Онлайн-кассы

Пилотный проект: данные с ККТ – в налоговый орган

Чуть более года назад на сайте Минфина был представлен законопроект, вносящий изменения в порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Было общественное обсуждение данных новшеств. И вот сегодня уже есть соответствующее Постановление Правительства РФ о пилотном проекте по применению ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, обеспечивающей передачу налоговым органам в электронном виде информации о таких расчетах.

Источник: Журнал "Налоговая проверка"

Чуть более года назад на сайте Минфина был представлен законопроект, вносящий изменения в порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ) . Было общественное обсуждение данных новшеств. И вот сегодня уже есть соответствующее Постановление Правительства РФ о пилотном проекте по применению ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, обеспечивающей передачу налоговым органам в электронном виде информации о таких расчетах.

О целях проведения данного эксперимента, а также о том, кто может стать его участником, и других важных вопросах применения ККТ – в предложенном материале.

Развитие событий

Вернемся на год назад.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в «Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был размещен на официальном сайте Минфина в целях обеспечения возможности общественного обсуждения указанного проекта, которое проводилось с 29 марта по 12 апреля 2013 года.

Данный законопроект предусматривал в том числе поэтапный в 2015 – 2016 годах переход на применение ККТ с функцией передачи информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с применением платежных карт через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде в режиме онлайн.

Планировалось, что рассматриваемый законопроект вступит в силу с 1 января 2014 года, пока этого не случилось. Но сегодня одобрено проведение эксперимента по применению нового типа ККТ.

С 24 июля 2014 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 – 2015 годах эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения» (далее – Постановление Правительства РФ № 657).

Условия проведения эксперимента по ККТ

Постановление Правительства РФ № 657 принято в целях совершенствования порядка регистрации и применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт и в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Данным постановлением установлено проведение эксперимента по применению ККТ, обеспечивающей передачу налоговым органам в электронном виде информации об указанных расчетах, а также утверждены:

  1. Положение о проведении в 2014 – 2015 годах эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения;
  2. Требования к контрольно-кассовой технике, используемой в эксперименте по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения.

Основные условия проведения эксперимента

Критерии

Условия эксперимента

Территория проведения

Республика Татарстан, Калужская область, Московская область и г. Москва

Сроки проведения

С 1 августа 2014 года до 1 февраля 2015 года

Участники

Участниками эксперимента являются:

– ФНС, ее территориальные органы и подведомственные организации;

– операторы фискальных данных;

– организации и индивидуальные предприниматели, подтвердившие свое согласие на участие в эксперименте, осуществляющие расчеты, состоящие на учете в налоговом органе на территории субъектов РФ, определенных для проведения эксперимента, в качестве налогоплательщиков

Обязательность участия

Эксперимент проводится на добровольной основе

Финансирование

Проведение эксперимента осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых ФНС в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период

Ответственный орган

ФНС, ее территориальные органы и подведомственные организации подготавливают и осуществляют проведение эксперимента, обеспечивают его методологическое сопровождение и взаимодействие с участниками эксперимента

Результаты

До 10 марта 2015 года ФНС должна провести оценку результатов эксперимента с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций и представить соответствующий доклад в Правительство РФ.

В целях проведения независимой оценки результатов эксперимента и подготовки соответствующего доклада в Правительство РФ ФНС с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений предпринимателей и научных организаций создает межведомственную рабочую группу и утверждает ее состав

Цель эксперимента. Заявлено две основные цели проведения данного эксперимента:

  • определение финансовой эффективности и удобства применения для организаций и индивидуальных предпринимателей технологии передачи информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, осуществляемых с применением ККТ при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг;
  • определение технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации о расчетах.

Суть эксперимента. Предлагаемая технология основана на замене хранения информации о расчетах в специальном устройстве внутри ККТ на передачу информации в адрес налоговых органов. Передача осуществляется через оператора фискальных данных (ОФД), который играет роль фискальной памяти для ККТ. Задача оператора принять данные о расчете от ККТ, сохранить и передать обратно код подтверждения принятия информации.

К сведению:

ОФД является уполномоченное ФНС юридическое лицо, осуществляющее обработку фискальных данных в целях получения от пользователя и передачи таких данных налоговым органам.

Покупателю выдается кассовый чек с кодом и адресом информационного ресурса, на котором он может проверить правильность переданной информации. Наличие неустойчивой связи не является препятствием для бесперебойной работы ККТ, так как технология предусматривает направление накопленной информации о расчетах в момент восстановления связи. ОФД передает сводные данные по всей ККТ налогоплательщика в адрес ФНС на ежедневной основе.

Как принять участие в эксперименте? ФНС (территориальные органы или ее подведомственные организации) предлагает организациям и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют расчеты и состоят на учете в налоговом органе на территории субъектов РФ, определенных для проведения эксперимента, принять участие в эксперименте путем направления им уведомления. В уведомлении об участии в эксперименте сказано, что налоговый орган приглашает принять участие в эксперименте конкретного участника. Напомним, что участие в эксперименте добровольное.

