Проанализируем вопросы организации системы расчетов (электронных платежей) за товары, которые приобретаются физическими лицами в интернет-магазинах, расположенных за пределами территории РФ, в частности в Китае. В качестве основы (базы) для такой системы расчетов иностранный инвестор может рассматривать вопрос об учреждении на территории России специализированной компании, имеющей лицензию Банка России на осуществление расчетов с использованием электронных денежных средств .
Часть 1
В целях единообразного понимания используемых в статье терминов и сокращений приведем следующие их определения.
Оператор ЭДС (электронных денежных средств) — юридическое лицо (компания), которое имеет право осуществлять деятельность по приему и переводу электронных денежных средств и ведет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 2 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон о НПС).
Платежная система — совокупность организаций, взаимодействующих для перевода денежных средств, деятельность которых регламентирована едиными правилами платежной системы.
Пользователь — физическое лицо, которое не является индивидуальным предпринимателем и приобретает на возмездной основе товары в интернет-магазине для удовлетворения личных (семейных) потребностей.
Товары — бытовая техника, книги и другие товары повседневного спроса, права на которые не подлежат какой-либо специальной регистрации по законодательству РФ.
Магазин (интернет-магазин) — иностранное юридическое лицо (компания), обладающее гражданской правоспособностью, созданное в соответствии с законодательством Китая. Магазин в рассматриваемом случае выступает в роли продавца товара пользователю по договору розничной купли-продажи.
Банк России (Центральный банк РФ) — регулирующий орган, который осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований банковского законодательства в России.
Кредитная организация — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и обладающее правом осуществления банковских операций на основе специального разрешения (лицензии) Банка России. Кредитные организации в совокупности образуют банковскую систему России.
Возможность осуществления на территории России деятельности оператора ЭДС с иностранным капиталом (участием)
Российское законодательство не запрещает операторам ЭДС с иностранным капиталом вести деятельность на территории России. Вместе с тем оператор ЭДС должен обладать статусом кредитной организации, а к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранным капиталом существуют специальные требования, установленные Федеральным законом от 2 декабря 1991 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках и банковской деятельности).
Во-первых, Законом предусмотрена возможность установления размера (квоты) участия иностранного капитала в банковской системе России (ст. 18). Эта квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ. По достижении этой квоты создание новых кредитных организаций с иностранным капиталом может быть запрещено. Отметим, что указанная квота должна устанавливаться специальным федеральным законом, однако на сегодняшний день такой закон не принят, в связи с чем квота участия иностранного капитала в банковской системе России не установлена.
В настоящее время обсуждается возможность установления такой квоты в размере 50% (квоту предложил установить Минфин России в апреле 2013 г. ), однако окончательное решение по данному вопросу не принято.
По некоторым оценкам, даже в случае установления такой квоты в среднесрочной перспективе это не приведет к фактическим ограничениям по созданию новых кредитных организаций с иностранным участием, так как, по сведениям Банка России, текущий уровень участия иностранного капитала в банковской системе оценивается в 27,7% .
Во-вторых, Банк России вправе устанавливать для кредитных организаций с иностранным капиталом ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности (в настоящее время в отношении Китая таких ограничений не установлено).
В-третьих, для создания кредитных организаций с иностранным капиталом, а также для приобретения долей в уставных капиталах российских кредитных организаций установлены некоторые специальные требования. Главными из них являются:
- обязанность получения предварительного разрешения Банка России на создание кредитной организации с иностранным участием ;
- обязанность получения предварительного согласия Банка России на приобретение доли более 10% в уставном капитале российской кредитной организации.
Кроме того, если на участие в уставном капитале российской кредитной организации требуется согласие соответствующего контрольного органа страны местопребывания инвестора, необходимо также предоставить такое согласие .
Возможные способы владения нерезидента оператором ЭДС в России
Инвестор может выступать непосредственно учредителем (собственником) оператора ЭДС (в форме осуществления прямых инвестиций). При этом следует помнить, что российское законодательство предъявляет специальные требования к финансовому положению и деловой репутации учредителей (собственников) кредитных организаций, и в некоторых случаях может потребоваться раскрытие всей цепочки конечных бенефициаров российской кредитной организации.
В отношении учредителей-нерезидентов оператора ЭДС законодательством не установлено каких-либо специальных требований к их статусу или организационно-правовой форме (т.е. учредитель-нерезидент может быть из любой страны и осуществлять свою деятельность в виде юридического лица, созданного в соответствии с законодательством своей страны).
