НК РФ

Поправки в 1 часть Налогового кодекса, действующие с 2015 года

Поправки в положения Налогового кодекса РФ вносятся регулярно. Так и с 2015 года вступит в действие ряд поправок, внесенных в первую часть Налогового кодекса Федеральными законами. Некоторые нововведения носят формальный характер и мало повлияют на деятельность налогоплательщиков, но есть и такие, которые могут серьезно повлиять на деятельность налогоплательщиков и каждому бухгалтеру необходимо быть к этому готовым.
Поправки в 1 часть Налогового кодекса, действующие с 2015 года
Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру". Фото Б. Мальцева ИА «Клерк.Ру»

Поправки в положения Налогового кодекса РФ вносятся регулярно. Так и с 2015 года вступит в действие ряд поправок, внесенных в первую часть Налогового кодекса Федеральными законами. Некоторые нововведения носят формальный характер и мало повлияют на деятельность налогоплательщиков, но есть и такие, которые могут серьезно повлиять на деятельность налогоплательщиков  и каждому бухгалтеру необходимо быть к этому готовым.

Так, например, на налогоплательщиков, обязанных представлять налоговую отчетность в электронном виде, возлагается обязанность своевременно отправлять в адрес ФНС квитанции о приеме электронных документов в соответствии с п. 5.1 ст. 23 НК РФ.

В случае же, если такая квитанция не будет направлена налоговой инспекции, то она  сможет приостанавливать операции по счетам налогоплательщика на основании пп.2 п.3 ст.76 НК РФ.

Кроме того, будут расширены полномочия инспекторов при проведении мероприятий налогового контроля.

Часть нововведений затрагивают налогоплательщиков-физических лиц и ухудшают их положение. С 2015 года все физлица должны будут самостоятельно сообщать в ИФНС об объектах обложения:

  • транспортным налогом,
  • земельным налогом,
  • налогом на имущество,

в случае, если за весь период владения недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

В статье будут подробно рассмотрены вышеуказанные нововведения, а так же некоторые другие новшества, ожидающие нас в связи с изменениями положений 1 части Налогового кодекса с 2015 года.

Истребование документов у налогоплательщика в связи с проведением камеральной проверки

Напомним, что уже с 2014 года при проведении камеральных налоговых проверок, у налоговых органов появились новые основания требовать у налогоплательщиков пояснений и документов.

Право требовать пояснений у ИФНС появилось  после внесения изменений в п.3 ст.88 НК РФ. Так, кроме ранее предусмотренных случаев, налоговые органы с 2014 года вправе требовать у налогоплательщика необходимые пояснения* при проведении камеральной налоговой проверки:

·       На основе уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной.

Пояснения должны обосновывать изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

·       Налоговой декларации, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка:

Пояснения должны обосновывать размер полученного убытка.

*Такие пояснения необходимо представить в налоговую инспекцию в течение 5 рабочих дней.

Кроме того, в 88 статью первой части НК РФ законом от 28.06.2013г. №134-ФЗ был добавлен пункт 8.3, который вступил в действие в 2014 году.

На сегодняшний день, при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), которая представлена по истечении двух лет со дня, установленного для подачи этой  декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой:

  • уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет,
  • или увеличена сумма полученного убытка

по сравнению с ранее представленной декларацией (расчетом), ИФНС вправе истребовать у налогоплательщика:

  • первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета),
  • аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

Вышеуказанные требования касаются не только налогоплательщиков, но и налоговых агентов, а так же тех лиц, которые в соответствии с требованиями НК РФ обязаны предоставлять налоговые декларации и расчеты.

С 1 января 2015 г. перечень случаев, когда налоговый орган сможет при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщика документы, будет снова расширен.

Так, в соответствии с новой редакцией п.8.1 ст.88 НК РФ, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы (относящиеся к указанным операциям):

1.     При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС

2.     Либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком*.

*Иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДС.

3.     Или при выявлении несоответствия сведений, указанных в декларации по НДС сведениям, указанным в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность.

Документы будут запрашиваться налоговыми органами в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют:

  • о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет,
  • либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению.

То есть, если несоответствия и противоречия не ущемляют интересов бюджета, документы затребовать ИФНС не вправе, но если возникают сомнения по поводу заявленных вычетов – ждите Требования о предоставлении пояснений и документов.

Новые основания для приостановления операций налогоплательщиков по счетам

С 2015 г. начнет действовать новая редакция п. 3 ст. 76 НК РФ. В настоящее время, в соответствии с данным пунктом Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае:

·       непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

В этом случае приостановление операций по счетам и переводов электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.

При этом действующей редакцией 76 статьи НК РФ не установлен срок, в течение которого налоговые органы могут принять решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.

Начиная с 01 января 2015 года, операции по счетам приостанавливаются:

1) Как и прежде, в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

Новой редакцией определено, что такое решение выносится в течение трех лет со дня истечения 10 дневного срока, установленного настоящим подпунктом (пп.1 п.3 ст.76 НК РФ).

2) В случае неисполнения налогоплательщиком-организацией установленной пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ обязанности по передаче налоговому органу квитанции* о приеме:

  • требования о представлении документов (такие требования направляются в соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ, п. п. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);
  • требования о представлении пояснений (направляются согласно п. 3 ст. 88 НК РФ);
  • и (или) уведомления о вызове в налоговый орган (направляются на основании пп.4 п.1 ст.31 НК РФ),

- в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом.