Организация или индивидуальный предприниматель в 10-дневный срок со дня получения такого уведомления в случае согласия участвовать в эксперименте сообщает о своем решении в письменной форме соответствующему налоговому органу. Надо полагать, что если организация или индивидуальный предприниматель не готовы к такому участию, то никаких ответных шагов делать не надо.

Организация или индивидуальный предприниматель, подтвердивший согласие участвовать в эксперименте, заключает с ОФД (ГНИВЦ ФНС РФ) договор на обработку фискальных данных. Затем происходит процедура регистрации участника в системе, после чего становится возможным обмен фискальными данными между ККТ и ОФД.

Как сказано на сайте ФНС, с точки зрения контролируемости хода эксперимента предлагается ограничить количество участников эксперимента. Предполагается, что в эксперименте не будет участвовать больше 1 000 единиц ККТ на субъект РФ.

Информация об эксперименте. Информация о проведении эксперимента, в том числе об операторах фискальных данных, принимающих участие в эксперименте, ФНС размещает на своем официальном сайте в сети Интернет.

В ходе эксперимента планируется получать регулярные отчеты налогоплательщиков, провести аудит расходов на связь, провести расчет себестоимости тарифа ОФД. С точки зрения оценки технологии планируется собирать и в дальнейшем предоставить статистику по выявленным ошибкам, проблемам и вопросам, статистику по оборотам и количеству пробитых чеков.

Требования к ККТ, участвующей в эксперименте

ККТ, участвующая в эксперименте, должна соответствовать определенным требованиям:

  1. иметь корпус и устройство приема-передачи информации;
  2. иметь фискальную память, накопитель фискальной памяти и контрольную ленту;
  3. обеспечивать передачу налоговым органам через оператора фискальных данных отражаемой на кассовом чеке информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт в электронном виде;
  4. принимать в электронном виде от оператора фискальных данных фискальный признак и отражать его на кассовом чеке;
  5. обеспечивать печать кассовых чеков;
  6. иметь часы реального времени;
  7. при расчете с использованием платежной карты отражать на кассовом чеке информацию, подтверждающую факт осуществления расчета с использованием платежной карты;
  8. обеспечивать прием информации о расчетах с использованием платежных карт от устройства для считывания платежных карт;
  9. обеспечивать доступ пользователя к информации о произведенных пользователем наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;
  10. обеспечивать в случае временного отсутствия связи направление налоговым органам через оператора фискальных данных в электронном виде отраженной на кассовом чеке информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, осуществленных с момента прекращения связи до момента ее восстановления;
  11. печатать на кассовом чеке следующие обязательные реквизиты:
  • наименование документа – кассовый чек;
  • наименование организации или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • номер контрольно-кассовой техники;
  • порядковый номер кассового чека;
  • дату и время покупки товара (выполнения работы, оказания услуги);
  • стоимость товара (работы, услуги) с указанием суммы НДС;
  • применяемую систему налогообложения;
  • форму расчета (наличная и (или) с использованием платежной карты);
  • фискальный признак (в случае временного отсутствия связи фискальный признак не отражается на кассовом чеке, выполненном на бумажном носителе);
  • фискальный режим;
  • наименование оператора фискальных данных;
  • адрес сайта в сети Интернет, по которому может быть осуществлена проверка факта наличия у оператора фискальных данных информации о кассовом чеке, реквизитах кассового чека и предоставления кассового чека в электронной форме.

Регистрация ККТ в налоговом органе. Для регистрации (перерегистрации, снятия с регистрации) ККТ в налоговом органе пользователь направляет в налоговый орган (для юридического лица – по месту нахождения или для физического лица – по месту жительства) заявление о регистрации (перерегистрации, снятии с регистрации) по установленной форме.

Налоговый орган не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления регистрирует (перерегистрирует, снимает с регистрации) ККТ и направляет пользователю в электронной форме карточку регистрации (перерегистрации, снятия с регистрации) по установленной форме.

Налоговый орган вправе отказать в регистрации (перерегистрации, снятии с регистрации) в случае:

  • представления заявления в ненадлежащий территориальный налоговый орган;
  • представления документов, оформленных с нарушением установленного порядка, и (или) неустранения пользователем недостатков, выявленных территориальным налоговым органом при рассмотрении указанных документов;
  • наличия в заявлении недостоверных сведений;
  • представления заявления для регистрации модели ККТ, не включенной в Государственный реестр.

В случае отказа налоговый орган обязан уведомить об этом пользователя в электронной форме.

Сегодня процесс регистрации ККТ в налоговом органе выглядит следующим образом:

  1. Налогоплательщик заключает договор на техническое обслуживание и ввод ККТ в эксплуатацию с центром технического обслуживания (ЦТО);
  2. Налогоплательщик подает заявление на регистрацию в налоговый орган;
  3. Налогоплательщик представляет ККТ для осмотра и фискализации в налоговый орган;
  4. ККТ опломбируется мастером ЦТО;
  5. Налоговым органом выдается карточка регистрации в течение пяти дней.