Если учредитель-нерезидент зарегистрирован в одном из государств с льготным налоговым режимом и отсутствием тарифных методов таможенного регулирования, к нему могут применяться меры особого контроля, а также положения специального законодательства.
Принимая во внимание тенденции, наметившиеся в российском законодательстве (в частности, борьбу с офшорами), в настоящей статье не рассматриваются особенности владения кредитной организацией на территории РФ компанией-нерезидентом, которая зарегистрирована в одном из офшорных государств (территорий).
Хотя, как уже отмечалось, формальных ограничений и требований к статусу компании-инвестора (учредителя) не предъявляется, необходимо учитывать, что учреждение или приобретение оператора ЭДС потребует получения согласия Банка России. На принятие положительного решения по данному вопросу окажет непосредственное влияние финансовое положение и деловая репутация учредителей-нерезидентов.
При этом Банк России может применять меры особого контроля в отношении иностранных инвестиций в банковскую систему РФ от учредителей-нерезидентов, которые зарегистрированы в одном из государств с льготным налоговым режимом и отсутствием тарифных методов таможенного регулирования, или в отношении инвестиций от резидента, в котором доля такого нерезидента превышает 50% .
Помимо этого Банк России осуществляет контроль и надзор за сделками (прямыми или косвенными), в результате которых меняется контроль над акционерами (участниками), которым принадлежит более 10% акций/долей оператора ЭДС (для совершения таких сделок потребуется получить предварительное согласие Банка России).
Перечень необходимых разрешительных документов (лицензий) для осуществления деятельности оператора ЭДС
Осуществлять переводы электронных денежных средств может кредитная организация, которая обладает необходимой для этого лицензией. Такая организация может существовать в форме банка или небанковской кредитной организации.
Основные различия между ними состоят в требованиях к минимальному размеру уставного капитала и в перечне банковских операций, которые они вправе осуществлять (банки вправе осуществлять весь комплекс банковских операций, тогда как небанковские кредитные организации — только ограниченный перечень).
Кроме того, существенное различие заключается в требованиях к размеру уставного капитала: у банков уставный капитал должен быть не менее 300 млн руб., а у небанковских кредитных организаций — не менее 90 млн руб. или не менее 18 млн руб. (зависит от перечня банковских операций, которые планирует осуществлять организация) .
Вести деятельность по переводу электронных денежных средств могут и банки, и небанковские кредитные организации, если выданная им лицензия позволяет осуществлять такие расчеты .
Банк вправе заниматься переводами электронных денежных средств при наличии:
- генеральной лицензии (эта лицензия позволяет совершать все банковские операции), или
- лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц), или
- лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц).
Небанковская кредитная организация может вести деятельность по переводу электронных денежных средств при наличии:
- лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций (эта лицензия может быть выдана небанковской кредитной организации с минимальным уставным капиталом в размере 90 млн руб.) или
- лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (эта лицензия может быть выдана небанковской кредитной организации с минимальным уставным капиталом в размере 18 млн руб.).
Обе указанные лицензии позволяют небанковским кредитным организациям осуществлять перевод электронных денежных средств. Вместе с тем первая лицензия предоставляет больше возможностей для оператора ЭДС. В частности, при наличии первой лицензии оператор ЭДС может самостоятельно открывать банковские счета магазинам — получателям платежей и зарабатывать на обслуживании этих счетов. При наличии второй лицензии оператор ЭДС получает лишь возможность открывать магазинам специальные банковские счета, которые могут использоваться только для осуществления операций внутри платежной системы (т.е. с таких банковских счетов нельзя перечислять деньги в другие кредитные организации, в том числе за границу).
Кроме того, при наличии первой лицензии оператор ЭДС сможет самостоятельно осуществлять конвертацию денежных средств (например, из рублей в юани и т.п.), тогда как при наличии второй лицензии оператор ЭДС сможет совершать операции только в рублях (в этом случае конвертировать рубли в другую валюту должны будут банки, где открыты расчетные счета магазина).
Допустимые организационно-правовые формы оператора ЭДС с иностранным капиталом и участием
Оператор ЭДС может вести свою деятельность в форме акционерного общества (открытого или закрытого) или общества с ограниченной ответственностью.
Действующее законодательство предусматривает, что оператор ЭДС должен обладать статусом кредитной организации (п. 1 ст. 12 Закона о НПС). В свою очередь, кредитная организация может осуществлять свою деятельность в форме хозяйственного общества (под хозяйственным обществом понимается коммерческая организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом) .
