НДС

НДС: спорные вопросы

Организации, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить в инспекцию по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие, что объем полученной ими выручки не превышает предельный размер (2 млн руб. за три предшествующих месяца).

Освобождение от уплаты НДС

Организации, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить в инспекцию по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие, что объем полученной ими выручки не превышает предельный размер (2 млн руб. за три предшествующих месяца).

При этом налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. Как отмечено в постановлении № 33, в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения.

Поэтому лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь на основании непредставления в установленный срок уведомления и документов.

Аналогичным подходом следует руководствоваться и в случае ненаправления (несвоевременного направления) в налоговый орган уведомления о продлении использования права на освобождение и необходимых документов (п. 4 ст. 145 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, в постановлении № 33 указано, что при исчислении размера выручки от реализации товаров, работ и услуг в целях применения статьи 145 Налогового кодекса РФ надлежит исходить из предусмотренных законодательством правил ее признания и отражения в бухгалтерском учете. Ведь источником сведений о выручке организации за соответствующие периоды являются регистры бухгалтерского учета. При этом поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения), учитываться при определении размера выручки не должны.

Если выставлен счет-фактура

В подпункте 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога (освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков), в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением НДС перечислить соответствующую сумму в бюджет.

В постановлении № 33 подчеркнуто, что возникновение в этом случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов.

На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. При этом возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями главы 21 Налогового кодекса РФ не предусмотрена.

Налог также подлежит уплате в бюджет, если при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, покупателю был выставлен счет-фактура с выделением суммы НДС. Причем в этом случае обязанность уплатить налог возлагается на лицо, являющееся налогоплательщиком. В связи с этим можно применить и налоговые вычеты.

Выбытие имущества

В пункте 10 постановления № 33 даны рекомендации по определению налоговых последствий выбытия (списания) имущества в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика (утрата имущества по причине порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и тому подобных событий). В этом случае следует учитывать, что, исходя из содержания пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ, такое выбытие не является операцией, учитываемой при формировании объекта налогообложения.

Однако налогоплательщик обязан зафиксировать факт выбытия и то обстоятельство, что имущество выбыло именно по указанным основаниям, без передачи его третьим лицам. Ведь согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ, он обязан доказать наличие тех фактов своей деятельности, которые влияют на формирование финансового результата, служащего основанием для определения объема налоговой обязанности.

При возникновении спора о соответствии действительности причин выбытия имущества суды будут учитывать характер деятельности налогоплательщика, условия его хозяйствования, а также принимать во внимание соответствие объемов и частоты выбытия имущества обычному для такой деятельности уровню и иные подобные обстоятельства. Кроме того, будут оцениваться возражения налоговиков относительно вероятности выбытия имущества по указанным налогоплательщиком причинам, в частности, доводы о чрезмерности потерь. Если установлен факт выбытия имущества, однако не подтверждено, что выбытие имело место в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика, судам рекомендовано исходить из наличия у него обязанности исчислить НДС по правилам, установленным пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ для случаев безвозмездной реализации имущества.

Необходимость выполнения предписаний

Невыполнение налогоплательщиком при осуществлении хозяйственной деятельности тех или иных предписаний, установленных как публично-правовыми, так и гражданско-правовыми нормами (например, неполучение в необходимых случаях лицензии, иных разрешений или согласований, неосуществление регистрации договора и т. п.), влечет неблагоприятные для него налоговые последствия. В частности, невозможность использовать освобождение от налогообложения конкретных операций, применять налоговые вычеты и др. Но лишь в том случае, если это прямо предусмотрено положениями части второй Налогового кодекса РФ (п. 11 постановления № 33). Так, пункт 6 статьи 149 НК РФ, содержащей перечень освобождаемых от налогообложения операций, прямо оговаривает, что в случае если на осуществление соответствующей деятельности необходима лицензия, такое освобождение действует только при ее наличии у налогоплательщика.

Вычеты у инвестора

На основании пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства основных средств.

В пункте 22 постановления № 33 указано, что при толковании этой нормы следует учитывать, что, исходя из ее содержания, возникновение у налогоплательщика, являющегося инвестором, права на вычет не зависит от того, в каком порядке осуществляются расчеты за выполнение подрядных работ и, соответственно, кто предъявил ему к уплате упомянутые суммы – непосредственно подрядная организация или застройщик (технический заказчик). Вместе с тем во взаимоотношениях с инвестором застройщика (технического заказчика), не выполняющего одновременно функции подрядчика, надлежит квалифицировать в качестве посредника и применять к нему правила пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса РФ.

Начать дискуссию