Действующий порядок требует ежегодной перерегистрации ККТ.

Предлагается упростить процесс регистрации ККТ следующим образом:

  1. Налогоплательщик регистрируется и подает заявление о регистрации ККТ с применением электронной подписи на сайте оператора;
  2. Оператор направляет в налоговый орган электронный запрос о регистрации ККТ;
  3. Налоговый орган регистрирует ККТ и направляет карточку регистрации оператору, который отправляет ее налогоплательщику.

Договор с ОФД. Организация или индивидуальный предприниматель, подтвердившие согласие на участие в эксперименте, заключают с ОФД договор на обработку фискальных данных в целях обеспечения передачи информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт.

Договор на обработку фискальных данных должен содержать следующие условия:

  • безвозмездность оказания услуг по обработке фискальных данных;
  • срок действия договора;
  • обязанность по соблюдению конфиденциальности при обработке фискальных данных;
  • ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора;
  • порядок расторжения договора.

Установлено, что условия договора для организаций и индивидуальных предпринимателей, расположенных на территории одного муниципального образования, должны быть одинаковыми.

Обратите внимание:

Пользователь не может одновременно являться оператором фискальных данных.

Под пользователем в данном случае понимается лицо, применяющее ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт с покупателем (клиентом) при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг.

Программное обеспечение. Для участия в эксперименте нет необходимости приобретать новую ККТ. В эксперименте предполагается организовать работу как с моделями ККТ, которые эксплуатируются у налогоплательщика, так и новыми моделями ККТ, которые могут быть основаны на мобильных платформах. Модели ККТ, которые эксплуатируются у налогоплательщика, условно могут быть разделены на два основных вида:

  • фискальные регистраторы, которые работают в составе компьютерных систем;
  • автономная ККТ.

Предложенная технология позволяет модернизировать существующую технику путем установки дополнительного программного обеспечения. Обязательным условием участия в эксперименте является подключение ККТ к сети Интернет.

Предлагается несколько способов модернизации ККТ:

  • установка дополнительного программного обеспечения, которое взаимодействует с фискальным регистратором. Список поддерживаемых фискальных регистраторов приведен на сайте ФНС;
  • установка специальной версии программного обеспечения для управления торговлей или предприятием общественного питания, которая поддерживает технологии эксперимента.

* * *

Таким образом, в настоящее время происходит поэтапный переход от финансово затратного и обременительного для бизнеса порядка применения кассовых аппаратов к современной модели учета операций с наличными деньгами, который позволит в несколько раз снизить расходы налогоплательщиков и отказаться от ежегодной перерегистрации кассовых аппаратов с их обязательным физическим осмотром и опломбированием в налоговом органе.

Проведение эксперимента позволит «обкатать» технические и организационные вопросы реализации предлагаемой технологии в реальных условиях, максимально приблизить ее к потребностям законопослушных налогоплательщиков и сделать ее простой, дешевой и удобной для них. Также по итогам эксперимента будет определена эффективность реализации налоговыми органами контрольных функций при применении такой технологии.

Полученные данные о расчетах позволят построить систему контроля для автоматизированного выявления нарушений порядка применения ККТ и исключить проверки добросовестных налогоплательщиков.

Разработчики новой модели работы с ККТ называют следующие преимущества для бизнеса и государства.

Для бизнеса:

  1. снижение стоимости обслуживания ККТ;
  2. возможность применения при расчетах смартфонов, планшетов;
  3. электронная регистрация ККТ;
  4. отмена ежегодной перерегистрации.

Для государства:

  • обеспечение интересов государства;
  • сокращение налоговых проверок;
  • оптимизация контрольной работы и налогового администрирования.

В заключение еще раз отметим, что сегодня данный эксперимент предполагает добровольное участие в нем, но его итоги будут проанализированы, и такой опыт, скорее всего, будет применим ко всем налогоплательщикам, обязанным применять ККТ. Следите за развитием событий! 

  1. Подробнее читайте об этом в статье Е. П. Зобовой «Планируемые изменения в законодательстве о ККТ» в № 4, 2013.

Комментарии

2
  • Afrа
    А что у вас за компания? у вас много чеков?
  • Над. К

    Цитата:
    "а это десятки тысяч людей, которые окажутся без
    работы.
    " У нас десятки тысяч людей производят ККМ?

    Цитата:
    "Далее все
    упомянутые планшетники и смартфоны, а также принтера, относятся к категории
    бытовых приборов, поэтому когда вы используете их в коммерческих целях, вы не
    сможете предъявить претензии производителю
    " Это вообще что-то из области фантастики. Название "бытовой прибор" никак не влияет на возможность использования его в предпринимательской деятельности.