Налоговые аспекты деятельности оператора ЭДС в России
Оператор ЭДС является хозяйственным обществом. При оплате уставного капитала данного общества либо размещаемых данным обществом акций их приобретение учредителем (акционером) не будет приводить к получению подлежащего налогообложению дохода у оператора ЭДС .
В целом налогообложение оператора ЭДС не отличается от налогообложения иных российских юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли имеет право осуществлять банковские операции, которой, в частности, является перевод денежных средств . При этом кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (как указывалось ранее, оператор ЭДС обязан обладать статусом кредитной организации).
Таким образом, деятельность по осуществлению расчетов, в том числе с использованием электронных денежных средств, является деятельностью, направленной на получение дохода, и осуществляется российским юридическим лицом (кредитной организацией). При осуществлении такой деятельности российское юридическое лицо уплачивает налоги в полном объеме в соответствии с положениями налогового законодательства РФ. При расчете налоговых обязательств по некоторым отдельным налогам (например, налогу на прибыль организаций) кредитные организации могут использовать специальные положения (нормы), предусмотренные для них, однако в целом налогообложение кредитных организаций не отличается от налогообложения иных российских юридических лиц (осуществляющих любую иную коммерческую деятельность).
При этом на оператора ЭДС (который является по своему статусу кредитной организацией) распространяются обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и непосредственно не связанные с уплатой налогов (к примеру, обязанность предоставления сведений, необходимых для налогового контроля) .
В настоящее время стандартная ставка налога на прибыль для российских юридических лиц установлена в размере 20%.
Прибыль, полученная в результате осуществления оператором ЭДС коммерческой деятельности, может быть распределена по решению учредителей (акционеров) и выплачена им в качестве дивидендов.
На основании п. 1 ст. 43 НК РФ дивидендами признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения.
В соответствии с положениями ст. 309 НК РФ если российская компания выплачивает дивиденды иностранному учредителю (акционеру), то полученные иностранной организацией дивиденды признаются ее доходами, которые не связаны с осуществлением ею предпринимательской деятельности в РФ. Такие доходы являются объектом налогообложения независимо от формы, в которой они получены (в частности, в натуральной форме, путем погашения обязательств этой организации, в виде прощения ее долга или зачета требований к этой организации).
Лицо, которое выплачивает дивиденды (в нашем случае — оператор ЭДС), признается налоговым агентом и обязано рассчитать, удержать и перечислить в бюджетную систему РФ сумму налога на дивиденды. Согласно подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ стандартная ставка налога на дивиденды, выплачиваемые иностранному учредителю, составляет 15% от суммы, подлежащей выплате.
Особенности выплаты дивидендов учредителю (акционерам) из Китая
Между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 27 мая 1994 г. (далее — Соглашение) .
В соответствии с п. 1—2 ст. 9 Соглашения дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является лицом с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве, лицу с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве, могут облагаться налогом в этом другом договаривающемся государстве. Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в договаривающемся государстве, в котором компания, выплачивающая дивиденды, имеет постоянное местопребывание, и в соответствии с законодательством этого договаривающегося государства, но если получатель дивидендов фактически имеет на них право, то взимаемый налог не должен превышать 10% валовой суммы дивидендов.
Как уже отмечалось, согласно положениям налогового законодательства РФ лицо, которое выплачивает дивиденды (оператор ЭДС), признается налоговым агентом. Такой статус возлагает обязанность одновременно с выплатой дохода (дивидендов) рассчитать сумму налога на них, удержать из выплаты данную сумму и перечислить ее в бюджет РФ. Таким образом, оператор ЭДС не имеет права перечислить сумму дивидендов, предварительно не удержав сумму налога (на основании Соглашения при выплате дивидендов в России будет удержан налог по ставке 10%, однако затем получатель дивидендов в Китае сможет снизить китайский налог на доходы с суммы полученных дивидендов на сумму уплаченных в России налогов).
Согласно п. 3 ст. 310 НК РФ в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в РФ по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога может быть осуществлено по пониженной ставке при условии наличия у российской организации подтверждения о постоянном местонахождении иностранной организации в государстве, с которым заключено соглашение. В силу требований ст. 312 НК РФ такое подтверждение должно быть предоставлено иностранной организацией до даты выплаты доходов и заверено компетентным органом соответствующего государства.