*Обратите внимание, что согласно п. 5.1 ст. 23 НК РФ, направить квитанцию необходимо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение шести рабочих дней со дня отправки документов налоговым органом.

Кроме того, в 76 статье НК РФ появится новый пункт - 3.1, регламентирующий сроки отмены решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.

В соответствии с данным пунктом, решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств, принятые в соответствии с п.3 ст.76 НК РФ, отменяются решением этого налогового органа в следующем порядке:

  1. при принятии решения на основании подпункта 1 пункта 3 настоящей статьи - не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации;
  2. при принятии решения на основании подпункта 2 пункта 3 настоящей статьи - не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:
  • день передачи в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ, налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
  • день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, - при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган - при направлении уведомления о вызове в налоговый орган.

В соответствии с п.11 ст.76 НК РФ действующей в настоящее время, правила, установленные 76 статьей, применяются также в отношении приостановления операций:

  • по счетам в банках налогового агента - организации и плательщика сбора - организации,
  • по счетам в банках ИП - налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов,
  • по счетам в банках нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты),

- налогоплательщиков, налоговых агентов, а также в отношении приостановления переводов электронных денежных средств указанных лиц.

С 2015 года согласно новой редакции п.11 ст.76 НК РФ, действие п.3 ст.76 НК РФ будет распространяться также:

  • на организации,
  • индивидуальных предпринимателей,

которые не являются налогоплательщиками (налоговыми агентами), но в соответствии с положениями 2 части НК РФ обязаны представлять декларации по соответствующим налогам (пп.3 п.11 ст.76 НК РФ).

Физические лица должны сообщать в налоговую данные об объектах налогообложения

Согласно п.4 ст.85 НК РФ, органы:

  • осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним*,
  • осуществляющие регистрацию транспортных средств**

*Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) и ее территориальные органы.

**Госавтоинспекция и гостехнадзор.

обязаны сообщать сведения:

  • о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе,
  • о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах),
  • об их владельцах,
  • в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Напомним, что физические лица должны уплачивать налог на имущество, которым облагается недвижимость, находящаяся в собственности такого физического лица (ст.1 ст.2 Закона от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»).

Налог рассчитывает налоговая инспекция по месту нахождения такого имущества. ИФНС должна направить вам налоговое уведомление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 05.10.2010 №ММВ-7-11/479@, с указанием суммы налога и данных, на основе которых он был рассчитан (п.1 п.8 ст.5 Закона от 09.12.1991 №2003-1).

В настоящее время применяется форма единого налогового уведомления:

  • по транспортному налогу,
  • земельному налогу,
  • налогу на имущество физических лиц.

Расчет налога на имущество физических лиц содержится в разд. 3 уведомления.

Согласно положениям ст.357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п.1 ст.362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в ИФНС органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

На основании п.3 ст.363 НК РФ, физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

При этом, направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В соответствии с п.1 ст.397  НК РФ, земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п.4 ст.397 НК РФ, налогоплательщики земельного налога, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Такой порядок уплаты налога физическими лицами действует на сегодняшний день. При этом, не редки случаи, когда  ИФНС не получает информации о приобретении физлицами в собственность земельных участков, объектов недвижимости, транспортных средств.

Соответственно, налоговые уведомления физическим лицам не направляются и налоги в бюджет такими налогоплательщиками не уплачиваются.

Начиная с 1 января 2015 года, статья 23 первой части НК РФ дополнена пунктом 2.1. В соответствии с данным пунктом налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных п.1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них:

  • объектов недвижимого имущества,
  • транспортных средств,

признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях:

  • если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта,
  • или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

Соответственно, с 2015 года представлять сообщения в и вышеуказанные документы необходимо будет тем физлицам, которые не получили уведомление по объектам, приобретенным в 2015 г. и позже.

Если имущество было приобретено в 2015 году и уведомлений по нему не поступало, то с 01 января 2016 года до 30 декабря 2016 года (включительно) налогоплательщику необходимо предоставить информацию в ИФНС.

При этом штрафные санкции за не предоставление в срок такой информации ИФНС сможет применить только с 2017 года. Именно с 1 января 2017 года начнет действовать пункт 3 ст.129 НК РЙ.

Согласно данному пункту неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - физическим лицом налоговому органу сообщения, предусмотренного пунктом 2.1 статьи 23 НК РФ, влечет взыскание штрафа:

  1. в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса.

ЗАГС будет сообщать в ИФНС о регистрации и расторжении браков

На сегодняшний день в соответствии с п.3 ст.85 НК РФ органы ЗАГС сообщают в налоговые органы только о фактах рождения и смерти физлиц.

С 2015 года на основании новой редакции п.3 ст.85 НК РФ, органы ЗАГС и органы опеки и попечительства должны будут сообщать в налоговые органы о фактах:

  • заключения брака,
  • расторжения брака,
  • установления отцовства,

о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

13
  • tems03

    Маразм нашего правительства крепчает! Друзья, а ведь это мы их выбрали!!!

  • НатальяС
    Вы, может быть, и выбирали их, но не я.
  • frolova lena

    Значит кто то свою работу не делает, а физ. лиц обязали ее делать за них.