учета при этих режимах налогообложения таким образом, чтобы, с одной стороны, учитывалась выручка, а с другой стороны, для исчисления налога с продаж разграничивались реализация для конечного потребления и для производственных целей.
Кроме того, с введением налога с продаж нагрузка на малый бизнес возрастет колоссально. Учитывая, что сектор розничной торговли представлен преимущественно (порядка 70–75 %) предприятиями малого бизнеса, налоговое нововведение затронет большое количество предприятий.
Не исключено, что из-за роста цен – а бизнес, без сомнения, заложит налоговые «расходы» в стоимость товаров – и падения покупательского спроса, неминуемо сократится производство отдельных категорий товаров и услуг.
Налог с продаж – региональный, и конечно, можно было бы говорить о необходимости его введения как своеобразной мере поддержки бюджетов регионального уровня. Но если обратиться к опыту предыдущих лет, то он свидетельствует о неэффективности такой меры. Так, из 100% сборов налога с продаж в бюджет Москвы поступило порядка 36%, в бюджет Московской области 10%, в бюджет Санкт-Петербурга 8%. А это означает, что в бюджеты всех остальных регионов, коих их почти 90, поступило менее 50% общего сбора этого налога. Это объясняется тем, что поступления от налога были сконцентрированы в экономически успешных регионах с высоким оборотом розничной торговли. Получается, что введение налога с продаж не позволит решить проблему дефицита региональных бюджетов и возвращаться к нему нецелесообразно.
Для пополнения бюджета регионального уровня более эффективным было бы введение повышенной ставки налога на прибыль, который поступает в бюджеты субъектов, а также увеличение ставки налога для компаний на УСН. По крайне мере, административные затраты при реализации такой меры были бы куда более ощутимыми.
Комментарии
2вот-вот!!!!
Цитата:
"Царь " оговорочка по Фрейду)))