Таким образом, с учетом приведенных норм налогового законодательства РФ и Соглашения выплата дивидендов иностранному учредителю — резиденту КНР может производиться с удержанием налога по ставке 10% при наличии надлежащего подтверждения, что он является резидентом КНР. В противном случае налог должен быть удержан по ставке 15%.
Исчисленная по этой ставке сумма налога должна быть удержана и перечислена в бюджет российской организацией (оператором ЭДС), которая в данном случае выступает в качестве налогового агента.
В случае неисполнения указанной обязанности налоговый агент может быть привлечен к налоговой ответственности в виде уплаты штрафа в размере 20% от суммы подлежащего удержанию налога (ст. 123 НК РФ). При этом в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой в РФ с него также может быть принудительно взыскана сумма неудержанного налога , а также пени. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Аспекты валютного законодательства при выплате дивидендов
Выплата дивидендов российской компанией — резидентом в пользу участника-нерезидента является валютной операцией с точки зрения Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании).
Валютные операции между резидентами и нерезидентами по общему правилу осуществляются без ограничений (из этого правила существует несколько исключений, однако к выплате дивидендов они не применяются) .
Таким образом, выплата дивидендов в рассматриваемой нами ситуации осуществляется без ограничений. Оформления паспорта сделки при выплате дивидендов не требуется (ввиду того, что суммы операций не будут значительными) .
Дополнительно отметим, что Банк России в информационном письме от 31 марта 2005 г. № 31 подтвердил возможность выплаты нерезидентам дивидендов в иностранной валюте по акциям российских эмитентов, являющимся внутренними ценными бумагами, со своих текущих валютных счетов, открытых в уполномоченных банках.
Валютное законодательство содержит определенные требования о предоставлении банку, через который осуществляется выплата дивидендов, информации от резидента в связи с такими выплатами (ч. 11 ст. 19 Закона о валютном регулировании). В рассматриваемом случае информация предоставляется в упрощенной форме ввиду отсутствия требований об оформлении паспорта сделки и заключается в предоставлении банку расчетного документа по валютной операции в виде распоряжения о переводе денежных средств с указанием кода вида операции — 50 110 (расчеты резидента в пользу нерезидента при выплате дивидендов (доходов) от инвестиций в форме капитальных вложений) . При этом указанный документ может быть составлен банком самостоятельно, если это предусмотрено договором между банком и резидентом, на основании документов, представленных резидентом до осуществления валютной операции .
Часть 2
Возможность и порядок перечисления денежных средств компании, находящейся на территории Китая, за продажу товаров в России при условии расчетов за товары через оператора ЭДС, налоговые последствия таких действий
Действующее законодательство допускает возможность организации перечисления электронных денежных средств (ЭДС) со стороны российских пользователей за товары, приобретаемые в китайских интернет-магазинах, через оператора ЭДС.
Структура взаимоотношений сторон при таких расчетах может быть различной и зависит от множества факторов (организационных, финансовых и т.п.). На рисунке изображена одна из возможных схем взаимоотношений сторон при осуществлении таких расчетов.
Рисунок. Возможная схема взаимодействия сторон при перечислении электронных денежных средств за товары китайских интернет-магазинов через оператора ЭДС
Взаимодействие между оператором ЭДС, пользователем и магазином
Пользователь является клиентом оператора ЭДС на основании договора, по которому ему предоставлена возможность осуществления электронных платежей. Договор может заключаться посредством регистрации аккаунта пользователя в системе оператора ЭДС и присоединения к действующим правилам электронных расчетов, которые утверждены оператором. После заключения договора у пользователя появляется электронный кошелек (открытый у оператора ЭДС), на котором учитываются доступные электронные денежные средства. При этом пользователь может иметь один из двух статусов:
- персонифицированный пользователь (для этого оператор ЭДС должен произвести идентификацию пользователя в соответствии с требованиями банковского законодательства);
- неперсонифицированный пользователь (в этом случае идентификация не требуется).
Персонифицированные пользователи имеют право осуществлять платежи в размере до 600 000 руб. (для разовой операции), а объем ежемесячных операций для таких пользователей не ограничен.
Неперсонифицированные пользователи имеют право осуществлять платежи на сумму до 15 000 руб. (для разовой операции), но не более чем на 40 000 руб. в месяц (п. 4 ст. 10 Закона о НПС ).
