Право на вычет
Инвесторы, вложившие свои средства в строительство, имеют право на вычет НДС. Ведь, согласно пункту 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства, а также суммы налога, предъявленные по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, подлежат вычету. Поэтому если компания выступает только инвестором, а непосредственно стройкой занимается застройщик, то вычет инвестор может получить и по услугам застройщика, и по работам подрядчиков.
С вычетом НДС по услугам застройщика проблем нет. А вот с вычетом налога, предъявленного подрядчиками, ситуация не так проста. Осложнить положение могут разъяснения, приведенные в постановлении Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33, размещенном на сайте ВАС РФ 24 июня 2014 года (далее – постановление № 33), по вопросам исчисления и уплаты НДС. Они даны арбитражным судам для формирования единого подхода.
Чем это может обернуться для инвесторов? Попытаемся разобраться.
Позиция Минфина России
Подрядчиков, которые выполняют работы и оказывают услуги во время строительства, может быть много. Кроме того, каждый из них может выполнять разные работы, выставляя при этом соответствующие счета-фактуры. Как в такой ситуации инвестору получить «входные» счета-фактуры, подтверждающие его право на вычет? Должен ли застройщик перевыставлять каждый документ, полученный от подрядчика, на имя инвестора? К сожалению, ответов на эти вопросы нет ни в Налоговом кодексе РФ, ни в постановлении Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.
На помощь пришел Минфин России, разъяснив, что организация, выполняющая функции застройщика, на основании счетов-фактур, полученных от подрядных организаций по выполненным строительно-монтажным работам и поставщиков товаров (работ, услуг), выставляет инвестору сводный счет-фактуру. И что данный документ позволяет инвестору получить вычет (письма от 4 февраля 2013 г. № 03-07-10/2254, от 18 октября 2011 г. № 03-07-10/15).
К такому счету-фактуре застройщику необходимо приложить копии счетов-фактур, полученных им от подрядной организации, и копии первичных документов. При этом финансисты указали, что строительно-монтажные работы и товары (услуги) в сводном счете-фактуре целесообразно выделить в самостоятельные позиции.
Сумму НДС, указанную в сводном счете-фактуре, следует определить расчетным методом, исходя из сумм налога, предъявленных застройщику поставщиками и подрядчиками, и доли инвестора в общей сумме инвестиций на строительство объекта.
Выставить сводный счет-фактуру застройщик должен не позднее пяти календарных дней с даты подписания передаточного акта, по которому построенный объект передается инвестору. › |
Вопросы остались
Между тем и после опубликованных разъяснений финансового ведомства у налогоплательщиков остались вопросы, ответы на которые они так и не получили.
Например, кого следует указывать в качестве продавца: реальных подрядчиков или застройщика? И если надо указывать фактических исполнителей, то как быть, если подрядчик был не один? Можно ли в этом случае продублировать строки 2, 2а, 2б счета-фактуры?
Да, Минфин России и налоговая служба не возражают против включения в счет-фактуру дополнительных реквизитов. Об этом говорится в письмах Минфина России от 27 ноября 2013 г. № 03-07-09/51186, от 10 апреля 2013 г. № 03-07-09/11863, от 30 октября 2012 г. № 03-07-09/146, от 15 августа 2012 г. № 03-07-09/118, ФНС России от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96@ и др.
Но разве информация о продавце не основная, а дополнительная? А ведь ошибка, препятствующая налоговым органам идентифицировать реального продавца, может быть основанием для отказа в принятии сумм налога к вычету (п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ).
Или же в качестве продавца можно указать застройщика?
Как в табличной части сводного счета-фактуры отразить работы и услуги, выполненные разными подрядчиками?
Об этом специалисты финансового ведомства не упоминают.
Наличие судебной практики по вопросам применения инвесторами вычетов по НДС свидетельствует о нормативной неурегулированности порядка реализации указанного права инвестора.
Однако пока арбитражные суды поддерживали налогоплательщиков и признавали правомерность вычетов по сводным счетам-фактурам, оформленным в соответствии с разъяснениями Минфина России. › |
Но ситуация может кардинально поменяться, и инвесторы, получающие сводные счета-фактуры от застройщиков, могут оказаться в зоне риска и лишиться права на налоговый вычет по ним.
Пленум ВАС РФ о статусе застройщика
Дело в том, что в пункте 22 постановления № 33 прямо указано, что в целях применения главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ застройщика (технического заказчика), не выполняющего одновременно функции подрядчика, надлежит квалифицировать в качестве посредника.
По мнению автора, такое толкование означает следующее: застройщики в своей работе должны руководствоваться теми же правилами оформления счетов-фактур, что и комиссионеры с агентами. То есть они должны перевыставлять инвесторам каждый счет-фактуру, полученный от подрядчика. Права выставлять своим клиентам сводные счета-фактуры у посредников нет (подп. «а», «в»–«д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры… утвержденных постановлением Правительства РФ № 1137).
В письме Минфина России от 27 ноября 2013 г. № 03-07-14/51334 по поводу возможности составления агентом для одного принципала сводных счетов-фактур на основании счетов-фактур, полученных от нескольких продавцов, разъяснено, что такой порядок составления счетов-фактур постановлением № 1137 не предусмотрен.
Указывать себя в качестве продавцов посредники тоже не имеют права. По этому поводу ВАС РФ еще весной прошлого года указал, что в счете-фактуре, который посредник перевыставляет заказчику, в строках 2, 2а, 2б должен быть указан фактический продавец, который является плательщиком сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных ему покупателем (решение от 25 марта 2013 г. № 153/13).
Отсутствие в счете-фактуре сведений о продавце нарушает требования подпункта 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ и не позволяет покупателю получить вычет.
Постановления Пленума ВАС РФ обязательны для применения арбитражными судами, и с даты их опубликования правоприменительная практика считается определенной (п. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ). › |
Таким образом, можно предположить, что шансы получить вычет по сводному счету-фактуре, выставленному застройщиком, у инвесторов существенно снизятся (за исключением разве что сводного счета-фактуры, в который включены работы от одного подрядчика).
Автор считает, что данный вывод подтверждают и вводимые с 1 января 2015 года изменения, внесенные Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 238ФЗ в правила оформления документов и отчетности по НДС, касающиеся в том числе и непосредственно застройщиков. А также поправки в оформлении журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур… внесенные в постановление № 1137постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 735. Согласно им, графы, добавленные для посредников, должны заполнять не только комиссионеры и агенты, но и застройщики (технические заказчики).
Рекомендации
Если инвестор получил сводный счет-фактуру после выхода постановления № 33, то во избежание налоговых рисков, по мнению автора, лучше попросить застройщика заменить сводные счета-фактуры на «посреднические».
Ведь налоговики наверняка возьмут выгодные для них выводы Пленума ВАС РФ на вооружение. Тем более что в письме Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571 подчеркнуто, что если позиция контролирующих органов по какому-либо вопросу отличается от позиции ВАС РФ (или ВС РФ), то налоговые органы должны руководствоваться мнением судей, а не разъяснениями Минфина России или ФНС России.
Причем поступать так они должны начиная со дня размещения соответствующих документов на официальном сайте ВАС РФ (ВС РФ).
Если же сводные счета-фактуры были получены инвестором до опубликования постановления № 33 (то есть раньше 24 июня 2014 года), то автор советует инвесторам не волноваться. Во-первых, выполнение письменных разъяснений Минфина России о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения налогового законодательства является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения (подп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса РФ). А во-вторых, согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Начать дискуссию