Магазин также является клиентом оператора ЭДС на основании договора, по которому магазину предоставлена возможность принимать электронные платежи пользователей за оплату товаров магазина. После заключения договора у магазина появляется электронный кошелек (открытый у оператора ЭДС), на котором учитываются доступные электронные денежные средства.
Между пользователем и магазином заключается договор купли-продажи товара, оплату по которому пользователь осуществляет посредством перевода электронных денежных средств.
Распоряжение на перевод платежа может поступать оператору ЭДС:
- напрямую от пользователя;
- от магазина, который в этом случае будет выступать по поручению пользователя (т.е. пользователь должен дать право магазину потребовать платеж от оператора ЭДС, а магазин направляет это требование оператору ЭДС).
Перевод электронных денежных средств происходит путем одновременного:
- уменьшения баланса на электронном кошельке пользователя (плательщика);
- увеличения баланса на электронном кошельке магазина (получателя).
Иными словами, перевод происходит путем виртуального изменения сведений о доступных средствах без осуществления межбанковских расчетов. Этим обусловлено различное отображение на схеме движения обычных (наличных и безналичных) денежных средств (жирная стрелка) и электронных денежных средств (пунктирная стрелка).
Оператор ЭДС обязан информировать пользователя о каждом платеже . После перевода средств обязательства пользователя (покупателя) перед магазином (продавцом) считаются исполненными.
При взаимодействии пользователя, оператора ЭДС и магазина большое значение имеет информационный обмен. Должен существовать единый центр обмена информацией, который позволит аккумулировать информацию о расчетах:
- электронными денежными средствами (эти расчеты осуществляются между электронными кошельками пользователя и магазина);
- обычными денежными средствами (межбанковских расчетах) и поступлении денежных средств на банковский счет магазина.
Таким центром обмена информацией может выступать оператор ЭДС, который в этом случае должен иметь соглашения об обмене информацией с пользователем (это соглашение может быть составной частью клиентского договора, поэтому не отображено на схеме отдельно), магазином (отражено на схеме отдельно) и банками (данное соглашение также может быть частью договора на ведение корреспондентских счетов, поэтому не отражено на схеме отдельно).
Также центром обмена информацией может быть иное юридическое лицо, которое должно будет в этом случае иметь соглашения об обмене информацией со всеми перечисленными субъектами и оператором ЭДС.
Оператор ЭДС может входить в одну из действующих платежных систем (тогда его деятельность будет также подчинена правилам платежной системы). Это может позволить ему расширить клиентскую базу (круг лиц, которые могут осуществлять через оператора ЭДС электронные платежи, или круг получателей электронных платежей).
Отношения между оператором ЭДС и банками
На электронном кошельке магазина может аккумулироваться сумма не более 600 000 руб. В случае превышения этой суммы все поступающие платежи должны зачисляться оператором ЭДС на банковский счет магазина, который он сообщил оператору ЭДС.
Такой банковский счет может быть открыт магазином непосредственно у оператора ЭДС, если лицензия оператора позволяет осуществлять открытие подобных счетов (к примеру, лицензия может быть выдана расчетной небанковской кредитной организации). В этом варианте после зачисления денежных средств на банковский счет магазина, открытый у оператора ЭДС, денежные средства могут быть перечислены на банковский счет магазина, открытый в другой кредитной организации.
Также банковский счет магазина может быть открыт в другой кредитной организации (банке). В этом случае оператор ЭДС будет перечислять денежные средства на банковский счет магазина в другой кредитной организации (банке). С этого банковского счета затем они могут быть перечислены на банковский счет магазина в китайском банке.
Между оператором ЭДС и банками, где открыты банковские счета магазина, должны быть заключены соглашения о ведении корреспондентских счетов для того, чтобы осуществлять межбанковские расчеты.
В России правом заключать такие соглашения обладают кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации), имеющие лицензию на осуществление операций в иностранной валюте, при условии, что в лицензии не ограничено их право на установление корреспондентских отношений с банками-нерезидентами (п. 8.7 Инструкции № 135-И ).
Специальные требования установлены для заключения таких соглашений с банками-нерезидентами, зарегистрированными на территориях офшорных зон иностранных государств. В перечень этих зон включены две территории Китайской Народной Республики: Гонконг (Сянган) , Макао (Аомынь) . Полный перечень представлен в Приложении № 1 к Указанию Банка России от 7 августа 2003 г. № 1317-у (далее — Указание № 1317-у).
С банками-нерезидентами из офшорных зон установление корреспондентских отношений возможно при соблюдении следующих условий :
- размер собственных средств (капитала) банка-нерезидента составляет не менее 100 млн евро;
- банк-нерезидент предоставил копии аудиторских заключений о достоверности финансовой отчетности за последние три года деятельности;
- банк-нерезидент предоставил документы, подтверждающие наличие постоянного офиса в стране местонахождения (регистрации).
Условия договоров на ведение корреспондентских счетов различаются в разных банках. Также несколько различается в разных банках перечень документов, которые должен предоставить банк-нерезидент для заключения соглашения о ведении корреспондентских счетов.
Налоговый статус участников расчетов
Согласно п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на прибыль в российский бюджет признаются не только российские, но и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации (для целей уплаты налога на прибыль) понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную:
- с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
- проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
- продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
- осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 НК РФ.
В то же время факт ведения иностранной организацией на территории РФ деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства (указанных ранее) не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства. К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся (п. 4 ст. 306 НК РФ):
- использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;
- содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;
- содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;
- содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;
- содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.
Таким образом, наличие или отсутствие у иностранного юридического лица постоянного представительства на территории РФ определяется совокупностью операций, которые совершает это лицо на территории РФ. В ситуации, при которой магазин будет осуществлять деятельность в РФ, на наш взгляд, могут иметься риски квалификации со стороны налоговых органов данной деятельности как приводящей к возникновению постоянного представительства в РФ.
Однако если у магазина имеется уверенность, что он будет вести деятельность, указанную в п. 4 ст. 306 НК РФ, то осуществление такой деятельности не приведет к созданию постоянного представительства.
Деятельность магазина также возможна в качестве российского юридического лица (компании-резидента). Однако в этом случае изменятся налоговые последствия осуществления магазином его деятельности (налоговые последствия описаны ниже для ситуации, когда магазин является компанией-нерезидентом и не осуществляет деятельности на территории России, не обладает имуществом или представительством).
Налоговые последствия взаимодействия участников расчетов
Оценка налоговых последствий для пользователя
В силу положений п. 1 ст. 207 НК РФ физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, обязаны уплачивать налог на доходы. Под доходом понимается как доход, полученный физическим лицом на территории РФ, так и доходы, полученные от источников за пределами РФ. В настоящее время стандартная ставка налога на доходы физических лиц установлена в размере 13%, для отдельных видов доходов установлены специальные ставки (п. 1 ст. 224 НК РФ).
Однако в связи с совершением на возмездной основе покупок товаров в интернет-магазине пользователь какого-либо дохода не получает.
Таким образом, у пользователя в связи с приобретением товара в интернет-магазине налоговых обязательств не возникает.
Оценка налоговых последствий для магазина
Российским налогом на прибыль облагается прибыль иностранных организаций, полученная от деятельности их представительств на территории РФ. Однако согласно п. 9 ст. 306 НК РФ иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории России через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.
Данное положение, по нашему мнению, применимо в отношении магазина, если отгрузку товаров на территорию РФ он будет производить самостоятельно, а на территории России он будет осуществлять организацию расчетов, действуя при этом исключительно через оператора ЭДС. Следовательно, в отсутствие иных признаков постоянное представительство на территории РФ у магазина не образуется.
Доход от продажи товаров потребителям не подпадает под перечень подлежащих обложению российским налогом на прибыль доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в РФ (ст. 309 НК РФ).
Таким образом, у магазина (иностранного юридического лица — при соблюдении описанных нами условий), осуществляющего продажу товара потребителям, проживающим в РФ, на наш взгляд, не возникает налоговых обязательств на территории РФ.
Оценка налоговых последствий для оператора ЭДС
Оператор ЭДС, являясь российской организацией, будет рассматриваться в качестве плательщика налога на прибыль. Для российских организаций прибылью признается сумма полученных доходов, уменьшенная на произведенные расходы (п. 1 ст. 247 НК РФ). Получение платы за продаваемый магазином товар осуществляется на основании договора, заключенного между пользователем и оператором ЭДС. Как правило, за услуги по осуществлению переводов электронных денежных средств оператор ЭДС взимает с пользователя плату. Аналогичным образом (на возмездной основе) выстраиваются отношения и с получателем электронных денежных средств, в данном случае с магазином. Сумма полученного (удержанного) оператором ЭДС комиссионного вознаграждения включается в доходы оператора ЭДС. Денежные средства, перечисляемые магазину, в доход оператора ЭДС не включаются (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Полученный финансовый результат (доходы минус расходы) облагается налогом по ставке 20%.
Оператор ЭДС (с учетом своего статуса кредитной организации с иностранным капиталом) будет являться плательщиком налога на добавленную стоимость. Однако услуги по переводу электронных денежных средств не будут облагаться данным налогом (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Другими словами, на оператора ЭДС возлагается обязанность по ведению налогового учета в целях расчета и уплаты НДС. Однако сам расчет налога производится только по тем операциям, которые подлежат обложению данным налогом. К примеру, услуги по переводу электронных денежных средств не облагаются НДС, в то же время оператор ЭДС вправе оказывать клиентам любые другие услуги, которые, возможно, будут являться основанием для начисления НДС. Оператор ЭДС обязан ежеквартально представлять налоговую декларацию по НДС, даже если он в отчетном периоде не оказывал услуг (не совершал операций), подлежащих налогообложению. В таком случае фактической обязанности по уплате налога не возникает, а декларация рассматривается как заявление об отсутствии соответствующих операций (обязанностей).
Кроме того, на оператора ЭДС возлагаются обязанности по уплате иных налогов и сборов, предусмотренных НК РФ, а также обязательных платежей во внебюджетные фонды.
Аспекты валютного законодательства
На переводы ЭДС в иностранной валюте и валюте РФ между резидентами и нерезидентами распространяются требования валютного законодательства РФ .
Как уже отмечалось, валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений. Исключение составляют лишь отдельные случаи, которые к рассматриваемой ситуации неприменимы (ст. 11 Закона о валютном регулировании ).
Для осуществления расчетов между пользователем и магазином не требуется оформления паспорта сделки. Это связано с тем, что сумма обязательств по каждому отдельному договору купли-продажи товаров будет менее суммы в эквиваленте 50 000 долл. США (п. 5.2 Инструкции № 138-И ).
При осуществлении расчетов потребуется составить расчетный документ по валютной операции в виде распоряжения о переводе денежных средств . Такое распоряжение может быть составлено в электронном виде .
Таким образом, на наш взгляд, со стороны валютного законодательства не имеется каких-либо препятствий или ограничений для осуществления расчетов между пользователем и магазином.
Рассмотрим валютные аспекты перечисления денежных средств:
- со счета оператора ЭДС на счет магазина в российском банке (в случае, когда у магазина нет открытого счета у оператора ЭДС);
- со счета магазина у оператора ЭДС на счет магазина в российском банке (в случае, когда у магазина имеется открытый счет у оператора ЭДС);
- со счета магазина в российском банке на счет магазина в китайском банке.
Валютные аспекты перечисления денежных средств со счета оператора ЭДС на счет магазина в российском банке (когда у магазина нет открытого счета у оператора ЭДС) совпадают с рассмотренными ранее валютными аспектами перевода ЭДС между пользователем и магазином со следующими уточнениями. Поскольку в рассматриваемом случае списание валюты РФ с расчетного счета в валюте РФ осуществляется путем прямого дебетования с согласия резидента (оператора ЭДС), составления расчетного документа не требуется . Составления паспорта сделки также не требуется, поскольку расчеты в указанном случае осуществляются не во исполнение перечисленных в п. 5.1 Инструкции № 138-И договоров.
Валютные аспекты перечисления денежных средств со счета магазина у оператора ЭДС на счет магазина в российском банке (когда у магазина имеется открытый счет у оператора ЭДС) и со счета магазина в российском банке на счет магазина в китайском банке совпадают вне зависимости от валюты расчетов и заключаются в следующем. Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты и валюты Российской Федерации с банковских счетов в российских банках на счета в банках за пределами территории РФ или в российских банках (ч. 1 ст. 10 Закона о валютном регулировании). В силу наличия у участников расчетов статуса нерезидента отсутствуют требования о предоставлении банку информации и о составлении паспорта сделки .
Таким образом, мы не усматриваем со стороны валютного законодательства каких-либо препятствий или ограничений для осуществления всех трех перечисленных видов расчетов.
Допустимость и порядок трансграничного обмена персональными данными между Россией и Китаем при использовании электронных денежных средств
По общему правилу трансграничная передача персональных данных на территорию Китая (кроме специального административного района Гонконг) не допускается. Однако из этого правила есть ряд исключений. В частности, трансграничная передача персональных данных на территорию Китая допускается при наличии в письменной форме согласия физического лица на передачу его персональных данных за границу или при исполнении договора, стороной которого является физическое лицо.
Передача персональных данных из России при автоматической обработке возможна только в страны, которые являются сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, заключенной в г. Страсбурге 28 января 1981 г. (далее — Конвенция), а также в иностранные государства, обеспечивающие адекватную защиту прав субъектов персональных данных (перечень таких государств утверждается Роскомнадзором).
Китай не является членом Совета Европы и, как следствие, стороной Конвенции. Также Китай не включен в перечень государств, которые обеспечивают адекватную защиту персональных данных при автоматизированной обработке . Исключение составляет только специальный административный район Китая — Гонконг, который согласно перечню такую защиту обеспечивает.
Следовательно, по общему правилу передача персональных данных из России на территорию Китая не допускается (за исключением административного района Гонконг).
Вместе с тем из общего правила есть несколько исключений. В частности, трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных,может осуществляться :
- при наличии согласия в письменной форме физического лица на трансграничную передачу его персональных данных;
- при исполнении договора, стороной которого является субъект персональных данных;
- в ряде иных случаев, которые, на наш взгляд, неприменимы к рассматриваемой ситуации .
Необходимость передачи персональных данных на территорию Китая (а также порядок такой передачи) будет зависеть от выбранного способа информационного обмена между участниками расчетов. Полагаем, что возможно такое построение взаимоотношений сторон, при котором необходимости передачи персональных данных на территорию Китая не возникнет (к примеру, если центр обмена информацией между участниками расчетов будет расположен на территории России). При этом отметим, что автоматизированная обработка персональных данных на территории России должна осуществляться с соблюдением целого ряда установленных требований (они определены Законом о персональных данных).
Авторы благодарят юрисконсульта «ФБК Право» И.И. Щербинина за содействие в подготовке материала.
- В статье не рассматривались аспекты таможенного законодательства, которые могут иметь существенное значение в части необходимости уплаты физическими лицами таможенных платежей за приобретаемый товар.
- http://www.vedomosti.ru/finance/news/10930201/minfin_podgotovil_zakonoproekt_o_dole_inostrannogo_kapitala
- http://cp.ru/analytics/bank_system/PUB_131001.pdf?pid=bnksyst&sid=ITM_41321
- Статья 18 Закона о банках и банковской деятельности.
- Пункт 4 Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями (утв. Банком России 23 апреля 1997 г. № 437; далее — Положение об особенностях регистрации).
- Статья 11 Закона о банках и банковской деятельности.
- Статья 17 Закона о банках и банковской деятельности.
- Пункт 5 Положения об особенностях регистрации.
- Статья 11 Закона о банках и банковской деятельности.
- Пункт 1 ст. 12 Закона о НПС.
- Статья 1 Закона о банках и банковской деятельности.
- Пункт 1 ст. 66 Гражданского кодекса РФ.
- Пункт 1 ст. 277 Налогового кодекса РФ.
- Пункт 9 ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности.
- Пункт 2 ст. 11 НК РФ.
- Ратифицировано Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 37-ФЗ.
- См. п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57.
- Статья 6 Закона о валютном регулировании.
- Статья 11 Закона о валютном регулировании.
- Пункт 5.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее — Инструкция № 138-И).
- Пункт 3.1 Инструкции № 138-И.
- Приложение 2 к Инструкции № 138-И.
- Пункт 3.5 Инструкции № 138-И.
- Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
- Пункт 4 ст. 9 Закона о НПС.
- Инструкция Банка России от 2 апреля 2010 г. № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
- Пункт 1.5 Приложения № 1 к Указанию № 1317-у.
- Пункт 2.11 Приложения № 1 к Указанию № 1317-у.
- Пункт 3 Указания № 1317-у.
- Пункт 24 ст. 7 Закона о НПС.
- Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
- Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».
- Пункт 3.1 Инструкции № 138-И.
- Пункт 1.4 Инструкции № 138-И.
- Пункт 3.3 Инструкции № 138-И.
- Статьи 19, 20 Закона о валютном регулировании.
- Пункты 1, 4 ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных).
- Приказ Роскомнадзора от 15 марта 2013 г. № 274 «Об утверждении перечня иностранных государств, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных».
- Пункт 4 ст. 12 Закона о персональных данных.
- Полный перечень случаев перечислен в п. 4 ст. 12 Закона о персональных данных.
Начать дискуссию